Диана Сосновских
Профессиограмма воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговая выпускная работа
слушателя программы профессиональной переподготовки
«Образование и педагогика: педагогика и психология дошкольного образования»
Профессиограмма воспитателя
МБДОУ детский сад №184
(наименование образовательной организации)
Выполнил:
Сосновских Д. С.
___ 28.10.18
подпись дата
г. Екатеринбург
2018 г.
Введение…. …. 3
Глава 1. Общая характеристика профессии…. …. 5
Глава 2. Должностные обязанности воспитателя…. …. …. 6
Глава 3. Условия труда….…. …. …. 8
Публикация «Профессиограмма воспитателя» размещена в разделах
Глава 4. Требования к уровню подготовки воспитателя. ….…. …. 10
Глава 5. Способности для успешного овладения профессией …. 11
Глава 6. Востребованность профессии…. ….…. 12
Глава 7. Средняя заработная плата воспитателя …. …. 13
Глава 8. Карьерный рост…. ….…. 14
Заключение…. …15
Список литературы и источников…. …. 16
Содержание
Введение
В современном обществе в связи с особенностями социально-экономического и технического развития всех сфер и форм нашей жизни, увеличением сложности, ответственности и опасности многих видов труда, повышением требований к уровню функциональных резервов человека при выполнении профессиональных задач возрастает роль психологических знаний о трудовой деятельности человека. Эти знания наряду с информацией о профессии сосредоточены в специальных документах – профессиограммах [5].
Разработка профессиограммы сложный и трудоемкий процесс. Чтобы она отражала истинное положение дела, необходимо иметь как можно больше сведений о той или иной профессии. Источником может служить описание в различной литературе, экскурсии, беседы со специалистами, просмотр научно-популярных, документальных фильмов и конечно непосредственное изучение деятельности, наблюдение за процессом труда. Работа по составлению профессиограммы позволяет глубже узнать содержание профессии, оценить профпригодность к ней отдельных типов личности [7].
Актуальность работы обусловлена постоянным ростом требований организаций к профессиональным и личным качествам работников, необходимостью рационально подобрать профессию будущим работникам, возможностью проанализировать собственные профессиональные и личные качества как самостоятельно, так и с помощью профессиональных групп, занимающихся составлением профессиограмм, чтобы добиться максимальной эффективности собственного труда, быть востребованным и конкурентоспособным специалистом [10, 174с].
Объект исследования - профессиональная деятельность воспитателя детского сада.
Предмет исследования - профессиограмма воспитателя детского сада.
Целью данной работы является составление профессиограммы на примере профессии воспитателя детского сада.
Исходя из поставленной цели поставлены и раскрыты следующие задачи:
1. Рассмотреть общую характеристику профессии.
2. Изучить должностные обязанности воспитателя.
3. Описать условия труда.
4. Обосновать требования к уровню подготовки воспитателя.
5. Рассмотреть способности для успешного овладения профессией.
6. Выяснить востребованность профессии.
7. Изучить среднюю заработную плату и карьерный рост воспитателя.
Методологической и теоретической основой для работы послужили труды Блонского, П. П., Козловой, С. А., Куликовой Т. А., которые активно занимались изучением вопросов профессиограммы.
Глава 1. Общая характеристика профессии
Воспитатель детского сада – это не профессия, а состояние души. Воспитатель дарит детям лучшие годы, тепло своей души и не ждёт в ответ благодарных слов. Работа воспитателя не просто труд, а это, прежде всего, способность и умение отдать всего себя, без остатка и видеть в этом свет и благодать. Воспитатель становится для ребёнка «второй» мамой. Воспитатель знакомит с этическими и эстетическими нормами поведения в обществе, организует времяпрепровождение детей: игры, ежедневную прогулку, другие мероприятия в соответствии с режимом дня, несет ответственность за жизнь и здоровье детей [14, 455с].
Воспитатель детей дошкольного возраста должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию; психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию; методы и формы мониторинга деятельности воспитанников; педагогическую этику; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности [11, 144с].
Глава 2. Должностные обязанности воспитателя
Воспитатель занимается образованием ребенка: его воспитанием, обучением и развитием. Воспитатель детей дошкольного возраста содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности воспитанников, создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого воспитанника, способствует развитию общения, способствует обеспечению уровня их подготовки соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, соблюдает права и свободы воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса, проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, в том числе с помощью электронных форм. Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой воспитанников. Воспитатель работает в тесном контакте с другими педагогами, педагогом-психологом, другими работниками, родителями (лицами, их заменяющими) воспитанников. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса, обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса [1].
Отсюда следуют трудовые функции воспитателя детей дошкольного возраста:
1. Общепедагогическая функция. Обучение
2. Воспитательная деятельность
3. Развивающая деятельность.
