Ирина Корнишева
Проектно-исследовательская деятельность детей раннего возраста. Игры с песком и водой.
▼ Скачать +Заказ
В младшем дошкольном возрасте «территория познания» ребенка ограничена ближайшим непосредственным окружением. Это связано с его познавательными возможностями, с основным способом познания на данном возрастном этапе («вижу – действую»). Поэтому наилучшим образом малыш постигает и осознает реальные предметы и объекты, к которым можно приблизиться, которые можно рассмотреть, подержать в руках, с которыми можно проделать различные манипуляции (действия). А так же события и явления окружающей действительности, в которых они сами являются активными участниками [13,c.17]. Благодаря этому дети накапливают довольно много представлений и знаний о ближайшем непосредственном окружении.
Публикация «Проектно-исследовательская деятельность детей раннего возраста, Игры с песком и водой,» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Вода. Проекты
- Игры для детей
- Игры с песком
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Младшая группа
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
Ребенок дошкольного возраста узнает окружающий мир посредством ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразней исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Ребенок младшего дошкольного возраста в поисках новых впечатлений начинает экспериментировать, манипулируя предметами и объектами окружающего мира, все время, раздвигая рамки той среды, в которой находится. При этом для расширения кругозора новые предметы, явления, события дети должны воспринимать непосредственно (то есть видеть, иметь к ним доступ и принимать активное участие (действовать).
Проектная деятельность в ДОУ придерживается методологии исследовательской деятельности, которая способствует развитию познавательной активности детей, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения.
Проектно-исследовательская деятельность детей раннего возраста принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что педагог планирует этапы исследования объектов и явлений, определяет цель опыта, материалы и оборудования. Для ребенка исследовательская деятельность связана с неопределенностью, открытиями, эмоциональными переживаниями.
В настоящее время проектно-исследовательская деятельность детей раннего возраста раскрыта О. М. Масленниковой, А. А. Филиппенко, Н. Семеновой, Т. Костевской, В. Миленко, В. Лепетюха, А. Савенковым и др.
Целью творческой работы стало изучение темы «Проектно-исследовательская деятельность детей раннего возраста».
Задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Раскрыть особенности проектно-исследовательской работа детей раннего возраста.
3. Представить опыт работы проектно-исследовательской деятельности детей раннего возраста с песком и водой.
Значение проектно - исследовательской деятельности детей раннего возраста
Н. Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников :
1) активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Ребенок выступает как полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность : ставит цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.
2) вид ориентировочно-исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым [10,c.128].
По мнению Н. Н. Поддъякова, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем.
Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей. При этом игровая деятельность возникает значительно позже деятельности экспериментирования. Однако эта деятельность детей долгое время не учитывалось системой дошкольного образования. Поэтому образовательные программы дошкольного воспитания 60 – 70х годов опирались на принцип словесного транслирования информации от педагога к ребенку.
Такое воспитание основывается на авторитарной педагогике, где взрослый (педагог, родитель) всегда знает, как нужно делать правильно, и постоянно сообщает об этом ребенку. Он требует, чтобы малыш поступал только так и лишает его права на ошибку, не позволяет ему самому открывать для него новое. При этом ребенок изначально даже и не предполагает, что естественная потребность познавать может кем-то не одобряться. В основе педагогики сотрудничества – создание обстановки, в которой ребенок всё может делать самостоятельно.
В настоящее время в ДОУ широко применяется метод проектов. Это способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающей средой в ходе реализации проекта – поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них.
Проект – это детское конкретное самостоятельное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели.
Проект - это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды,
Проект – это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое [9,c.25].
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.
Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды, практические полезные дела.
Проекты по продолжительности могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев).
Ранний возраст подразделяется на два периода: первый год жизни (младенческий возраст); ранний возраст – от одного до 3 лет.
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое.
Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. Поэтому предметная деятельность является ведущей, так как именно в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребё нка: развитие восприятия, поведение, сознание, память в форме узнавания (восприятия знакомых предметов). Мышление ребёнка до 3 лет носит преимущественно непосредственный характер – ребёнок устанавливает связи между воспринимаемыми предметами. Он может быть внимателен только к тому, что находится в поле его восприятия. Все переживания ребёнка также сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях. Восприятие на всём протяжении раннего возраста тесно связано с предметными действиями [10,c.132].
Познавательная активность и развитие мышления в раннем возрасте проявляется не только и не столько в успешности решения практических задач, но прежде всего в эмоциональной вовлечённости в такое экспериментирование, в настойчивости и в удовольствии, которое получает ребёнок от своей исследовательской деятельности. Такое познание захватывает малыша и приносит ему новые, познавательные эмоции – интерес, любопытство, удивление, радость открытия.
Задачи исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте : вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); способность пристальному и целенаправленному расследованию объекта; формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
О. М. Масленников, А. А. Филиппенко предлагают с детьми младшего дошкольного возраста проводить исследование неживой природы в рамках проекта «Лаборатория неживой природы». Проблема исследования – как познакомить детей младшего дошкольного возраста с неживой природой. Материалами являются игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, глиной, воздухом, светом [7,c.12].
Знакомя детей с водой, авторы предлагают исследовать свойства воды (вес, прозрачность, текучесть, отсутствие запаха, способность растворять некоторые вещества ит. д.). Исследуя воздух, дети играют с соломинкой, воздушным шаром, мыльными пузырями. Знакомство с песком предполагает исследование свойств сухого песка (сыпучесть) и влажного песка (можно формовать фигурки). Игры с водой и песком открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами воды.
Опыт работы в проектно-исследовательской деятельности детей раннего возраста с водой и песком
В ДОУ проектно-исследовательская деятельность с детьми II младшей группы проводится в течение учебного года. В сентябре мы формируем у детей знания о свойствах сухого и влажного песка, а так же знакомим детей со свойствами воды.
Задачи:
• Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони);
• Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений;
• Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности;
• Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов;
• Развивать активный словарь.
В октябре целью проектно-исследовательская деятельность является закрепление знаний детей о свойстве влажного песка сохранять форму предмета.
Задачи:
• Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони.
• Развивать фантазию, творческие способности.
• Воспитывать положительное отношение к своей работе, работам своих товарищей.
В ноябре целью проектно-исследовательская деятельность является закрепление знаний детей о свойствах воды и песка.
Задачи:
• Развивать общую и мелкую моторику.
• Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности.
• Учитель детей действовать с природными материалами.
• Воспитывать интерес к окружающему миру.
В декабре целью проектно-исследовательская деятельность является закрепление знаний детей о свойствах песка - удерживать воду; формировать представление детей о свойствах воды – возможность окрашивания.
Задачи:
• Развивать фантазию, творческие способности.
• Воспитывать аккуратность в работе, желание играть рядом с товарищами.
• Приучать называть основные цвета.
• Развивать мелкую моторику рук.
• Воспитывать положительное отношение элементарной исследовательской деятельности.
В январе целью проектно-исследовательская деятельность является закрепление знаний детей о свойствах сухого и влажного песка; дать представление о свойстве снега превращаться в воду.
Задачи:
• Формировать представление о количестве (один - много, размере (большой - маленький).
• Развивать умение отображать в речи с помощью предлогов (на, под) местонахождение предметов.
• Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.
• Воспитывать заботливое отношение к животным.
• Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными материалами.
• Воспитывать положительное отношение к персонажу-Снеговику.
В феврале целью проектно-исследовательская деятельность является практические умения детей выкладывать форму из влажного песка; дать представление о свойстве снега превращаться в лед.
Задачи:
• Формировать знания о высоте предмета - высокий, низкий.
• Развивать общую моторику рук, координацию движений.
• Воспитывать доброжелательность, желание помочь.
• Формировать умение называть основные цвета.
• Воспитывать положительное отношение персонажу.
