Получи документы

Профилактика аграмматической дисграфии у дошкольников с ОНР

Ярославна Комарцова
Профилактика аграмматической дисграфии у дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

ЦЕЛЬ:

Устранение предрасположенности к нарушениям письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в рамках подготовки их к школе.

ЗАДАЧИ:

1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.

2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.

3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.

4. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.

Публикация «Профилактика аграмматической дисграфии у дошкольников с ОНР» размещена в разделах

5. Формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому, составлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу.

6. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведении серий, включающих несколько различных движений.

7. Развитие мелкой моторики рук. С использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками. Обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином.

8. Развитие тактильных ощущений: профилактическая работа по предупреждению дисграфии (узнай букву, «написанную» на спине, на руке, в воздухе, на ощупь.)

9. Подготовка к обучению грамоте, знакомство с основными понятиями (предложение, слово, слог, звук, буква, составление схем).

Решение всех этих задач помогает сформировать базу для овладения школьными знаниями.

Введение.

Развитие речи становиться всё более актуальной проблемой в нашем обществе.

Снижается уровень бытовой культуры, безграмотное говорение с экранов телевизоров, потеря контактов родителей с детьми, когда родители вынуждены с утра до вечера работать, чтобы выжить, недостаточное внимание к развитию речи ребёнка в семье.

Патологии в перинатальном, натальном, постнатальном периоде развития, соматические заболевания ребёнка- всё это возлагает большую ответственность на учителей- логопедов по преодолению речевых патологий, профилактике дисграфий, развитию связной речи.

Впервые на нарушение чтения и письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А. Куссмауль в 1877г.

В наше время нарушение письма изучается психологами, педагогами, дефектологами.

Выделяются понятия: «Алексия», «Дислексия», «Аграфия».

Выделяют 5 видов нарушения письменной речи. Один из них- это аграмматическая дисграфия, которая появляется у детей на почве общего недорвзвития речи. В основе ее лежит несформированность у ребенка грамматического строя устной речи. Может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. Это выражается в неточности употребления слов, неправильном написании окончаний, в неумении согласовывать слова в предложении, неверном употреблении предлогов.

Характерные ошибки. Характерными ошибками в устной речи у дошкольников могут быть :

•искажение морфологической структуры слова, замена префиксов, суффиксов (захлестнула - «нахлестнула», козлята - «козлёнки»);

•изменение падежных окончаний («много деревов»);

•нарушение предложных конструкций (над столом - «на столом»);

•изменение падежа местоимений (около него - «около ним»);

•изменение числа существительных («дети бежит»);

•нарушение согласования («бела дом»);

•нарушение синтаксического оформления речи (трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушение последовательности слов в предложении).

В дальнейшем эти ошибки проявляются у детей в школе на письме.

В связной письменной речи у школьников выявляются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между отдельными предложениями.

Чтобы этого не допустить, необходимо формировать грамматический строй речи еще в дошкольный период. И чем раньше, тем лучше.

Проводя работу по профилактике дисграфий у дошкольников с ОНР я учитываю психофизические, психологические, соматические и педагогические аспекты нарушений.

Так у детей с нарушением лексико-грамматической структуры наблюдается психофизическая неготовность к обучению в школе:

1. Несформированы пространственно-временные представления, что приводит к стойким ошибкам на письме.

2. Недоразвитие мелкой моторики и общей моторики влияет на развитие графомоторных навыков.

3. У детей с недоразвитием лексико-грамматической структуры страдает импрессивная и экспрессивная речь.

Это влечет за собой недостаточную дифференцированность речевых звуков, понимание сначала отдельных слов т предложений.

Дети не могут самостоятельно пересказать текст, составить рассказ по серии сюжетных картин, составить творческий рассказ.

Занимаясь с детьми с ОНР старшей группы комбинированной направленности я провожу следующие мероприятия:

1. Провожу работу по выявлению следующих речевых нарушений:

1) Состояние речевого аппарата, речевой моторики.

2) Состояние мимической мускулатуры.

3) Состояние мелкой моторики.

4) Состояние общей моторики.

5) Общее звучание речи.

6) Звукопроизношение.

7) Фонематический.

8) Воспроизведение слоговой структуры слова.

9) Состояние грамматического строя речи.

10) Лексика.

11) Понимание речи.

12) Обследование речи.

2. Составляю план коррекционной работы.

3. Составляю календарный план.

4. Работу провожу на подгрупповых и индивидуальных занятиях

Работа по преодолению аграмматической дисграфии.

Этапы:

1. Диагностический: обследование детей, сбор анамнеза.

2. Подготовительный: заполнение речевых карт. Составление плана коррекционной работы.

3. Коррекционный

1) Коррекция речевых процессов.

2) Коррекция не речевых процессов (направленное на предупреждение дисграфических ошибок).

3) Устранение нарушений зв/пр.

4) Развитие фонематического анализа и синтеза.

5) Пополнение словарного запаса.

6) Развитие высших психических функций.

7) Работа над грамматическим строем речи.

8) Совершенствование пространственно-временных представлений.

9) Развитие графомоторных навыков.

10) Развитие связной речи.

