Оксана Татаринова
Проектная работа в младшей группе «Цветы для мамы»
Проект «Цветы для мамы»
(вторая младшая группа)
Актуальность разработки и реализации педагогического проекта –
Тема была выбрана в конце лета. Была разработана для реализации к празднику 8 Марта. В конце
августа начинают выкапывать луковицы нарциссов для хранения. Это, конечно, заметили дети на
участке. Они стали задавать вопросы, что это? Для чего я это делаю? Заметив интерес детей, я
привлекла их к сбору луковиц. Мы вспомнили с детьми, как цвели цветы весной. Кому можно
Публикация «Проектная работа в младшей группе „Цветы для мамы“» размещена в разделах
дарить цветы? В связи с этим была определена тема – вырастим цветы, чтобы порадовать маму.
Цель проекта : развитие эмоционально-ценностного отношения к природному окружению и
близким людям; подарить маме цветок на праздник 8 марта.
Задачи:
1. Дать детям элементарные представления о природных изменениях, об уходе за растениями в
разное время года.
2. Формировать познавательную активность детей в процессе трудовой деятельности, при
проведении экспериментов и наблюдений.
3. Обогатить словарный запас детей по данной теме.
4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, желание доставлять радость близкому человеку.
Оборудование:
1. Книги о цветах, литературные и музыкальные произведения о маме.
2. Методическая литература по теме проекта.
3. Демонстрационное оснащение группы для реализации цели (презентации, иллюстрации) .
4. Фотоаппарат.
5. Компьютер.
6. Горшки и грунт для выращивания цветов.
Тип проекта : исследовательско - творческий.
Участники: педагоги – воспитатель группы, дети второй младшей группы, родители.
Длительность: 3 месяца.
Ожидаемый результат:
- обогащение знаний детей о сезонных изменениях в природе;
- познавательный интерес к экспериментам;
- развитие у детей наблюдательности;
- формирование эмоциональной отзывчивости к близким.
Продукт проекта :
Выращенные нарциссы в горшочках.
Подготовительный этап:
1. Изучение литературы о выращивании нарциссов.
Иллюстрированная энциклопедия «Все обо всем». (Приложение № 1)
2. Беседы с детьми, для выявления знаний детей о цветах (нарциссов) .
3. Подбор иллюстративного материала, художественной литературы о маме, цветах.
4. Подготовка атрибутов для игр, занятий, трудовой деятельности, праздника 8 Марта.
5. Привлечение специалиста (муз. руководитель, родителей к подготовке необходимого материала
и оборудования и проведения утренника).
Основной этап:
2. Дидактические игры «Подбери по цвету», «Найди цветочек», «Какой?»
3. Просмотр мультфильма «Мамонтёнок»
4. Высаживание луковиц нарциссов
5. Наблюдение за всходами Нарциссов
6. Эксперимент «Растения и вода»
7. Эксперимент «Растения и вода»
8. Регулярный уход за всходами (полив, рыхление почвы, световой режим)
9. Чтение стихов «Мама», «Цветы для мамы», «Колыбельная» «Если я сорву цветок», потешек и
песенок о детях, семье.
10. Слушание песенок о маме «Мамочка милая, мама моя», разучивание песен «Я пеку, пеку,
пеку», «Солнышко лучистое».
11. Проведение физминуток: «Выросли цветочки», «Цветочки раскрылись», пальчиковой
гимнастики: «Семья», «Наши руки как цветочки», «Смотрит солнышко в окошко».
12. Беседы о маме, о чувствах к маме. Рассматривание иллюстраций и детских презентаций о
маме, празднике 8 Марта, семейных фотографий.
13. Проведение непосредственно образовательной деятельности по: развитию речи «Моя мама»
(Приложение № 2, ИЗО: рисованию «Красивые цветы для пчелки» (Приложение № 3,
экологическое воспитание «Путешествие в страну цветов» (Приложение № 4). 14. Оформления для
раздевалки к празднику.
Заключительный этап:
1. Рассматривание выросших цветов.
2. Подготовка презентации для родителей. (Приложение № 5)
3. Вручение выращенных нарциссов на утреннике мамам.
4. Подведение итогов проекта.
Мы узнали:
- из луковицы может вырасти цветок;
- нарциссы размножаются луковицами;
- их нельзя есть;
- чтобы вырастить красивый цветок, за ним необходимо ухаживать (поливать, рыхлить землю);
- мамам очень приятно получить в подарок цветок, который мы вырастили сами.
У детей повысился познавательный интерес к экспериментам. Появилось желание вырастить
другие цветы и растения.
