людмила пархоменко
Проектная деятельность в подготовительной группе «Чудеса для людей из ненужных вещей»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение в проект.
С самого раннего детства взрослые дома и в детском саду учат детей убирать за собой мусор. И дети стараются сделать чище свое рабочее место, свою комнату, свой дом и в итоге свою планету. Но что же происходит с мусором дальше? А дальше происходит огромная и тяжелая работа по утилизации отходов. В последнее время проблема переработки мусора стоит на первом месте в мировом сообществе. Чтобы бытовые отходы не загрязняли окружающую среду, необходимо использовать их вторично. Перед собой мы поставили задачу донести это до детей.
Публикация «Проектная деятельность в подготовительной группе „Чудеса для людей из ненужных вещей“» размещена в разделах
Реализация проекта осуществлялась в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом в пяти образовательных областях: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие.
Основополагающий вопрос исследования: «Что мы можем сделать, чтобы мусора стало меньше?»
Цель: формировать у старших дошкольников основы экологической культуры; навыки исследовательской деятельности; умение находить применение разным бытовым отходам после их первичного использования, используя технологию «Метод проектов».
Задачи для детей
Обучающие:
*Изучить проблемы утилизации ненужных вещей.
*Показать на примере работ, как можно использовать ненужные вещи в целях сохранения окружающей среды.
*Активизировать речь и обогатить словарь дошкольников по теме.
*Освоить новые нетрадиционные способы и приемы работы с различными материалами и инструментами.
* Обучать детей трудовым навыкам: не сорить, не бить стекло, не жечь, убирать мусор, сортировать его и научиться делать красивые и полезные вещи.
Развивающие:
*Выявление причин появления мусора.
*Развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, классификация).
*Развивать навыки экономического использования вещей.
*Развивать творческое воображение, фантазию и конструктивное мышление.
Воспитывающие:
*Воспитывать чувство любви к родному краю, своей планете и ответственность за ее будущее.
Задачи для педагогов:
*Составление плана работы, разработка содержания проекта.
*Организация эффективной совместной деятельности воспитатель-дети-родители на основе принципа сотрудничества, партнерства и взаимопонимания.
*Сбор ненужных вещей (пластиковые бутылки, одноразовая посуда, яичные контейнеры, твердые коробки, крышки и многое другое).
*Организация развивающей среды по теме проекта.
Задачи для родителей:
*Формировать экологическую культуру у взрослых по отношению к важным экологическим проблемам.
*Повышать компетентность в новых подходах к воспитанию у детей трудолюбия, ответственности за состояния природы, патриотизма и гражданственности.
*Развивать творческие способности родителей. Оптимизировать детско-родительские связи.
Предполагаемый результат:
*Развитие бережного отношения к природным ресурсам.
*Развитие творческого мышления у участников по изготовлению поделок из бросового материала.
*Развитие навыков экономического использования вещей.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный :
-изучение литературы по теме проекта;
-составление плана деятельности;
-введение в проект детей и родителей;
-наработка и накопление необходимого материала;
-разработка плана мероприятий;
-отслеживание накопления мусора дома и в детском саду;
-обобщение накопленного опыта.
2. Практический (реализация проекта) :
Социально-коммуникативное развитие.
-Беседа «Мусор-это хорошо или плохо». Цель: выяснить, что такое мусор?; причины появления мусора; закрепить умение анализировать и делать выводы.
-Экскурсия вокруг детского сада, по улицам Бургустинская, Карла Маркса. Цель: проверить, есть ли там мусор, в каких местах его больше и почему? Воспитывать любовь к родному городу, желание заботиться о его процветании.
-Зеленый патруль «Чистый участок детского сада» Цель: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку трудиться сообща.
Речевое развитие.
-Д/игра «О мусор, мусор!». Цель: закрепление знаний о свойствах и качествах материалов и их названия; воспитание у дошкольников гуманного отношения к природе, желание беречь и сохранять красоту природы.
-Беседа «О мусоре и о том, что можно сделать, чтобы мусора стало меньше» с использованием ИКТ. Цель: дать детям представление о проблеме мусора в нашем городе. Рассказать о вреде свалок для природы и человека. Донести до ребят важность этой проблемы и показать выходы из данной ситуации. Предложить подумать над разрешением проблемы мусора силами ребят в детском саду и дома с родителями.
Презентация «Вред мусора и как с ним бороться»
-Чтение экологических рассказов и сказок: Рыжова Н. А «Серая шапочка и Красный волк», «Жила была река», Е. Усатова «Зеленая бумага», стихотворение Золкиной Е. «Земля наш общий дом» Цель: формировать общую картину мира, путем погружения в сказочную ситуацию; развивать литературную речь; воспитывать бережное отношение к природе.
-НОД по художественной литературе с использованием сказки Т. Н. Рыжовой «Серая Шапочка и Красный Волк» Цель: познакомить дошкольников с проблемами загрязнения окружающей среды мусором; приобщать к художественной литературе, формировать запас литературных впечатлений.
-Интегрированная НОД с использованием ИКТ «Чистый город». Цель: формирование у дошкольников основ ответственного отношения к окружающему миру и представлений об отрицательных последствиях деятельности человека. Воспитание любви к родному городу, желание заботиться о нем.
