Роза Логинова
Проектная деятельность в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность в ДОУ
Великая Отечественная война
«Никто на забыт, ничто не забыто»
Составитель: старший воспитатель Логинова Роза Фаритовна
МБДОУ «Детский сад № 16» ГО Дегтярск
Тип проекта : комплексный
Продолжительность:
Участники проекта : воспитанники подготовительной к школе группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Социальные партнё ры: музыкальный руководитель, сотрудники музея, работник городской детской библиотеки.
Публикация «Проектная деятельность в ДОУ» размещена в разделах
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»
Актуальность темы:
Что значит для нас Велика Отечественная Война 1941-1945 года? Что значит для нас Победа над фашистскими захватчиками, что значит для нас слово Родина? Мы родились и выросли в мирное время, мы не слышали вой сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жилище и скудный военный паек, голод и холод. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам да рассказам фронтовиков. Для нас война — это история. Славной победе нашего народа в Великой Отечественной войне мы посвящаем наш проект. 9 мая светлый и радостный праздник. Мы не должны забывать о подвигах наших воинов – защитников, отстоявших мир в жестокой войне. Передавая будущим поколениям традицию памяти и благодарности за мирное и свободное время, в которое мы живём.
Проект «никто не забыт. Ничто не забыто» направлен не только на создание условий для формирования представлений детей об истории Российского государства в годы Великой Отечественной войны, но также он призван дать детям возможность отразить свои представления об этих событиях в разных видах деятельности.
Тема проекта достаточно актуальна на современном этапе социальной действительности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования называет одним из основных принципов дошкольного образования: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Чувство любви к Родине - это патриотизм. Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни - является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя и родителей, их желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.
Цели проекта :
Формирование у детей старшего дошкольного возраста гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о Великой Отечественной Победе, о Великом подвиге нашего народа.
Задачи проектирования :
1. Продолжать нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления детей о Великой Отечественной войной: городах - героях, героях войны, наградах, о работе в тылу и т. д.
2. Развивать выразительность речи, умение слушать и понимать произведения, создать условия для драматизации и инсценировки.
3. Создать условия для совместной деятельности детей, их родителей и педагогов.
4. Способствовать воспитанию в детях уважение к ратным подвигам бойцов, гордость за свой народ, любовь к Родине, проявлению чувства гордости за подвиги народа.
5. Способствовать воспитывать любови и уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.
6. Приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус через знакомство с литературными произведениями о войне.
7. Создание условий для воспитания у дошкольников патриотических чувств, через художественную литературу, театральную деятельность, средствами музыкального и художественно-эстетического воспитания.
8. Создать условия для совместной деятельности детей, их родителей и педагогов.
9. Обеспечение индивидуализации в образовании, сохранения жизни и здоровья детей.
Чтобы правильно выстроить работу по патриотическому воспитанию, мы опираемся на следующие документы:
• Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы».
• Закон Российской Федерации «Об образовании».
• Закон «О днях воинской славы (победных днях) России».
• Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»
№
п/п Интеграция образовательных областей Содержание образования Задачи
1 Социально – коммуникативное развитие * Коммуникативные игры: «Военные профессии», «Служил два товарища», «Военные
«Медицинские сёстры»
*Сюжетно – ролевые игры: «Раненый солдат и медсёстры»
«Разведчики»,
* Экскурсия в музей
*Библиотечный урок мужества
*Экскурсия к обелиску
*Посещение библиотеки
* развивать игровую деятельность детей;
*побуждать детей к игровой деятельности через знакомство с подвигами советских солдат и тружеников тыла;
*создание условий для проявления инициативы в сюжетной игровой деятельности;
*привитие традиционных норм поведения у памятников и обелисков
2 Познавательное развитие * Рассматривание иллюстраций и фотографий на полях сражений;
*Рассматривание фотографий, памятников бойцам ВОВ;
*Д/и «Рода войск»;
*Экскурсия к памятнику лётчика Сафронова;
* Рассматривание орденов и медали ВОВ * формировать представления детей о событиях ВОВ;
* познакомить детей с понятиями «война», «фронт», «тыл», «ветераны», «победа»;
*продолжать знакомство детей о разных родах войск «пехота», «танкисты», «моряки», «летчики», «артиллеристы»
3 Речевое развитие *НОД «Что такое война?», «Дети войны», «Что за праздник День Победы?»