Приложение№ 1 Фотографии растения
Нарцисс
Нарцисс - многолетнее луковичное растение из семейства амариллисовых.
Родиной большинства видов нарциссов является Средиземноморье, а несколько видов
происходит из центральной Азии и Китая.
Латинское название нарцисса (Narcissus Poeticus) имеет корни из греческого языка. Родовое имя
этого растения Narcissus означает «одурманивающий», «ошеломляющий». Видовое название
poeticus переводится как «поэтический». Восхваляющих нарцисс стихов, написанных в разных
странах, просто не счесть!
Нарцисс на протяжении тысячелетий остаётся одним из самых любимых, волнующих и радующих
весенних цветов. О нарциссе сказал Магомет: «У кого два хлеба, тот пусть продаст один, чтобы
купить цветок нарцисса. Ибо хлеб - это пища для тела, а нарцисс - пища для души…». На Востоке
распространено сравнение цветка нарцисса с бездонно-прекрасными глазами возлюбленной.
В разных странах о нарциссе сложены мифы и легенды, нарциссы запечатлены на
многочисленных картинах художников и прочих предметах искусства.
Любуясь прекрасными нарциссами, мне вспомнился древний миф о том, что в нарцисс
превратился красивый юноша, любовавшийся своим отражением в воде.
Нарциссу издавна была отведена особая роль в эротической культуре Европы. Европейцы
почитали цветок нарцисса как талисман, привлекающий любовь.
Итальянцы с древних времён тоже считают нарцисс символом страсти. Да и в наши дни
подаренные итальянцем нарциссы означают признание в любви.
Хотя у разных народов нарцисс имел и имеет совершенно другой символ, иное значение и
восприятие. Например, у греков в древности нарцисс был символом скорби. А древние римляне
встречали жёлтыми нарциссами победителей, возвращавшихся с битвы.
Нарцисс со стародавних времен широко использовали в парфюмерии и медицине. Некоторые
виды нарциссов имеют много эфирного масла. Ядовитые луковицы нарциссов содержат алкалоид
нарциссин (поэтому нет необходимости защищать луковицы от мышей и других грызунов).
Нарциссы и сейчас продолжают массово выращивать для получения натуральных эфирных масел
в Китае и в некоторых других странах Востока, где очень популярен сильный цветочный аромат.
Новогодний праздник в Китае не обходится без душистых цветков нарцисса.
У современных англичан нарцисс является самым любимым цветком, в популярности он потеснил
даже королеву сада – розу!
Приложение № 2
Конспект занятия по Развитию речи «Моя мама»
Цель:
вызвать чувство гордости и радости за дела и поступки родного человека;
развивать умение работать со схемами как средством формирования речевого
высказывания;
воспитывать у детей доброе отношение и любовь к своей маме.
Оборудование: ноутбук, схемы.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, мои милые!
Здравствуйте, мои хорошие!
Здравствуйте, мои пригожие!
Какие у нас девочки и мальчики красивые!
Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу!
Ребята, вы можете назвать самого близкого человека?
Дети: Это мама.
Воспитатель: Конечно, это мама! А все ли дети знают имена своих мам?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, у ваших мам не только разные имена, но и разная внешность. Сейчас мы с
вами посмотрим фильм «Наши мамы» (на основе семейных фотоархивов).
Как вы узнаете свою маму?
Ответы детей.
Воспитатель составляет схему по ответам детей и дополняет её.
Воспитатель: Внимательно посмотрите на схему и попробуйте рассказать о своей маме.
Дети: Моя мама высокая (низкая, стройная (полная, у неё голубые (карие) глаза, рыжие (черные,
светлые) волосы, у неё красное,) платье, чёрные) туфли, бусы и серёжки.
Воспитатель: Конечно же, ваши мамы разные. У них разные имена, разная внешность, разная
одежда, но есть кое-что, в чём они очень похожи.
Какие они, ваши мамы?
Дети: Красивые, добрые, ласковые, умные и т. д.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем.
Пальчиковая игра «Семья».
Этот пальчик – дедушка.
(поочерёдное загибание пальчиков, начиная с большого пальчика)
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик – папочка.
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
Воспитатель: Ваши мамы очень трудолюбивые. В этом они все очень похожи друг на друга. Что
же умеют делать ваши мамы?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Вы знаете, что умеют делать ваши мамы.
Ребята, а кто уже научился своей маме помогать?
Ответы детей.
Воспитатель: Умнички! Мамы рады, что у них такие замечательные дети!
Воспитатель: О каком близком человеке мы сегодня разговаривали?
Ответы детей.
Воспитатель: Какие они, ваши мамы?
Ответы детей.
