Светлана Постникова
Проектная деятельность в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой
автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных.
В настоящее время в дошкольном образовании на смену традиционному обучению приходит развивающее обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников познавательного интереса и потребности к активной созидательной деятельности.
Публикация «Проектная деятельность в детском саду» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Метод проектов полностью соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования и может быть осуществлен как в рамках познавательного развития дошкольников, так и посредством интеграции образовательных областей. Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий воспитанников с обязательной презентацией этих результатов.
Цель — развивать творческие способности личности ребёнка, которые определяются задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи:
- обучать элементарному планированию;
- формировать навыки сбора и обработки информации, материалов;
- развивать творческие способности;
- формировать позитивное отношение к познавательной, исследовательской, творческой деятельности.
Основные требования к проектной деятельности:
- наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельная деятельность дошкольника;
- использование исследовательских методов, т. е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Классификация проектов:
- по составу участников (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный);
- по продолжительности (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный);
- по тематике (экологические, математические, музыкальные и т. д.)
- по целевой установке (информационные, исследовательские, ролевые, творческие).
Информационные проекты
- направлены на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории;
- структура информационного проекта: получение и обработка информации, получение результата, презентация.
Исследовательские проекты
- осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.)
Ролевые проекты
- это проекты с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы.
Творческие проекты
- как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников;
- творческие проекты классифицируются по доминирующему виду творчества: художественно-изобразительные, художественно-речевые, художественно-оформительские, театральные, музыкальные и т. д.)
Основные этапы:
1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и
посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
- к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
- с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
Этапы проекта
I этап
Деятельность педагога:определяет тему, осуществляет планирование, организует предметно-развивающую среду, информирует родителей, изучает литературу.
В процессе совместной деятельности с воспитанниками формулирует проблему, помогает поставить цель, предлагает сразу определить продукт проекта; погружает в игровую (сюжетную, проблемную ситуацию.
Деятельность детей:вхождение в проблему, «вживание» в игровую ситуацию, принятие задачи, предложения и дополнения по итоговому продукту.
II этап
Деятельность педагога:помогает распределиться на группы; помогает в решении задач; помогает спланировать деятельность (с чего начать). Организует поисковую, исследовательскую деятельность детей
деятельность детей: дети организуются в рабочие группы, распределяют направления по сбору материала и сферу ответственности.
III этап
деятельность педагога: осуществляет практическую помощь детям, создает условия и мотивирует детей. Осуществляет контроль и координацию проекта. Фиксирует результаты поиска информации и т. д.
деятельность детей:накопление, систематизация и усвоение новых знаний, умений, навыков
IV этап
деятельность педагога: подготовка к презентации. Презентация (защита проекта, оценка. деятельность детей: подготовка к защите проекта, изготовление итогового продукта. Представление зрителям продуктов своей деятельности
Результатами проектной деятельности могут быть:
— Выставка, газета, журнал.
— Костюм, модель, коллекция.
— Музыкальное или художественное произведение, ролевая игра, инсценировка.
— Экскурсия, поход, путешествие.
— Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий.
— Спектакль, праздник, видеофильм.
Оформление проекта:
- Тема.
- Сроки реализации (кратко-, средне-, долгосрочный).
- Возраст детей.
- Актуальность темы проекта (обоснованность выбора темы).
- Методологическая база проекта
- Цель проекта.
- Задачи проекта.
- Этапы реализации.
- Подготовительный этап.
- Основной этап. Описать последовательность организации:
- Завершающий этап. Систематизация материалов. Подведение итогов.
Ожидаемый результат.