Гульмира Кулушева
Профессиональные компетенции учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать
"Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том,
что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним"
Л. Н. Толстой
Довольно часто в нашем современном мире педагоги, специалисты логопеды находятся в постоянном поиске новых форм и методов своего профессионального мастерства. Именно сейчас как никогда ранее, требуется от учителя и, конечно же от логопеда профессиональной компетентности, уровня его подготовки, а также постоянного совершенствования профессионального мастерства.
Публикация «Профессиональные компетенции учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС » размещена в разделах
Учитель – логопед - специально профессионально подготовленный педагог, оказывающий квалифицированную педагогическую помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
2 слайд
Профессиональные качества педагога :
• Увлеченность педагогической деятельностью;
• Дисциплинированность;
• Психолого-педагогическая зрелость и наблюдательность;
• Педагогический оптимизм;
• Педагогическое воображение;
• Организаторские способности;
• Любовь к воспитанникам;
• Самообразование и целеустремленность.
3 слайд
Компетенции современного учителя-логопеда
в рамках дошкольного образования.
Учитель-логопед - представитель педагогической профессии, он, как и любой педагог, должен владеть совокупностью конкретных профессиональных компетенций. Они обусловлены способностью, выполнять определенные профессиональные функции, отличающие его как специалиста от других педагогов.
Компетентность - осведомлённость, авторитетность, обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем- либо, качество человека, обладающего всесторонними знаниями; это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
Личностно-профессиональные качества учителя-логопеда :
Профессиональный долг служения обществу и людям с ОВЗ;
• Профессионализм (педагогические компетенции и профессиональные
качества педагога);
• Милосердие (как способность к бескорыстной помощи, прощению,
состраданию);
• Опыт.
4 слайд
Структура ключевых компетенций в образовании :
Учебные компетенции
1. Организовывать процесс изучения и выбирать собственную траекторию
образования.
2. Решать учебные и самообразовательные проблемы.
3. Связывать воедино и использовать отдельные части знания.
4. Использование имеющихся педагогических инноваций и создание собственных инновационных приемов.
5. Принимать на себя ответственность за получаемое образование.
6. Создание авторской инновационной программы, участие в педагогических исследованиях.
Исследовательские компетенции :
1. Самостоятельное обнаружение проблем в решении конкретных практических задач.
2. Получение и обработка информации.
3. Поиск и внедрение в педагогическую практику новых педагогических идей, психодиагностических методов и процедур новых способов и оптимальных методов решения педагогических и коррекционных задач, для решения образовательных проблем, построения коррекционно-образовательного процесса.
4. Умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.
5. Трансляция своего опыта в педагогическое сообщество. Представление и обсуждение результатов исследования, положительного опыта своей профессиональной деятельности в разнообразных аудиториях.
Социально-личностные компетенции
1. Компетенция саморазвития и самовыражения.
2. Рефлексивная компетенция.
3. Осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций. Знание законов и нормативных актов.
4. Оценивать социальную ситуацию, связанную со здоровьем, потреблением и окружающей средой.
5. Быть способным к социальному взаимодействию.
6. Владеть совместной профессиональной деятельностью.
7. Толерантность, уважение к межкультурным различиям.
8. Осмысленно воспринимать и бережно относиться к историческому и культурному наследию.
Коммуникативные компетенции педагога
1. Обладать способностью к межличностной коммуникации. Умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника. Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей.
2. Сопереживать эмоциональному состоянию ребенка
3. Выстроить доверительные отношения с ребёнком.
4. Владение грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы.
5. Дискутировать, грамотно и тактично высказать мнение, аргументировать свою позицию.
6. Сотрудничать и работать в команде. Способность и готовность к сотрудничеству. Выстраивание коммуникативного пространства.
Личностно-адаптивные компетенции педагога
1. Использовать новую информацию и информационно-коммуникативные
технологии.
2. Реализация личностного ресурса педагога.
3. Креативность, творческий подход.
4. Проявлять эмоциональную и поведенческую гибкость.
5. Быть упорным и стойким перед трудностями.
6. Быть подготовленным к самообразованию и самоорганизации.
5 слайд
Роль самообразования в развитии профессиональной
компетентности педагога
Большую роль в развитии профессиональной компетенции играет самообразование.
Как говорил немецкий педагог и просветитель Адольф Дистервег:
«Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным»
Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки.
• Самообразование осуществляется добровольно;
• Осуществляется сознательно;
• Планируется, управляется и контролируется самим человеком;
• Необходимо для совершенствования каких-либо качеств
6 слайд
Направления самообразования учителя-логопеда и навыков.
• Профессиональное (предмет исследования)
• Психолого-медико-педагогическое
• Нейропсихологическое
• Неврологическое
• Нейропедагогическое
• В области здоровье-сберегающих технологий
• В области ИКТ-технологий
• Методическое
• Лингвистическое (языковое)
7 слайд
Значение самообразования для профессиональной компетентности учителя-логопеда.
• Повышение качества профессиональных компетенций
• Готовность к педагогическому творчеству
• Профессиональный рост
• Создание имиджа современного учителя – новатора, учителя-мастера, учителя-наставника
• Соответствие учителя-логопеда требованиям и запросам общества и государства
8 слайд
Новые требования к подготовке учителя-логопеда :
Учитель-логопед должен соответствовать следующим требованиям:
1. Необходимо быть знакомым с новейшей специальной литературой; свободно владеть различными методами и способами воспитания и обучения; дифференцированными и индивидуальными формами работы.
Знание актуальных проблем логопедии и теоретических основ работы с конкретной категорией детей.
Данные знания помогут учителю-логопеду организовать эффективный коррекционно-образовательный процесс, помочь советами родителям и педагогам.
2. Кроме педагогических знаний учитель-логопед должен хорошо знать общую и возрастную психологию.
Без этого нельзя понять природу, сущность и характер отклонений в психической деятельности ребенка, обусловленных его дефектом, нельзя правильно прогнозировать результаты, перспективы развития.
3. Необходимы знания в вопросах медицинского и клинического характера, понимания физиологических закономерностей.
Для этого учитель-логопед взаимодействует с разными специалистами, проходит своевременную подготовку в профессиональном направлении.
4. Серьезные требования предъявляются к личности педагога:
— он должен быть глубоко гуманным человеком, любящим детей и стремящимся им помочь;
— педагог в специальном образовательном пространстве должен быть очень добрым и терпеливым, разумно реагирующим на самые необычные формы поведения своих воспитанников;
— должен владеть ситуацией, в случае необходимости принимать быстрые и обоснованные решения и реализовать их на практике.
5. Учитель-логопед должен быть проницательным и сдержанным, тактичным и профессиональным в общении и работе с родителями воспитанников с ОВЗ.
Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательном коррекционно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
6. Педагог должен знать особенности развития каждого своего воспитанника, зону актуального развития и зону ближайшего развития, чтобы спланировать свою работу.
7. Работа педагога с детьми с ОВЗ всегда связана с большой отдачей сил, энергии. Она невозможна без наличия глубоких, разносторонних знаний, объединенных с высокими человеческими качествами.
Поэтому необходима профессиональная поддержка учителя-логопеда, грамотное профессиональное методическое сопровождение и самообразование.
Спасибо за внимание!
9 слайд