В марте целью проектно-исследовательская деятельность является закрепление умения определять свойства сухого (сыпется) и мокрого (держит форму) песка; дать понятие о свойствах и качествах льда.
Задачи:
• Учить детей набирать песок совком, наполнять форму. Закрепить умение пользоваться ситом.
• Развивать общую и мелкую моторику.
• Воспитывать положительное отношение к персонажу, желание помочь.
• Формировать представление о диких животных (зайце, белке, медведе).
• Развивать мелкую моторику рук.
• Воспитывать отзывчивость, доброжелательность.
В апреле целью проектно-исследовательская деятельность является закрепление умения выкладывать формы из влажного песка; формировать у детей умение называть температуру воды.
Задачи:
• Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
• Упражнять в назывании предметов одежды, белья.
• Развивать представление о некоторых трудовых действиях и предметах, необходимых для стирки (вода, мыло, таз).
• Воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых.
В мае целью проектно-исследовательская деятельность является закрепление умения выкладывать формы из влажного песка; закрепление умение называть температуру воды «холодная», «горячая», «тёплая».
Задачи:
• Учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке предметы.
• Развивать тактильно- кинестетическую чувствительность.
• Приучать детей употреблять в речи названия предметов, действий с ними.
• Развивать умение не отвлекаться от поставленной задачи.
• Воспитывать культурно- гигиенические навыки, поведения.
Во время исследовательской деятельности с детьми мы проводим и игры с элементами экспериментирования. Организуя игры с песком и водой, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и способствует освоению представлений о цвете, форме, величине, развивает мелкую моторику ребенка.
Для игр с песком нужны совочки, разнообразные формочки, некрупные игрушки для закапывания (шарики, кубики, палочки грабельки).
Для игр с водой – набор резиновых и пластиковых игрушек (фигурки рыбок, черепашек, кораблики, сачки, мячики, набор игрушек из разных материалов (для игры «что плавает», «что тонет», набор цветных камешков, ракушек.
В приложении приведены игры, которые мы используем во время исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста (см. приложение).
Проектно-исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста является важной методической составляющей воспитания и развития малыша. Так как исследование предметов и объектов окружающего мира у ребенка до 3 лет происходит спонтанно, то важно эту возможность педагогам использовать.
Особенностью развития детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет) является то, что предметная деятельность становится ведущей, так как в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребёнка. В этот возрастной период основу психического развития составляет восприятие, которое на всём протяжении раннего возраста тесно связано с предметными действиями.
Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно исследовать свойства неживой природы (песка, воды, поэтапно двигаться к цели. При этом такое исследование представляет для детей творческую самостоятельную деятельность, организованную педагогом. Посредством проектно-исследовательской деятельности младшие дошкольники осваивают окружающую среду. Реализация проекта осуществляется в игровой форме. Дети знакомятся со свойствами сухого и влажного песка, воды, снега и льда.
Организуя игры с водой и песком, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивая мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совочка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки, а потом разрушать и снова построить. Воду можно переливать, окрашивать цветами, ловить в воде льдинки и т. д.
Организованная таким образом исследовательская деятельность с младшими дошкольниками, развивает предметную деятельность детей.
Список литературы
1. Денисенкова, Н., Маврина, И. Ваш ребенок познает мир (Как знакомить малышей с природой) [Текст] / Н. Денисенкова, И. Маврина. // Дошкольное воспитание. - 2000 - № 2. – С. 26-28.
2. Дыбина, О. В., Рахманова, Н. П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников [Текст] / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова. - М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 224с.
3. Иванова, А. И. Детское экспериментирование как метод обучения [Текст] / А. И. Иванова. // Управление ДОУ. - 2004. - №4. - С. 84 - 92.
4. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст] / А. И. Иванова - М. : Сфера, 2004. – 211с.
5. Исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Т. Костевская [и др. ] // Дошкольное воспитание. – 2012. - №2. – С. 37-42.
6. Кончина, О. В гости к песочному человечку [Текст] / О. Кончина // Обруч: обучение, ребенок, ученик. – 2009. - №4. – С. 26-27.
