Наталья Ассонова
Проектная деятельность в ДОУ: современные подходы, принципы, содержание.
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность в ДОУ: современные подходы, принципы, содержание. Технологические аспекты педагогического проектирования.
Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 10 - 15 лет назад. Как показывают статистические обследования, увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу, снизилась положительная мотивация к непосредственно – образовательной деятельности (НОД).
Публикация «Проектная деятельность в ДОУ: современные подходы, принципы, содержание,» размещена в разделах
В дошкольных учреждениях постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Одним из направлений инновационной деятельности становится педагогическое проектирование, которое рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач. На современном этапе развития дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода проектов.
Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели.
В нашем детском саду мы внедрили в практику технологию - метод проекта, что позволило изменить стиль работы с детьми и родителями. В результате чего изменилось отношение детей и родителей к образованию в ДОУ с 45 % до 68%:
- повысилась детская самостоятельность, активность, любознательность;
- у детей более развито творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации;
- дети становятся увереннее в своих силах;
- ребенок успешнее адаптируется к изменившейся ситуации школьного обучения;
- вовлечение родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Мы считаем, что этим заниматься нужно, важно, и отвечает современным требованиям к образованию дошкольников.
Что же означает слово «Проект»?
Слово «проект» заимствовано из латыни: «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». А в переводе с греческого – это путь исследования.
Проект (буквально "брошенный вперед") - прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности, а проектирование - процесс создания проекта.
Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта. Другими словами, проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности.
Таким образом, педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.
Метод проектов рассматривается как набор смоделированных ситуаций, реализация предметных областей, технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых ставятся и решаются собственные проблемы.
Методологическую основу педагогических проектов глубоко раскрыли ученые – педагоги М. И. Гуревич и М. С. Коган.
М. И. Гуревич к особенностям метода проектов относит такие характеристики как эффективность, полипарадигмальность, отсутствие единого подхода, постоянное совершенствование, постоянное совершенствование технологии в течение длительного времени.
М. С. Коган педагогический проект рассматривает как мотивационный целенаправленный способ изменения педагогической действительности и упорядоченной профессиональной деятельности, а также комплект документов, отражающих цели проектирования, состав, структуру объекта проектировочных усилий, логику проектирования, ресурсное обеспечение процесса реализации проекта.
Ученые выделяют типологию проектной деятельности в ДОУ.
Проекты классифицируются:
1. По количеству:
- индивидуальные;
- парные;
- групповые,
- фронтальные.
2. По содержанию:
Монопроекты (1 образовательная область) Работа предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы.
Интегративные (межпредметные) (2 и более образовательных областей) в основном используются в ДОУ.
3. По продолжительности:
- краткосрочные (мини-проекты – несколько занятий);
- среднесрочные (от 1 месяца);
- долгосрочные проекты (полугодие, учебный год).
4. По доминирующему виду проектной деятельности:
В разных источниках виды проектной деятельности называются по-разному, мы постарались выбрать наиболее популярные.
Исследовательско - познавательный - полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием; дети совместно с взрослыми формулируют проблему исследования, обозначают задачи, определяют методы, источники информации, изучают, обсуждают полученные результаты, выводы, оформляют результаты исследования.
Творческие - предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна. Дети договариваются о планируемых результатах и форме их представления (совместная газета, видеофильм, праздник).
Игровые - участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.
Ознакомительно-ориентировочные (информационные) – этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов.
Практико – ориентированные (прикладные) - результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников; дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление группы, проект изоуголка, проект правил группы, витражи и т. д.).
Комбинированные (универсальные) – представления с использованием предварительно изготовленных изделий (показы моделей одежды, кукольный спектакль и т. д.
Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на определенные этапы:
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Первый этап.
Определение темы проекта.
Воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи.
Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.
Второй этап.
Подготовительный этап.
На втором этапе воспитатель, дети и родители подготавливают все необходимое для проекта. Дети, родители объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей.
Третий этап.
Основной этап (работа с дошкольниками, работа с родителями, оснащение предметно-развивающей среды). Выполняется практическая часть проекта.
На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям и родителям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.
Воспитатель по необходимости оказывает все участникам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
Четвертый этап.
Завершающий этап. Проводится оценка результатов и определение задач для новых проектов.
Для написания проекта, нужно придерживаться структуры проекта.
СТРУКТУРА ПРОЕКТА:
Тема.
Цель (и).
Задачи.
Вид проекта (по содержанию, по продолжительности, по доминирующему виду, по количеству участников).
Участники проекта, возраст дошкольников.
Предварительная работа.
Работа с дошкольниками.
Работа с родителями.
Оснащение предметно-развивающей среды.
Систематизация материалов, подведение итогов.
Ожидаемый результат.
Благодаря проектам у детей формируются навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, творчества, самостоятельность; развивается умение планировать свою деятельность, работать в коллективе, что в дальнейшем будет способствовать успешному обучению детей в школе.
Для педагогов преимуществом проектного метода является:
- повышением качества образовательного процесса;
- одним из методов развивающего обучения, т. к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
- развитием критического и творческого мышления;
- способствует повышению компетентности педагогов.
Таким образом, освоение педагогами технологии проектирования позволит повысить уровень их профессионального мастерства и создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно-образовательной работы.