Татьяна Дурягина
Проектная деятельность в ДОУ «Россия — Родина моя»
▼ Скачать + Заказать документы
"РОССИЯ - РОДИНА МОЯ"
Актуальность:
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.
Публикация «Проектная деятельность в ДОУ „Россия — Родина моя“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2021
Проблема: дети мало знают о своей Родине, о символике России, о народных промыслах.
Цель проекта : формирование и систематизация представлений о своей родине, о ее культуре и истории, традициях, символах.
Принципы решения задач проекта :
Принцип позитивного центризма (отбор знаний, актуальных возрасту ребёнка)
Принцип гуманизации.
Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности.
В работе с детьми по воспитанию патриотизма у детей мы использовали:
НОД;
исторические материалы;
совместную деятельность взрослых и детей;
чтение художественной литературы;
игры, досуги, развлечения;
изодеятельность, конструирование;
ознакомление с пословицами и поговорками
Для взаимодействия с родителями использовались следующие формы работы:
анкетирование;
родительские собрания;
привлечение родителей к изготовлению атрибутов для игр, стендов;
участие в конкурсах творческого мастерства;
консультации для родителей по патриотическому воспитанию детей;
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта : «Росиия – Родина моя»
Задачи проекта :
- Расширять представления о России, познакомить с ее городами, со столицей России - Москвой;
- Познакомить с разными национальностями, населяющими Россию, воспитывать уважительное отношение к людям другой нации;
- Знакомить детей с русской культурой, языком, традициями;
- Формировать бережное отношение к природе. Вызвать чувство восхищения и восторга красотой своей Родины;
- Формировать у родителей активной жизненной позиции по вопросам патриотического воспитания;
- Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – герба, гимна, флага;
- Воспитывать у дошкольников любовь и уважение к своей семье, городу, краю, стране в которой он живет, гордость за принадлежность к гражданам России.
Вид проекта : познавательный, групповой.
Продолжительность проекта : долгосрочный (сентябрь – декабрь)
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
Ожидаемые результаты:
формирование представлений о родной стране, желание быть патриотом своей Родины;
повышение интереса дошкольников к своему городу, своей стране;
выставка магнитов с изображением городов России;
выставка творческих работ детей: обрывная аппликация «Флаг России», рисование «Народные промыслы», лепка «Хохломская посуда».
Этапы проекта :
1 этап – организационно – подготовительный
постановка цели; определение направлений, объектов и методов; предварительная работа с детьми, родителями;
выбор оборудования и материалов.
2 этап – основной; поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей.
3 этап - обобщающий
Формы взаимодействия с детьми и родителями :
С детьми:
- непосредственная образовательная деятельность;
- чтение художественной литературы;
- ситуационное общение беседы, рассказы;
просмотр презентаций;
- прослушивание музыкальных произведений, мультфильмов;
- совместная деятельность детей и педагогов;
- игры (подвижные, дидактические, ролевые и др.);
посещение музея.
С родителями :
консультации и беседы по проблемам патриотического воспитания;
совместное создание коллекций магнитов с изображением городов России, книжной выставки;
рекомендации о том, какую литературу можно прочесть детям по этой теме; выставка для родителей творческих работ детей.
Этапы работы над проектом :
1 этап:
создание предметно – развивающей среды, оформление уголка патриотического воспитания;
подобрать картины, иллюстрации, аудиозаписи, подготовить презентации;
подобрать детскую литературу;
подготовить образцы народной росписи;
подготовить материалы, конспекты НОД, совместной деятельности.
2 этап:
Речевое развитие
Вводная беседа «Наша Родина – Россия!»;
Беседа «Символы государства», «Природа нашей страны;
Чтение художественной литературы: А. Ишимова «История России в рассказах детей», С. Михалков «Россия», В. Степанов «Флаг России», пословицы, поговорки о Родине;
Чтение сказок народов России «По щучьему веленью» (русская народная сказка);
«Отчего у зайца длинные уши» (сказка народов манси, «Мышка и лось»
(хантыйская сказка);
Книжная выставка «Моя Родина»;
Составление рассказа по картине «Москва – столица нашей Родины».
Познавательное развитие:
1. Просмотр презентаций «Наша Родина - Россия», «Москва – столица России»;
2. Наблюдение «Где мы видим флаг России?», «Природа нашей Родины»;
3. НОД «Россия – Родина моя»;
4. Рассматривание фото, репродукций картин, иллюстраций;
5. Просмотр видеопрезентации «Мы живем в России»;
6. Рассказ воспитателя «Дружба народов всех национальностей», «Города России»;
7. Дидактические игры «Собери картину», «Узнай наш флаг», «Чей костюм?»;
Художественно-эстетическое развитие:
1. Слушание гимна России;
2. Лепка «Хохломская посуда»; ;
3. Рисование «народные промыслы»;
4. Обрывная аппликация «Флаг России»;
5. Конструирование из конструктора ТИКО и полидрон «Кремль»;
6. Слушание песни «Край, в котором ты живешь» (слова Ю. Этина, музыка Г. Гладкова);
7. Разучивание песни «У моей России длинные косички»;
8. Оригами «Матрешка».
Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно – ролевые игры «Защитники», «Пограничники»;
Ситуативная беседа «С чего начинается Родина?», «Какие народы живут в нашей стране?».
Физическое развитие:
Русские народные подвижные игры: «Гуси – лебеди», «Горелки», «Салки», «Жмурки»;
Хороводная игра «Веночек», «Платочек»;
Пальчиковая игра «Наш дом», «Город – это улицы».
3 этап:
Выставка рисунков «Города России».
Заключение:
В ходе проекта расширили знания о столице России, познакомились с символикой страны, узнали о русском быте. Воспитанники с увлечением рассмотрели фотографии разных животных и растений, характерных именно для нашего края.
В ходе реализации проекта закрепили виды, рассмотрели особенности народного декоративно - прикладного творчества. Лепили хохломскую посуду, нарисовали рисунки на тему «Народные промыслы». Познакомились с разными национальностями, населяющими Россию, традициями и обычаями русского народа.
Воспитанники и их родители принимали активное участие в создании выставки рисунков «Города России», совместно с родителями расширили предметно - развивающую среду, создали книжную выставку «Моя Родина». В ходе проекта большое внимание уделялось развитию способностей детей наблюдать, описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Проект был направлен на воспитание у детей патриотических чувств, уважения к своей стране, расширения знаний об удивительном многообразии России.
Используемая литература:
1) Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа.
2) Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. - М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
3) Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная группа. - М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.
4) Кондрыкинская Л. А. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2013. (Серия «Вместе с детьми».)
5) Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада. – М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2011.
6) Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. - М. : «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2009.
7) Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2010.
8) ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
9) Полынова В. К., Ветокина А. Я., Дмитренко С. П., Жигналь Е. Н., Краснощекова Г. В., Савельева О. В. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб. : «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2011.
10) Смирнова Т. В., Филиппова Т. Ю. Дошкольникам о Москве и родной стране. - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
11) Интернет ресурсы (презентации).