Афоничева Юлия
Проектная деятельность в ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Стратегической целью государственной политики в области образования является охрана здоровья воспитанников (Закон «Об образовании в РФ», а также повышение доступности качественного образования. Разработан и вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию : создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника.
Темочки:
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Значимость инновационного подхода в деятельности учреждения определяются реальными потребностями системы образования и существующими противоречиями между предъявляемыми требованиями к системе образования, необходимостью ее обновления и недостаточной разработанностью новых форм воспитательно-образовательного процесса в ОУ в условиях внедрения ФГОС ДО.
В новых условиях встает задача: проектирование и построение инновационной модели образовательного пространства, обеспечивающей достижение цели, т. е. требование стандарта к результатам освоения программы. На базе МДОУ «Детский сад № 4 «Теремок» разработан и внедрен в работу комплексный проект по подготовке к празднованию 75 –я Победы в Великой Отечественной войне.
Инновационность проекта в том, что он предусматривает проектирование инновационной модели образовательного пространства для формирования патриотических чувств дошкольников на основе ознакомления с героическим подвигом советского народа в Великой Отечественной войне через различные виды деятельности.
Ценность инновационного характера проекта направлена на сохранение позитивных достижений ОУ, внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, обеспечение личностно-ориентированной модели организации педагогического процесса, позволяющих ребенку успешно адаптироваться и удачно реализовывать себя в подвижном социуме, развитие его социальных компетенций в условиях интеграции усилий семьи и детского сада.
В основу проекта легли следующие принципы:
1. Принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений.
2. Принцип гуманизации: ориентация на высшие общечеловеческие понятия – любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.
3. Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о Великой Отечественной войне с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
4. Принцип интегративности: сотрудничество с семьей, библиотекой, сочетание разных видов деятельности.
5. Принцип наглядности: изготовление ряда макетов, пособий, игр, мультимедийных презентаций, занятий на основе исторического материала.
Срок реализации проекта : февраль – май 2020 года.
Участники проекта : воспитанники второй младшей / средней, старшей и подготовительной к школе групп, родители и педагоги.
Тип проекта : комплексный.
Цель проекта : воспитывать нравственно-патриотические чувства, чувства гордости за героический подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне через активную познавательную деятельность. Создание в ОУ предметно-развивающей среды, способствующей нравственно-патриотическому воспитанию.
Задачи проекта :
1. Формировать чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине на основе ознакомления детей с историческими фактами военных лет в хронологической последовательности.
2. Рассказать детям об участниках и выдающихся личностях Великой Отечественной войны; воспитывать патриотизм, гордость за свой народ, за своих родных; воспитывать любовь к родному городу.
3. Воспитывать в детях уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
4. Разработать занятия, конкурсы, выставки детских работ патриотической направленности.
5. Создание условий для раскрытия творческих способностей и самореализации детей и их родителей.
6. Вовлечение дошкольников и родителей в активные формы гражданского и патриотического воспитания.
7. Разработать учебно-методические, дидактические, электронные материалы: конспекты НОД, бесед, презентации, сценарии развлечений, сюжетно-ролевые игры, аудио и видео сопровождение проекта.
8. Сформировать профессиональную компетенцию педагогов по использованию метода внедрения проекта.
9. Организовать мини - музей «Память сердца».
Ожидаемые результаты:
для детей:
• ребенок овладеет целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования, определенными ФГОС ДО;
• у ребенка будут сформированы черты характера, которые помогут ему стать гражданином общества.
для педагогов:
• повысится компетенция педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников;
• появятся разработки авторских НОД по патриотическому воспитанию, сценариев праздничных мероприятий, проводимых в рамках реализации проекта;
• будут созданы авторские электронные демонстрационно-дидактические материалы об исторических фактов Великой Отечественной войны.
для родителей:
• активизируется участие родителей в различных активных формах гражданского и патриотического воспитания дошкольников;
• организация патриотического воспитания детей в семье.
На подготовительном этапе реализации проекта были :
• Определение темы проекта, формулировка цели и задач проекта.
• Работа по разработке проекта по подготовке ДОУ к празднованию 75-летия Великой Победы.
• Организация выставки методической литературы по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников, изучение представленных источников.
На основном этапе реализации проекта был проведен смотр-конкурс развивающих центров по патриотическому воспитанию.
Изготовление книги о ветеранах ВОВ «Помним, гордимся!» (март-апрель 2020 г.).
Сбор архивного материала из фонда семьи об участниках ВОВ (письма, фотографии, рассказы, ордена и т. д.) (в течение всего периода).
Воспитательно-образовательная деятельность с воспитанниками по пяти образовательным областям (социально-коммуникативное развитие, познавательно развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.
Воспитательно-образовательная деятельность с воспитанниками была реализованна по следующим блокам:
1 блок – «Наша армия сильна»
Наши воспитанники родились в мирное время и не знают, что такое война. Встает вопрос: «Как познакомить дошкольников с самой крупной войной в истории человечества – Великой Отечественной войной?». Благодаря мужеству и героизму нашего народа, силе и мощи вооруженных сил Советского союза, нашей стране удалось одержать победу в столь жестокой войне. Прикосновение к истории вооруженных сил России вызывает эмоции у воспитанников, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Поэтому на данном этапе ребята знакомятся с видами вооруженных сил России.
2 блок – «Города-герои». В этом блоке воспитанники продолжают знакомиться с примерами героического прошлого нашей страны в годы Великой Отечественной войны. В дни грозных битв и мирного труда Отчизна славилась героями. Но особой строкой в историю вписаны города-герои, жители которых проявили массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг.
3 блок – «Город родной, мы гордимся тобой». В ходе реализации этого блока воспитанники узнают о судьбе родного города в годы Великой Отечественной войны. На данном этапе будет организована масштабная работа с семьей. Перед родителями дошкольников стоит непростая задача – сбор и обработка материалов семейных архивов. Работа никого не оставит равнодушным. Результатом станет создание книги «Помним, гордимся!» о наших земляках – участниках и героях Великой Отечественной войны. Во время работы воспитанники получат первый опыт исследовательской деятельности, придут к пониманию важности и необходимости сохранять семейные архивы, чтобы они не стали «забытыми памятниками» незабываемой войны.
4 блок – «Этот День Победы». Каждый год наша страна отмечает самый главный праздник – День Победы. Много лет прошло с того дня, как наша армия и наш народ победили фашистскую Германию. Реализация этого блока предполагает участие воспитанников в разных мероприятиях, посвященных празднованию 70-летия Великой Победы.
III. Заключительный этап (май 2020 г.) :
• Совет педагогов «Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
• Отчет-презентация результатов работы по проекту.
• Создание базы данных с разработками авторских НОД по патриотическому воспитанию, сценариями праздничных мероприятий, авторскими электронными демонстрационо-дидактическими материалами об исторических фактов Великой Отечественной войны
• Размещение информации на сайте МДОУ «Детский сад № 4 «Теремок». (https://d03105.edu35.ru/).