Воспитатель: Что умеют делать ваши мамы?
Ответы детей.
Воспитатель: Как хорошо, ребята, что у вас есть такие добрые, любящие вас мамы!
Хотите порадовать своих мам стихотворением? (Разучивание стихотворения)
Больше всех тебя люблю, Маму милую мою!
(Звучит песенка про маму).
Приложение № 3
Конспект занятия по рисованию «Красивые цветы для пчелки»
Программное содержание:
• Поддерживать интерес к изобразительной деятельности;
• Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги;
• Закрепить знания красного и зеленого цветов;
• Развивать воображение;
• Воспитывать аккуратность.
Материал: альбомные листы, пальчиковая краска, салфетки, цветная бумага, картон, ножницы.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня к нам в гости прилетела пчелка и села на цветок. Посмотрите на него, какой он
красивый. Какого он цвета? (красный) Вот ножка, на которой он стоит. Она называется «стебель».
А это листики. Какого цвета стебелек и листики? (зеленые). Подойдите к цветочку и потрогайте
пальчиком. А теперь давайте его понюхаем. Ах, как вкусно он пахнет!
А теперь мы немножко поиграем: (физминутка)
«Наши руки как цветочки,
Пальчики как лепесточки.
Солнце просыпается-
Цветочки раскрываются.
В темноте они опять
Будут очень крепко спать.
- Ребята, сейчас проходите за столы.
Пчелка очень хочет, чтобы мы нарисовали ей много цветочков. Вы хотите ей помочь? А какие
краски нам понадобятся? (красные и зеленые)
Посмотрите внимательно, как я буду рисовать. Рисовать цветок я буду ладошкой. Для этого я
опущу ладошку в красную краску и приложу ее к верхней части листа. А теперь я вытру ладошку
тряпочкой. Дальше мне понадобится зеленая краска. Я обмакну пальчик в краску и нарисую от
цветочка сверху вниз зеленую линию – стебель. Вот и получился цветок. А теперь и вы
попробуйте нарисовать на своих листах бумаги цветы. Обмакните ладошку в красную
краску…-Молодцы, ребята! Хорошо постарались. Сейчас пчелка полетит и посмотрит на ваши
цветочки.
Приложение № 4
Конспект занятия Экологическое воспитание
«Путешествие в Страну цветов»
Цели:
1. Закрепление элементарных представлений о комнатных растениях: у растения есть
стебель, листья; листья зеленые; растение сажают в горшок с землей; для роста цветку
нужны свет, вода, земля, тепло, воздух.
2. Закрепление умения ухаживать за комнатными растениями: поливать, рыхлить землю в горшке, протирать листья; делать все по необходимости.
3. Воспитание самостоятельности, доброжелательности, желания оказать помощь.
Словарь: комнатное растение, цветы, искусственные цветы, фикус, роза, бегония, крапивка, лейка,
грабли, букет, земля рыхлая, воздух чистый, запылившееся растение, цветущее растение.
Оборудование:
Комнатные растения: фикус, роза, бегония, крапивка.
Инструментарий для ухода за комнатными растениями: лейка, губки для протирания,
грабли и палочки для рыхления, салфетка для рук.
Карточки для схемы.
Лист ватмана с нарисованным растением в горшке, краски, ватные палочки, щетинные
кисти, салфетки.
(Воспитатель держит в руках искусственные цветы.)
Воспитатель: Ярко солнце светит, в воздухе тепло.
И куда не взглянешь, все кругом светло.
В комнате пестреют яркие цветы,
Золотом облиты темные листы.
Ребята, посмотрите, что я сегодня принесла? (Цветы)
А эти цветы живые? Правильно, они искусственные. Какие еще бывают цветы?
Я вас сегодня приглашаю отправиться в путешествие в удивительную Страну цветов.
Хотите туда попасть?
Мы отправляемся в путь. Возьмем друг друга за руки.
Мы идем дорожками,
Мы идем тропинками.
Все мы очень умные,
Милые, красивые.
Очень дружно мы идем
И в Страну цветов придем.
(Дети подходят к столу, на котором стоят комнатные растения: фикус, роза, бегония,
крапивка.)
Воспитатель: Вот мы и пришли в Страну цветов. Вам нравится здесь?
Как много здесь растений!
Стоят на подоконнике
Домашние цветы.
Приносят радость людям,А знаешь ли их ты?
Все ли они вам знакомы? Хотите с ними поиграть? Есть очень интересная игра: «Раз, два,
три – растение найди». Я буду называть растение, а вы его находить.
(Воспитатель называет растение, а дети подходят к горшку, в котором оно растет.)
