Гориславская Татьяна Дмитриевна
Проектно-исследовательская деятельность как форма развития познавательных интересов и познавательных действий дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Одним из принципов дошкольного образования, прописанных в ФГОС ДО, является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Что такое познавательные действия? Это активность детей, при помощи которой они стремятся получить новые знания, умения и навыки.
Чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес дошкольников - избирательную деятельность, направленную на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующую психические процессы и его познавательные возможности. Главными критериями здесь являются новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям. Именно интерес направляет познавательную деятельность детей, и особенно заметно его влияние в дошкольном возрасте.
Публикация «Проектно-исследовательская деятельность как форма развития познавательных интересов и познавательных действий дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Педагогическая находка» март 2024
Окружающий мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений и переживаний. Лев Семё нович Выготский писал: «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».
Как же открыть ребенку-дошкольнику, проживающему в самом отдаленном регионе нашей страны ( как говорят: «На краю земли») этот мир так, чтобы его опыт и личные ощущения вели его вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира, научили определять наилучший способ решать встающие перед ним задачи и находить ответы на возникающие вопросы? Ответ для меня очевиден – использовать проектно-исследовательскую деятельность – энергичный, сложноорганизованный процесс, предполагающий системные преобразования всего образовательного и воспитательного процесса.
Одним из типов исследования, особенно полюбившимся моим ребятам, стало «путешествие по карте». При организации познавательно-исследовательской деятельности с использованием данной технологии, за основу я взяла подход, описанный кандидатом психологических наук, Надеждой Александровной Коротковой. Главная задача «путешествия по карте» по ее определению - «освоение пространственных схем и отношений (представлений о пространстве мира, частях света и родной стране)».
И действительно для моих ребят карта стала универсальным инструментом познания. Она появляется у них на глазах, наполняется их воспоминаниями, новыми знаками и яркими символами, привязывает их к конкретному месту в пространстве большой страны и малой родины.
Регулярные реальные и виртуальные путешествия по родной стране, в рамках реализации группового детско-родительского проекта «Карта моей страны», не только предоставляют детям элементарные географические данные, но и создают и закрепляют в воображении каждого ребенка образы разных уголков Отечества через личные переживания и опыт, а также способствуют приобщению к его истории и культуре, воспитанию гражданско-патриотических чувств.
Я создаю условия, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности, используя элементы технологии «Говорящая среда». Например, каждую четвертую неделю месяца мои ребята отрывают лист адвент-календаря и составляют план предстоящей деятельности, в зависимости от направления путешествия по карте, которые еще в начале года были определены с помощью детско-родительского соцопроса.
Ребята с азартом наполняют свои личные мемори-боксы картинками, фотографиями, рисунками, знаками и ключевыми словами, приходящими им в голову при размышлении на какую-то тему путешествия. Родители охотно включаются в деятельность – помогают (при обращении за помощью) подбирать наглядный материал и записывать ключевые слова, совместно с детьми изучают энциклопедическую литературу по теме предстоящего путешествия, просматривают видеотеки. Весь материал мы с ребятами вносим в развивающую среду группы и обязательно создаем информационное поле, оформляя при этом карточки с заданиями и карточки-PECS, интеллект-карты и интерактивные стенды, пополняем «карту моей страны», которая всегда находится в видимом пространстве и в постоянном доступе, чтобы вносить в нее дополнения, рисовать, наклеивать, раскрашивать.
Например, работая с картой октября по теме «Игрушечных дел мастера», воспитанники не только раскрыли для себя ценности семьи через игры с игрушками, которые смастерили для них родители своими руками, но и познакомились с традиционными игрушками коренных жителей Сахалина, разместили изображения этих игрушек в том месте карты, где находится их малая родина, а также рассмотрели и поместили на карту традиционные игрушки, сделанные народными умельцами в разных точках страны.
Путешествуя по «Карте моей страны» в январе, ребята с интересом для себя обнаружили, что в ее южных уголках нет снега, отмечали те места, где побывали вместе с родителями, рассказывали о самых ярких моментах этих поездок, используя составленное вместе с родителями видео-моделирование, а также мудборды - коллажи из изображений и надписей.
В феврале мои маленькие следопыты исследовали «Заповедные места России». Теперь они точно знают о том, что такое «заповедники» и в каких регионах нашей страны они созданы. Надеюсь, что на всю жизнь они усвоили основные заповеди – «не навреди!», «цени, люби и уважай дикую природу!».
«Путешествуя» по регионам нашей страны и малой Родине, каждый месяц ребята наполняют новым содержанием не просто карту, а свой багаж знаний. Знания, приобретаемые в результате одного исследования, служат развитию и обогащению ряда последующих.
Моя задача в том, чтобы пробудить чувства каждого ребёнка, заинтересовать его в изучении окружающего мира, придать творческий исследовательский характер процессу изучения, чтобы каждый ребёнок сам делал свои открытия, реализовывал свои задумки и воплощал свои идеи. Для этого важным является соблюдение определенных правил: не сдерживать инициативы детей; стимулировать самостоятельность на всех этапах исследования; не делать за них то, что они могут сделать сами; не спешить с вынесением суждений; просить пояснений, доказательств; помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний: прослеживать связь между предметами, событиями и явлениями; не настаивать на участии в деятельности и не ругать за отсутствие активности; и конечно, развивать навыки рефлексии на любом этапе, а именно: находить мотивацию; события и проблемы; осознанно относиться к своей деятельности, обдумывать полученные результаты. Сегодня каждый мой воспитанник может высказаться осмысленно: «Я сумел!», «Я почувствовал, что…», «Было трудно, но…», «Я похвалил бы себя за…», «Я понял, что…», «Меня удивило…».
В результате сочетания «говорящей среды» и организации процесса исследования все воспитанники группы включаются в деятельность, учатся быть ответственными и самостоятельными, координировать свои действия. Дети ярко проявляют такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность и пытливость. У моих дошкольников активно развивается воображение и творческая активность; формируются и твердо закрепляются представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях и отечественных традициях.
В завершении хотелось бы напомнить слова В. А. Сухомлинского, подчеркивающие значимость организации проектной познавательно-исследовательской деятельности дошкольников : «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, что бы ребенку захотелось еще раз возвратиться».
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155) // Российская газета. – 2013. – № 265.
2. Марусинец М. Изучение познавательной активности. М., 2012.
3. Короткова Н. А. «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста», 2012.
4. «Ребенок в детском саду» № 1, статья Н. А. Коротковой «Организация познавательно – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста», 2002.