Юлия Иванова
Проектная деятельность в ДОУ как инновационная педагогическая технология
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность в ДОУ как инновационная педагогическая технология
Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое
пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике
дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Сегодня любое
дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою
модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и
технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение,
Публикация «Проектная деятельность в ДОУ как инновационная педагогическая технология» размещена в разделах
которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников
интереса и потребности к активной созидательной деятельности.
В современных условиях педагогу дошкольного учреждения необходимы новые
методы, формы направленные на развитие познавательных творческих навыков
дошкольников, на умения ориентироваться в информационном пространстве, на
всестороннее развитие психических качеств с учетом индивидуальных особенностей детей.
И вместе с тем дошкольное образовательное учреждение как важная ступень образования
призвано подготовить ребенка к успешному обучению в школе и к полноценной успешной
взрослой жизни.
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что
нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, проблемные, рефлексивные и прочие
формы и методы обучения. Эти средства фрагментарно уже разрабатывались и
использовались в той или иной степени для улучшения ситуации в образовании. Коренным
отличием новых условий поиска является изменение понимания целей образования, а,
следовательно, и новое понимание возможностей и способов применения этих средств.
Отечественные и зарубежные исследователи отмечают важность той деятельности в
воспитании, которая доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное
влияние, гармонично развивает умственные и творческие способности растущего человека.
Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой,
каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась
природа самого ребенка или закономерности развития. Принципиально изменилась жизнь,
предметный и социальный мир, ожидания взрослых от детей, воспитательные модели в
семье, педагогические требования в детском саду.
Современный дошкольник - это уже не чистый лист, на который наносятся знания. Он
получает много информации из разных источников. Это нельзя не учитывать. Взрослый
человек, будь то педагог в детском саду или родитель, уже не являются для наших детей
единственными источниками информации - всезнающим оракулом. Обилие информации не
приводит к системности знаний.
У современных детей резко снижена фантазия, творческая активность. Дети нацелены
на получение быстрого и готового результата нажатием одной кнопки. Известный
итальянский писатель, автор «Грамматики фантазии» Джанни Родари, писал:
«Воображение все еще находиться …. на положении бедного родственника,
вниманию и запоминанию отдается куда больше предпочтения; умение внимательно
слушать и тщательно запоминать по сей день составляет отличительную особенность
примерного, то есть наиболее удобного, наиболее податливого ученика». К сожалению, это
утверждение во многом справедливо и по отношению к нашему образованию. Ребенок
приходит в дошкольное образовательное учреждение с большим творческим потенциалом,
реализация которого во многом зависти от педагогов и методов обучения.
Одним из перспективных методов, способствующих решению выше сказанных проблем, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, помогает развивать творческую активность дошкольников, превращает обучение в привлекательный, интересный и творческий процесс. Появившись в начале прошлого столетия для решения актуальных тогда задач образования, метод проектов не утратил своей привлекательности в наши дни. В современном отечественном образовании сложились условия востребованности этого метода.
Проект - это игра в серьез; результаты ее значимы для детей и взрослых. В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Ряд авторов (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и дошкольника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Метод проектов предполагает использование разнообразных средств и приемов обучения, а также необходимость интегрирования различного рода знаний и умений.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.