7. Масленникова, О. М., Филиппенко, А. А. Экологические проекты в детском саду [Текст] / О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 232с.
8. Матвеева, Л. Песочные фантазии [Текст] / Л. Матвеева // Обруч: обучение, ребенок, ученик. – 2009. - №4. – С. 28-29.
9. Миленко, В. Учение с увлечением [Текст] / В. Миленко, В. Лепетюха // Дошкольное воспитание. – 2012. - №1. – С. 25-30.
10. Поддъяков, Н. Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников [Текст] / Н. Н. Поддъяков //Возрастная и педагогическая психология. - М., 1982. -324с.
11. Савенков, А. Маленькие исследователи в реальной жизни [Текст] : Из опыта работы организации исследований в детском саду (г. Москвы) / А. Савенков // Дошкольное образование. – 2004. - №7.- С. 6-19.
12. Семенова, Н. С разрешения Песочной феи [Текст] : Опыт использования игры с песком / Н. Семенова // Школьный психолог. – 2011. – ноябрь. – С. 12-14.
13. Успех [Текст]. Методические рекомендации: пособие для педагогов / Н. О. Березина, О. Е. Веннецкая, Е. Н., Е. Н. Герасимова и др. ; Научный руководитель А. С. Асмолова; рук. авт. коллектива Н. В. Федина. – М. : Просвещение, 2011. – 240с.
Игры с водой
Воспитатель предлагает ребенку экспериментирование с водой :
Тонет, не тонет
Мокнет
Со льдом
Горячее, холодное
Со снегом
Растворяется (краска, гуашь)
Вылавливание предметов сочком
Путешествие кораблика
Купание игрушек
Стираем – маме помогаем
Рыбалка
Замерзание воды в сосуде
Игра-эксперимент «Переливалочки»
Задача: научить малыша переливать воду из одной емкости в другую.
Материалы: набор игрушечной посуды, маленькая губка.
Предложите ребенку угостить куклу «чаем», налив в чашку из чайничка водичку. Обратите внимание на то, что она не должна переливаться через край.
С помощью маленькой губки (она должна быть мягкой и небольшой, чтобы помещаться в детской руке) надо переливать воду из одной посуды в другую. Для этого опускаем губку в миску с водой, ждем, когда она впитает в себя жидкость, и переносим ее в другую миску. Там выливаем воду, отжимая губку.
Игра-эксперимент «Ловим шарики»
Задача: научить малыша ловить плавающие в воду шарики.
Материалы: миска с водой, 10 теннисных шариков, ситечко.
Предложите малышу выловить шарики при помощи ситечка и положить их в миску.
Игра-эксперимент «Поймай льдинку»
Задача: научить малыша ловить плавающие в воду льдинки.
Материалы: миска с водой, льдинки, ситечко.
Взрослый опускает в ёмкость с водой 5-10 небольших льдинок и говорит ребё нку: «Смотри, смотри, что происходит. Льдинки были большими, а становятся маленькими. Давай их спасать!»
Малыш сачком или черпачком достаёт из воды льдинки покрупнее и складывает их в отдельную посуду. После того как все льдинки будут извлечены, взрослый спрашивает: «Куда делись остальные льдинки? Что с ними стало?
– Они растаяли, превратились в воду».
Игра-эксперимент «Что как плавает»
Задача: научить малыша исследовать плавучесть разных предметов.
Материалы: миска с водой, набор предметов из разных материалов (пластмассовый кораблик, резиновая уточка, металлическая ложка, камешек, бумажная лодочка, фигурка из пенопласта, деревянная палочка и т. д.)
Взрослый предлагает ребё нку постепенно опускать все предметы в воду: «Какой красивый кораблик! Он готов отправиться в плавание. Опусти его в воду, пусть плывёт. Как много у нас других предметов! Они тоже хотят плавать. Давай и их отправим в плавание». Во время игры взрослый обязательно просит малыша назвать предметы и помогает комментировать действия.