Татьяна Анашкина
Проектный метод в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребёнка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Уникальным средством обеспечения сотворчества детей и взрослых является технология проектирования.
Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Публикация «Проектный метод в детском саду» размещена в разделах
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Внедрение в практику проектного метода в ДОУ началось с организации работы с педагогическими кадрами. Была организована творческая группа педагогов-единомышленников, желающих освоить и применять в своей педагогической деятельности технологию проектирования. В течение всего года проводились консультации по темам: «Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольника», «Проектный метод развивающего обучения дошкольника», на которых обсуждались такие вопросы, как понятие «проектный метод», виды проектов, значение проектного метода в развитии дошкольников, их творческих способностей, выбор видов проектов и способов внедрения их в группах.
Педагогическая деятельность участников творческой группы осуществлялась по следующему алгоритму:
1. целеполагание: цель педагога, цель детей;
2. разработка проекта;
3. выполнение проекта;
4. подведение итогов.
Метод проектов рассматривался, как форма организации образовательного пространства и метод развития творческого познавательного мышления. Проекты были ориентированы на совместную деятельность родителей, педагогов и детей, развитие у них творческих способностей, исходили по инициативе взрослых и детей.
Для решения каждой конкретной задачи развития детского сада были составлены проекты, каждый из которых, в свою очередь, определял более узкое направление деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Проекты составили единую систему инноваций, обеспечивающую качественный воспитательно-образовательный процесс, начиная с младшего возраста. В частности, задачи здорового образа жизни решались через проект «О вкусной и здоровой пище», в котором приняли участие педагоги, дети и родители. Итогом деятельности стал вечер развлечений с играми, театрализованным представлением, танцевальной разминкой и презентацией продуктов деятельности по работам в мини-группах. В группах прошли мини -проекты под названием : «Всегда ли вкусное бывает полезным?», «Приключение витаминки», «Хлеб - всему голова».
Проект по инициативе детей «Наши дедушки и папы и отважны и сильны» решает задачи патриотического воспитания. Продуктом деятельности данного проекта стали информационные стенды с фотографиями дедушек и пап детей, проходивших воинскую службу.
Экологическому воспитанию был посвящён проект «Осенние мотивы». Дети и взрослые приняли участие в выставке работ по номинациям: «Осень-припасиха», «Осень - рыжая подружка», «Натюрморт».
Конструктивный проект познавательного направления «На улицах нашего города» был ориентирован на совместную творческую деятельность родителей с детьми, итогом этой деятельности стала выставка домов разной конструкции, расположенных на улицах с названием «Российская», «Улица моей мечты», «Сказочная».
Проектная деятельность даёт возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнёрского взаимодействия.
Используемый нами метод предполагает повышение качества работы в образовательном пространстве ДОУ. Благодаря технологии проектирования в детском саду произошло обогащение предметно-развивающей среды, повысилась активность и творческо-поисковая деятельность участников, сблизились позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности.
Метод проектов оказался приемлемой и эффективной формой организации образовательной деятельности в детском дошкольном учреждении, который позволяет охватить различные направления воспитания дошкольников. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.