Трудовые функции - содержание объективных факторов труда как отражение требуемого от человека опыта, необходимого для их выполнения. Трудовые функции задаются условиями труда, предметом труда [1].
Глава 3. Условия труда
Воспитание наших детей первостепенная задача общества. Родители с малолетства закладывают в детей некий уровень мировоззрения, мировосприятия. При этом необходимо отметить и работников дошкольных учреждений, которые ежедневно, профессионально, работают над воспитанием личности будущего члена общества. Педагог передает ребенку знания, воспитатель – развивает умения. Чтобы развить ребенка в правильном направлении, нужно найти к нему индивидуальный подход, в этом огромная заслуга принадлежит воспитателям именно поэтому нужно особо отметить организацию труда воспитателя [9]. Наши дошкольные учреждения всегда привлекали к себе большое внимание со стороны надзорных органов. Ибо эта ответственная область, и работа в ней должна быть организована очень слаженно, и, самое важное, безопасно как для детей так и для самих работников [1].
Организация труда воспитателя в случае отсутствии соответствия государственными нормативам в области труда пересекается с незащищенностью условий пребывания в детском саду, наших детей. Воспитатели тоже люди, только работа у них более ответственная и любое несовершенство организации их труда, отрицательно отражается на самочувствии и здоровье воспитанников. Одной из лучших форм охраны труда на рабочем месте воспитателя детского сада сегодня является проведение аттестации рабочих мест или специальная оценка условий труда. Ее цель - определить влияние негативных факторов в рабочей среде и устранить их. При проведении специальной оценки условий труда идет оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам, травмоопасности и обеспеченности СИЗ [1].
При оценке гигиенических условий труда определяется допустимость влияния факторов рабочей среды в соответствии с Руководством Р 2.2.2006-05. К негативным факторам, которые могут быть на рабочем месте воспитателя, можно отнести: физические факторы и напряженность условий труда. Среди физических выделяют:
1. Микроклимат (повышенная или пониженная температура воздуха, влажность, скорость движения воздуха рабочей зоны).
2. Недостаточная освещенность.
3. Вибрация.
4. Шум.
5. Излучение [8].
Труд воспитателя работа нервная, поэтому класс условий труда при оценке тяжести и напряженности труда, чаще всего бывает вредным. В течение рабочего дня воспитателям приходится испытывать физические, сенсорные, интеллектуальные, эмоциональные нагрузки при работе с детьми. Отдельных требований к СИЗ воспитателей нет. Единственным СИЗ является халат или иной специальный костюм и сменная обувь (СанПиН 2.4.1.2660-10). Если условия труда на рабочем месте при специальной оценке условий труда признаются вредными, воспитателям детского сада устанавливаются компенсации в виде увеличенной оплаты труда, дополнительного отпуска или сокращенной рабочей недели (Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870) [4].
Глава 4. Требования к уровню подготовки воспитателя
Требования, предъявляемые к современным воспитателям, очень высокие. Для воспитания ребёнка чрезвычайно важны дошкольные годы, поэтому профильное образование воспитателям просто необходимо. Получить профессию воспитателя можно в педагогических колледжах или педагогических университетах. На эту должность работодатели предпочитают брать кандидатов с хорошими знаниями дошкольной педагогики и психологии, основ гигиены и педиатрии, этики и эстетики, организации и методики воспитательной работы, навыки проведения занятий по физической культуре [3].
Рассмотрим профессиональные компетенции воспитателя, отражающие специфику работы на уровне дошкольного образования:
1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.
4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГТ) [2].
Глава 5. Способности для успешного овладения профессией
Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности:
1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.
2. Умение отслеживать динамику развития ребенка.
3. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.
4. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.
5. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.
6. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную среду [15, 128с].
Конечно, главное в работе воспитателя и педагога – это любить детей. Но есть компетенции, которые необходимы будущему воспитателю и обязательно помогут ему в ежедневной работе:
1. Коммуникабельность.
2. Грамотная устная и письменная речь.
3. Эмоциональный интеллект.
4. Уверенность в себе.
5. Стрессоустойчивость.
6. Организованность.
7. Умение мотивировать.
8. Креативность [18].
Глава 6. Востребованность профессии
Работа воспитателя относится к распространенным и востребованным. И она останется такой в будущем – ей не грозит автоматизация и сокращение, потому что воспитывать и обучать детей могут только очень отзывчивые люди, которые готовы сопереживать и дарить душевное тепло своим воспитанникам [13].
Глава 7. Средняя заработная плата воспитателя
Воспитатель – профессия не только интересная, но и высокооплачиваемая! Средний оклад составляет 17500 рублей плюс стимулирующие выплаты каждый месяц. Особенно хороша материальная поддержка молодого специалиста. Согласно правилам программы господдержки, молодой специалист — это человек, только что закончивший педагогический колледж, или человек, пришедший устраиваться на работу через год (не позже) после получения диплома. Такие специалисты получают оклад наравне со стажистами (воспитателями, отработавшими от 10 лет и более) – 19000 рублей целых 3 года, после чего их зарплата немного падает, и они получают как обычные работники, не наработавшие стаж [1].