Основные направления работы по устранению предпосылок аграмматической дисграфии.

Для формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи проводится следующая работа:

1. Работа над словоизменением:

- образование множественного числа имен существительных;

- согласование прилагательных с существительными;

- согласование существительных с числительными.

2. Работа над словообразованием:

- образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов;

- образование глаголов при помощи приставок;

- образование относительных прилагательных;

- образование притяжательных прилагательных;

- образование названий детенышей животных;

-подбор однокоренных слов.

3. Работа над предлогами (пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений) .

4. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им.

5. Работа над предложением.

6. Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составлению описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.

Методы и приёмы в работе по профилактике аграмматической дисграфии.

Важным моментом профилактики дисграфии и подготовке к школе детей с ОНР становится выбор методов обучения. Самый эффективный метод – использование дидактической игры, как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в то же время основного вида деятельности дошкольника.

1. Осознание звуковой стороны речи (речь делиться на звуки, слоги, слова) :

«Кто придумает конец»

«Какое слово потерялось?»

«Измени слово»

2. Стимуляция слухового внимания:

«Угадай, кто кричит?»

«С какой стороны звук?»

3. Совершенствование фонетического восприятия и воспитания правильных фонематических представлений.

«Где стол, а где столы?»

«Где девочка рисует карандаш?»

«где девочка рисует карандашом?»

4. Совершенствование фонематического анализа и синтеза:

- Отхлопать слоговую структуру слова.

- Отхлопать слова.

5. Развитие зрительно-пространственного внимания и наглядно-образного мышления:

«Противоположности» (антонимы)

«где находится?» (пространственное взаиморасположение предлогов НАД, ПОД, ВПЕРЕДИ. ПОЗАДИ)

6. Развитие пространственно-временных представлений:

«Что изменилось?»

«Запомни карточку и выбери такую же».

7. Последовательность речи:

«Повтори и добавь»

«Продолжи ряд»

8. Работа над словоизменением:

1). «Один-много» ( цель: образование множественного числа существ. в

Имен. и Родит. падежах) можно использовать картинки или играть, кидая мяч;

2). «Помоги сосчитать» ( цель: согласование существительных с числительными 1, 2, и 5) можно использовать картинки или играть, кидая мяч;

3). «Какой? Какая? Какое? Какие?» ( цель: согласование прилагательных с существительными в роде, числе) ;

4). «Кому что дам?» ( цель: образование существительных Дательного падежа по теме – «Инструменты») Повару дам (что) – поварёшку…

5).«Профессии» или «Кто чем работает?» ( цель:образование существительных Творительного падежа) Столяр работает (чем) – рубанком…

9. Работа над словообразованием:

1). «Кто спрятался за деревом?» ( цель: образование притяжательных прилагательных по теме – «Дикие животные»)

2). «Кто спрятался за забором?» ( цель: образование притяжательных прилагательных по теме – «Домашние животные»)

3). «Кто спрятался в джунглях? ( цель: образование притяжательных прилагательных по теме – «Животные жарких стран»)

4). «Хвосты» ( цель: образование притяжательных прилагательных по теме – «Дикие животные»);

5). «Помоги повару» ( цель: образование относительных прилагательных по темам – «Фрукты», «Ягоды», «Овощи»);

6). «Волшебный паровозик» ( цель: образование слов с помощью суффикса - ИЦА) (сахар-сахарница, хлеб-хлебница, перец-перечница и т. д.)

7). «Помоги маме найти детёныша» или «Собери семью» ( цель: образование названий детенышей животных, птиц)

8). «Назови ласково» ( цель: образование уменьшительно-ласкательного суффикса существительных по всем лексическим темам)

9). «Из чего мы сделаны» ( цель: образование относительных прилагательных) стакан из стекла-стеклянный, кастрюля из металла-металлическая и т. д.

10). «Маленький, большой, огромный» ( цель: образование слов с помощью суффикса – ИЩА, -ИЩЕ) котик – кот – котище…

11). «Новые слова» (образование новых слов, с помощью приставок) ;

Работа над предложением.

Работа над предложением осуществляется по следующему плану: 1. Двусоставные предложения, включающие существительные в Им. п. и глагол 3-го лица настоящего времени (дерево растёт).

2. Распространённые предложения из 3-4 слов (Девочка моет куклу. Девочка гладит платье утюгом.)

Полезной является работа по распространению предложений с помощью слов, обозначающих признак предмета: (Бабушка даёт внучке ленту. - Бабушка даёт внучке красную ленту. -Бабушка даёт внучке красную длинную ленту).

При построении предложений полезно составлять графические схемы, которые помогают символизировать предметы и отношения между ними.

Виды заданий:

1. Составление предложения по картинке, а под картинкой выкладывается схема.

2. Подбор предложений к данной графической схеме; запись их под соответствующей схемой.

3. Самостоятельное придумывание предложений по данной графической схеме.

4. Из двух предложений выбрать то, которое подходит к предложенной схеме. Формирование функции словоизменения и словообразования осуществляется как в устной, так и в письменной речи.