Воспитатель: Раз, два, три – бегонию найди. (Дети подходят к горшку с бегонией.) Молодцы!
Давайте рассмотрим растение, найдем стебель, листья.
Раз, два, три – розу найди. (Дети подходят к горшку с розой.) Молодцы! Хорошо растения
знаете. А давайте по-другому поиграем. Я буду описывать растение, а вы – находить его и
называть.
Тонкий стебелек; небольшие листочки; листья не зеленые, а разноцветные. (Крапивка)
(Дети подходят к горшку с крапивкой.) Молодцы! Ребята посмотрите, чем же это растение
необычное? (Листья не зеленые, а разноцветные.) У комнатных растений так бывает, что
листики разноцветные.
Толстый длинный стебель, большие зеленые листья. (Фикус) (Дети подходят к горшку с
фикусом.) Давайте рассмотрим фикус. Он отличается от крапивки? Стебель толстый и
длинный, листья большие.
Молодцы!
Ребята, посмотрите на растения, с которыми мы сейчас играли и скажите, что помогло им
вырасти? Что нужно для роста растений? (Свет, вода, земля, воздух, тепло.)
(Свет) А давайте позовем солнышко и поиграем в игру. Вставайте на ножки.
Смотрит солнышко в окошко, (поднимают голову)
Светит в нашу комнату. (руки в стороны)
Мы захлопаем в ладоши, (хлопают в ладоши)
Очень рады солнышку. (кружатся)
Солнце в окно светит ярко, а еще мы включаем лампы. Нашим растениям
достаточно света?
(Вода) Давайте проверим, какие растения нужно полить. (проверяют пальчиками)
Возьмите лейку и полейте растения, которые «хотят пить».
Когда поливаем растение, приговариваем: «Ты, водичка, лей, лей!
Ты, цветочек, пей, пей!»
(Земля) Что нужно положить в горшок перед тем, как посадить росточек?
(камешки, земля) Земля нужно сделать рыхлой, пышной. Какие инструменты нам
понадобятся для этого? (грабли, палочки) Покажите, как правильно рыхлить землю в
горшке, чтобы не повредить корни растения.
(Тепло) Ребята, а чтобы растение не замерзло и не погибло ему нужно тепло. В
нашей комнате тепло? У нас есть батареи.
(Воздух) Ребята, а вы знаете, что растение тоже дышит? Значит ему нужен
воздух. Наши комнатные растения очищают воздух, чтобы мы дышали чистым воздухом.
Поэтому на листочках оседает пыль. Давайте протрем запылившиеся листочки.
(протирают листья фикуса)
Молодцы! Вы уже научились правильно ухаживать за комнатными растениями.
Рассаживайтесь на стулья возле фланелеграфа.
(Дети рассаживаются на стулья возле фланелеграфа)
Воспитатель: Ребята, хотите, я вам расскажу сказку? А вы мне поможете.
(Дети называют, а воспитатель выкладывает на фланелеграфе)
(Росток) Жил-был росточек. Какой он был по размеру стебля, листочков? (маленький) Давайте
поможем ему вырасти. Что поможет вырасти росточку?
(Свет) И пришло в комнату солнышко. Наш росточек выше, к солнышку все
ближе. А что еще нужно, чтобы он вырос?
(Вода) Наш росток будет пить, питаться и подрастать.
(Земля) Чтобы цветочек рос, мы садим его в горшок с землей.
(Тепло) Без тепла наш росточек может погибнуть.
(Воздух) Росточек дышит, а еще и очищает наш воздух.
(На фланелеграфе выкладывается схема в виде цветка с 5 лепестками. Фланелеграф убирается.
На доске прикреплен лист ватмана с нарисованным растением в горшке.)
В нашей группе есть все, чтобы растение росло и радовало нас: свет, вода, тепло, земля в
горшке, воздух, а еще наши ребята умеют ухаживать за растениями. Посмотрите, наш
росточек вырос! Но что-то грустно ему без цветочков. Давайте поможем нашему
комнатному растению зацвести, нарисуем цветы.
(Дети подходят к доске с ватманом, на котором нарисовано растение в горшке. Дети
изображают цветы приемами пальчикового рисования, рисования ватными палочками,
щетинной кистью методом тычка.)
Подходите к доске. Выбирайте, чем вы будете рисовать: пальчиками, ватными палочками
или кистью?
Молодцы! Как ярко и весело стало в этой Стране!
На улице солнышко и ветерок.
У нас на окошке цветок-огонёк.
Малиновым цветом цветут лепестки,
Как будто и вправду зажглись огоньки.
1. Наблюдение за изменениями в природе, связанными с цветением цветов.