Заработная плата воспитателя всегда белая, никаких выплат «в конверте». Состоит она из оклада и стимулирующих выплат, и делится на аванс в размере 40% от оклада (7000 рублей фиксированно) и подрасчет (остаток подрасчета и стимуляция). Стимулирующие выплаты в каждом месяце разные, самые высокие, обычно, начиная с сентября и до НГ, доходят до 6-8 т, соответственно и зарплата «чистыми» доходит до 25 т.
Отпуск у педагога 42 календарных дня, который еще можно дробить, уйдя на две недели зимой, и на месяц летом. Очень удобно. Наиболее выгодно брать отпуск в подрасчет, то есть, когда отпускные выплаты приходят вместе с зарплатой, тогда сумма выплаты может быть около 50000 рублей. Согласитесь, для региона, для женщины, работающей в теплом, чистом помещении с предоставлением бесплатного питания зарплата более чем хорошая! Самые маленькие стимулирующие выплаты всегда летом, так как летом самое большое количество отпускников.
Глава 8. Карьерный рост
Допустим, Вы прирожденный карьерист, и Вам показалось, что как-то вы засиделись в воспитателях, надо двигаться вверх. Карьерный рост у воспитателя тоже возможен! Это методист (старший воспитатель, заведующий детским садом или специалист ГОРОНО. Здесь есть одно «но» : педагог обязательно должен иметь высшее образование, по специальности «Дошкольная педагогика».
Заключение
Профессиограмма - это научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника [6, 76с]. Из профессиограммы человек получает сведения об объективном содержании труда, о психологических качествах, требуемых от человека. Вместе с тем профессиограмма - это не жесткая стандартная схема, а гибкая ориентировочная основа развития специалиста. Профессиограмма должна не сковывать индивидуальное творческое развитие специалиста, а лишь давать ориентиры объективных требований профессии к человеку. Она может меняться по мере изменения профессии, поэтому обращаться к профессиограмме необходимо так или иначе в течение всей профессиональной жизни как специалисту психологу, так и каждому работающему человеку для того, чтобы осуществлять коррекцию психологических качеств с учетом современных требований профессии.
Список литературы и источников
1. Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)". [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ivo.garant.ru/#/document/70535556/paragraph/ 1:1
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. [Текст] /М. : ТЦ Сфера, 2016. – 96с. (Правовая библиотека образования).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ivo.garant.ru/#/document/70810642/paragraph/ 1:0
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) "бакалавр"). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/98151/#98151
5. Письмо Минорбнауки России «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» от 28.02.2014 № 08-249 [Текст] // Вестник образования. – 2014. – Апрель. – №7.
6. Абузярова, Л. А. Предметно-развивающая среда ДОУ [Текст] // Ребенок в детском саду. -М. : Просвещение,2009. – №6, 76с.
7. Блонский, П. П. Вопросы педагогики [Текст] / П. П. Блонский. - СПб. : Питер, 2009.
8. Буре, Р. С., Островская, Л. Ф. Воспитатель и дети : Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей и дошкольников [Текст] / Р. С. Буре, Л. Ф. Островская. - 3-е изд., перераб. И доп. -М. -: Издательство «Ювета», 2008.
9. Выготский, Л. С. Воспитание детей [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Логос, 2010.
10. Козлова, С. А., Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. [Текст] - 12-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2015. -174с
11. Козлова, С. А. Теоретические и методические основы трудовой деятельности дошкольников: учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования [Текст] / С. А. Козлова. – 2-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2016. – 144с.
12. Куцакова, Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3 – 7 лет. ФГОС. [Текст] – М. : Мозаика – Синтез, 2015. – 128 с.
13. Маханева М. Д., Скворцова О. В. Учим детей трудиться [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// uchim-detey-truditsya_19127184.html
14. Пырьев, Е. А. Психология труда: учебное пособие [Текст] / Е. А. Пырьев. – М. – Берлин: Директ Медиа, 2016. – 455с.
15. Слепцова, И. Ф. Алгоритм введения ФГОС ДО в детском саду: учебно-методическое пособие [Текст] / И. Ф. Слепцова. // Обруч. – №2. – 2015
16. Смирнова, Е. О. Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды. [Текст] //Дошкольное воспитание. - №4, 2010
17. Сухомлинский, В. А. О воспитании [Текст] / В. А. Сухомлинский. – М. : Политическая литература, 1982. – 270 с.
18. Тулегенова, А. Г. Педагогические условия формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А. Г. Тулегенова: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2005.