-Оформление сборника творческих рассказов детей на тему: «Поучительные истории не выброшенных вещей»(например, «Путешествие пакета из-под молока», «История консервной банки», «Жила-была пластиковая бутылка» и т. д.)
-Д/игра «Вхождение в образ». Цель: описание ребенком вида бумаги и ее назначения.
-Д/игра «Что я видел (а?» Цель: упражнять детей в узнавании предметов, сделанных из разных материалов; развивать память, внимание, наблюдательность.
Познавательное развитие.
-Экспериментальная деятельность :
-«Свойства бумаги»-опытным путем установить свойства и качества бумаги.
-«Ознакомление со свойствами пластика». Цель: познакомить детей с пластмассой, учить делать выводы.
-«Если закопать в землю мусор, что произойдет?»-помочь детям сделать вывод, что органические отходы разлагаются в земле, а что необходимо людям делать с твердым мусором для охраны окружающей среды.
-«Рассортируем мусор»-формировать навыки практического взаимодействия с мусором, умение сортировать мусор.
-Д/игра «Чем похожи эти предметы»-учить детей обследовать предметы разной формы, цвета, размера из пластмассы, делать выводы.
-Презентация слайд-шоу «Умный взгляд на мусор»-расширение представления детей о вторичном использовании бытовых отходов.
-НОД по экологии «Враг природе-мусор». Цель: развивать экологическое сознание дошкольников, исследовательские навыки, умение анализировать и делать выводы.
Художественно-эстетическое развитие
НОД «Парусная лодка в подарок папе» Цель: развивать желание дошкольников с помощью средств бросового материала (губка, пустые стержни от ручек, бумага) создавать подарок для близких людей.
Мастер-класс для детей «Ненужных вещей не бывает» (Ваза для цветов в технике декупаж). Цель: создать условия для совместного творчества; на примере показать, как можно вторично использовать ненужные вещи; продолжать воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Конкурс рисунков «Чистота спасёт мир»-развивать познавательные интересы и творческие способности.
Рисование экологических знаков «Мусору нет!», «Береги природу», «Мусорить нельзя» и т. д.
НОД «У лукоморья дуб зеленый…» Цель: создание коллективной пластической композиции по мотивам литературного произведения; планирование и распределение работы между участниками творческого проекта.
КОНКУРС рисунков «Спасите Землю» Цель: побуждать дошкольников отражать в своих рисунках острую проблему загрязнения планеты; развивать эстетическое восприятие, творческое воображение.
НОД «Очень любим мы отходы превращать в доходы». Цель: создание условий для применения дошкольниками приобретенных знаний и умений на практике в нестандартных условиях.
Физическое развитие Подвижные игры с использованием выносного материала изготовленного из пластиковых бутылок.
Работа с родителями
Консультация «Вторая жизнь ненужных вещей», «Экологические проблемы использования пластиковых бутылок»
Совместное участие родителей и детей в изготовлении поделок из бросового материала для выставки.
Участие родителей в создании сборника творческих рассказов детей на тему: «Поучительные истории не выброшенных вещей»(например, «Путешествие пакета из-под молока», «История консервной банки», «Жила-была пластиковая бутылка» и т. д.)
Мастер-класс для родителей «Вторая жизнь ненужных вещей»
З. Заключительный этап
Результаты продуктивной деятельности :
Вместе с детьми:
-Конкурс рисунков «Спасите Землю».
-Рисование «Природоохранные знаки».
-Лепка «У Лукоморья дуб зеленый…»
-Конструирование «Парусная лодка» в подарок папе.
-Мастер-класс «Ваза в подарок маме» в технике декупаж.
-Коллективная работа «Рыбки в аквариуме» из конфетных обверток.
-Коллективная работа «Разноцветный мир» с использованием крышек от пластиковых бутылок.
-Мастер-класс «Робот-контейнер» (коробка, пластиковые емкости разных размеров, крышки от бутылок)
Работы родителей с детьми:
-Участие родителей и детей в дефиле из экологически чистого бросового материала.
Участие в выставке работ «Чудеса для людей из ненужных вещей»
- Работа семьи Володиных «Настольная лампа» (из пластиковых бутылок).
- «Кашпо под цветы»-работа семьи Алексеевых (обвязанные пластиковые емкости).
-Работа семьи Божинских «Парусная лодка» (пластиковая бутылка).
- «Шкатулка» в технике декупаж семьи Столяровых. «Кошечка»
-«Птицы у гнезда» (киндер-сюрпризы)-работа семьи Толстовых.
-Работа семьи Степановых «Змейка» из крышек от пластиковых бутылок.
- «Черепаха», «Ваза»-работы из пластика семьи Коваленко.
-Работа семьи Бутузовых «Аквариум» из пластиковой бутылки.
-Оформлен сборник творческих рассказов на тему «Поучительные истории не выброшенных вещей»
Выводы:
Работая над проектом, мы серьёзно задумались о проблеме загрязнения окружающей среды. В результате проделанных исследований по применению бытовых отходов, продлевая жизнь «мусору», можно сделать следующие выводы: *Эстетический (получаем удовольствие, создавая различные изделия своими руками).
*Экологический (продлевая срок использования пластиковых бутылок, других упаковочных и бросовых материалов, мы как можно меньше засоряем окружающую среду)
*Экономический (экономим семейный бюджет, создавая своими руками необычные поделки, которые могут порадовать родных и близких)