* Знакомство с художественной литературой: В. Степанов «Рассказ ветерана» Ю. Яковлев «Как Серёжа на войну ходил», К. Паустовский «Стальное колечко», И. Туричин «Крайний случай», Н. Ходза «Дорога жизни», С. Я. Маршак «Мальчик из села Поповки».
*Чтение стихов о войне с последующим заучиванием.
*Выступление детей на городских мероприятиях, организованных в честь празднования 9 мая;
*Д/и «Назови рода войск», «Какой он, солдат?», «Придумай конец истории».
*Рассказы по иллюстрации * Способствовать развитию связной речи, выразительности, памяти детей.
* активизировать словарь детей, закреплять звукопроизношение слов: «боец», «солдат», «фронт», «тыл», «снаряды», «поле боя» «керосиновая лампа», «примус», «этажерка», «радиоприемник», «граммофон», «гимнастерка», «шинель», «фляжка», «котелок» и т. д.
*развитие творческих способностей
4 Художественно- эстетическое развитие * Разучивание песен военных лет, о войне
*Творческие работы «Букет для ветерана», «Салют», «Георгиевская лента», «Орден звезды»,
«Открытка для ветерана»
*Выступление детей на городских мероприятиях, организованных в честь празднования 9 мая
*Итоговое мероприятие «Праздник День Победы»
*Акция «Мы ваши внуки»
*Лепим фигуры победы»
*Оформление стенгазеты
*Альбом «никто не забыт, ничто не забыто» *подвести к восприятию художественных произведений о войне;
*к эмоциональному восприятию художественных произведений о войне;
развивать эмоциональную сферу личности в процессе музыкальной деятельности;
создание условий для развития продуктивной деятельности детей
5 Физическое развитие *Спортивное мероприятие в городском парке
* Итоговое мероприятие «Праздник День Победы»
* Спортивное упражнение «Солдаты», «Салют», «Полоса препятствий» Развивать физические качества, через подвижные, коммуникативные, сюжетно-ролевые игры, эстафеты.
6 Продуктивное взаимодействие с родителями *помощь в реализации целей проекта;
*помощь в совместной творческой деятельности;
*подбор материалов для стенгазеты;
* домашний просмотр фильмов о ВОВ;
*чтение художественных произведений о ВОВ;
* помощь в организации предметно-развивающей среды, выставок;
*совместное заучивание стихов;
*помощь в изготовлении атрибутов и костюмов;
* мотивация детей, побуждение к совместной деятельности, самостоятельности;
Ожидаемые результаты
Формирование представлений детей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны
Проявляются внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.
Повысится уровень ответственности родителей за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции
Обогащение методов, приемов, средств и форм патриотического воспитания дошкольников.
Создание материально - технической базы для плодотворной работы по данной теме.
Повысится уровень ответственности родителей за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.
Использованная литература:
• Алёшина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие. – М. : ЦГЛ, 2004
• С. П. Алексеев, А. В. Митяев Рассказы и Великой Отечественной Войне. - М. : Дрофа Плюс, 2005. - 256
• Журавлёва В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2011
• Н. А. Виноградова Образовательные проекты в детском саду. – М: Изд. «Айрис Пресс» 2008г.
• Поговори с ребёнком о войне, или как дошкольнику о Великой Отечественной Войне рассказать? [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.p4c.ru/671
• https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/04/21/organizatsiya-nravstvenno-patrioticheskogo-vospitaniya
• Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы».
• Закон Российской Федерации «Об образовании».
• Закон «О днях воинской славы (победных днях) России».
• Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».
• Шаламова Е. И. Патриотическое воспитание: создание развивающей среды. //Ребенок в детском саду. 2009. – №5 – с. 26 – 32.
• Дети военной поры. Для дошкольников и младших школьников (5-7 лет). [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://kid-home-lib.livejournal.com/71646.html?thread=1083102
• Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию/ Под редакцией Кондрыкинской. – М. : ТЦ «Сфера», 2006.