Полина Лысенкова
Классификационная карточка профессии учитель-дефектолог
▼ Скачать + Заказать документы
1. Классификационная карточка профессии
Наименование профессии: учитель-дефектолог
Доминирующий способ мышления: адаптация – анализ
Область базовых знаний: медицина, уровень 3, высокий (теоретический, педагогика и психология, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
Профессиональная область: педагогика
Межличностное взаимодействие: частое по типу "рядом"
Доминирующий интерес: социальный
Условия работы: в помещении, сидячий
2. Доминирующие виды деятельности
Публикация «Классификационная карточка профессии учитель-дефектолог» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профориентация школьников, выбираем профессии
- Темочки
• воспитание и обучение детей, имеющих физические и умственные недостатки: логопедия -постановка правильной и устной речи, исправление ее недостатков.
• работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по предупреждению и коррекции отдельных нарушений;
• отбор детей в специальные группы с учетом их отклонений;
• диагностика и последующая коррекция имеющихся нарушений у детей;
• разработка различных программ по коррекции речи;
• постановка правильной речи;
• предупреждение и устранение дефектов речи;
• организация консультативной сети для педагогов и родителей учащихся, имеющих отклонения в устной речи.
3. Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности
• умение грамотно выражать свои мысли (вербальные способности);
• навыки общения и взаимодействия с людьми;
• ораторские способности;
• хороший слух (способность улавливать мельчайшие изменения и особенности произношения различных звуков);
• хорошее владение артикуляцией (способность правильно показать мимикой способы и особенности произношения слов и звуков);
• хорошее развитие кратковременной и долговременной памяти;
• умение слушать и понимать других людей;
• тактичность;
• доброжелательность, этичность;
• бескорыстность;
• чуткость.
4. Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности
• дефекты речи, слуха у специалиста данной профессии;
• необщительность;
• отсутствие склонности к работе с детьми;
• эмоциональная неуравновешенность;
• агрессивность;
• ригидность мышления (неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации).
5. Области применения профессиональных знаний
• поликлиники;
• детские дошкольные учебно-воспитательные учреждения;
• школы (коррекционные классы);
• учреждения здравоохранения;
• частная практика.
6. История профессии
Понятие "дефект" произошло от латинского слова defectus, что означает изъян, недостаток. В свою очередь, слово "дефектология" содержит в себе две части ("дефект" и "логия") - это педагогическая наука, изучающая особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей. Она включает в себя логопедию, олигофренопедагогику, сурдо-педагогику и тифлопедагогику. Изучением детей с нарушениями развития занимаются медицина,педагогика и психология. Особенностями развития, обучения и воспитания аномальных детей начали активно заниматься еще в начале XX века, так как только своевременная диагностика может помочь ребенку с нарушениями развиваться практически так же, как и обычному. Дефектолог с помощью специальных средств, коррекционной работы может достигнуть значительной компенсации - восстановления или замещения нарушенной у ребенка функции.
7. Некоторые профессии, которые также подходят человеку с данным типом личности
• логопед
• олигофренопедагогика
• сурдо-педагогика
• тифлопедагогика
8. Учебные заведения, обучающие данной профессии
Профессию дефектолога можно получить в высших учебных заведениях.