Дидактические игры должны основываться на следующих принципах:

•дидактическая игра должна опираться на программный материал;

•дидактическая игра должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов (зрительного и тактильного);

•пособия, используемые логопедом или воспитателем при проведении дидактических игр, должны быть внешне привлекательными;

•условия игры и количество пособий, используемых в ней, должны обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный процесс.

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи. Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания.

Практический опыт заключается в классифицировании и дифференцировании дидактических игр, как средств профилактики дисграфии с указанной категорией детей.

Методическая литература:

1. Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина «Основы логопедии» Москва «Просвещение» 1989г.

2. З. Е. Агранович «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР» СПб «Детство-пресс», 2005г.

3. Л. Н. Арефьева «лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет» «ТЦ Сфера», 2004г.

4. Т. В. Александрова «Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников» СПб «Детство-пресс», 2004г.

5. Г. А. Османова, Л. А. Позднякова «Игры и упражнения для развития общих речевых навыков»СПб КАРО, 2004г.

6. А. И. Максаков, Г. А. Тумакова «Учите, играя. Игры и упражнения со звучащим словом» Москва Мозаика-синтез 2005г

7. Р. Кирьянова «Игры со словами» СПб Каро, 2010г.

8. Г. П. Шалаева «Логопедические игры» Слово-АСТ Москва 2005г

9. Е. В. Новикова «Секреты предлогов и падежей» Москва «Издательство ГНОМ и Д» 2007г.

10. Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская «Логосказки» СПб КАРО 2002г.

11. Е. М. Косинова «Грамматическая тетрадь» №1,2, 3,4. Москва «ТЦ Сфера», 2008г.

12. Е. Куцина, Н. Созонова, Н. Хрушкова «Учимся пересказывать» «ЛИТУР», 2014г.

13. И. А. Чистякова «33 игры для развития глагольного словаря дошкольника» СПб КАРО, 2005г.

14. Л. Г. Парамонова «Предупреждение и устранение дисграфий у детей» СПб Союз, 4004г.

15. Л. В. Зубарева «Коррекция письма на уроках. 1-4 классы» «Учитель», 2008г.

16. О. Г. Ивановская, Л. Я. Гадасина, Т. В. Николаева, С. Ф. Савченко «Дисграфия и Дизорфография : изучение, методика, сказки.» СПб КАРО, 2008г

17. О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская «Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи» СПб «Речь», 2005г.

18. А. В. Ястребова, Т. П. Бессонова «Обучаем читать и писать без ошибок» АРКТИ, 2007г.

19. Л. Г. Парамонова «Предупреждение и устранение дисграфии у детей» СПб СОВА, 2004г.

20. Е. В Мазанова «Коррекция аграмматической дисграфии» Москва «Издательство ГНОМ и Д» 2006г.

21. И. В. Прищепова «Дизорфография младших школьников» СПб КАРО, 2006г.

Публикации по теме:

Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии»Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии» Нередко родители замечают, что их ребёнок пишет буквы зеркально. Это выражается в том, что ребёнок может нарушить ориентированность буквы:.

Консультация для педагогов «Профилактика нарушения зрения у дошкольников» Цель: познакомить родителей с гимнастикой для глаз. Разучить комплекс упражнений для сохранения зрения у детей. Очень часто мы корим себя.

Консультация для родителей «Профилактика коронавируса» Консультация для родителей «Профилактика коронавируса»Коронавирус – это целое семейство вирусов, которое включает более 30 видов. Виды объединены.

Консультация «Профилактика нарушений осанки» В дошкольном возрасте довольно часто выявляются нарушения осанки и другие отклонения в опорно – двигательном аппарате. Под осанкой ребенка.

Профилактика гриппа «Лотосы»Профилактика гриппа «Лотосы» Дети большую часть времени проводит в детском садике, поэтому воспитатели должны обеспечить полный комплекс мер, которые помогут избежать.

Консультация для родителей «Здоровые ножки. Профилактика плоскостопия у дошкольников«Консультация для родителей «Здоровые ножки. Профилактика плоскостопия у дошкольников« Консультация для родителей "Здоровые ножки" У 65 % дошколят плоскостопие. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата оказывают негативное.

Профилактика ОРЗ и ОРВИ в весенний период у старших дошкольниковПрофилактика ОРЗ и ОРВИ в весенний период у старших дошкольников Вот и наступила долгожданная весна! Журчат ручьи, ярко светит солнышко, заметно прибавился день. Но к сожалению,тёплое солнышко не поможет.

Профилактика плоскостопияПрофилактика плоскостопия Профилактика плоскостопия. Для предупреждения плоскостопия рекомендуются умеренные упражнения для мышц, ног и стоп, ежедневные прохладные.

Профилактика суицидов в подростковом возрасте Особенности профилактики суицида в школьном возрасте Частота суицидальных действий среди молодежи, у нас в России, в течение последних двух.

Профилактика употребления ПАВ среди школьников Выступление на школьном методическом объединении классных руководителей «Профилактика употребления ПАВ» Выработка у подрастающего поколения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика аграмматической дисграфии у дошкольников с ОНР
Опубликовано: 22 января 2021 в 17:41
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профилактика аграмматической дисграфии у дошкольников с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Ярославна Комарцова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД