Юлия Назарова
Проектная деятельность с детьми второй младшей группы по теме «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому и физическому развитию
Разработала: Назарова Ю. С.
Цитата по теме:
Каждое время года таит обещание чего-то неведомого, необыкновенного, чудесного, что обязательно должно произойти в один прекрасный день…
Темочки:
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Времена года. Проекты, планы, тематические недели
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2023
Актуальность проекта
Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности экологического воспитания, его места и роли в общественной жизни.
Решение проблемы основ ЭКО воспитания потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.
«Любовь к Родине, к родному краю начинается с любви к природе».
Задача ДОУ – научить любить Родину через любовь к окружающему миру.
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития.
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.
В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования.
Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического воспитания.
Большинство современных детей недостаточно общается с природой.
ЭКО образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке, селе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Необходимо научить ребенка жить в гармонии с природой, научить оберегать и защищать природный мир.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
• Повышение качества образовательного процесса по экологическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов.
• Создание методической копилки по экологическому воспитанию.
• Создание в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию основ экологической культуры у дошкольников.
• Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к экологическому воспитанию через проектную деятельность, конкурсы, выставки.
• Укрепление связи семьи и ДОУ.
ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА
o - У младших дошкольников недостаточно сформированы представления о временах года;
• - Не достаточно сформированы представления о труде взрослых в разное время года;
• - Не имеют достаточных представлений о правильных способах взаимодействия с объектами природы.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Заключается в разработке содержания, методов и форм, которые предусматривают поэтапную организацию приобщения детей к основам экологической культуры, повышению интереса к ближайшему окружению.
Цель проекта:
Формирование начальных представлений о временах года.
Задачи:
1. Формирование первичных представлений об особенностях природы.
2. Формирование позитивных установок к различным видам труда.
3. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
4. Владение речью как средством общения, развитие связной речи.
Новизна проекта
заключается в активном использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность.
Знакомить детей со свойствами обычных веществ - воды, воздуха и почвы - одно из возможных направлений экологического воспитания.
Приемы подачи материала - своеобразный «спортивный комплекс» для формирования познавательных способностей малыша.
В проект включены все ОО: деятельность их интегрируема.
Период проведения проекта:
09.2023 – 05.2024 года
Материал и техническое оборудование:
подбор художественного, иллюстрированного, игрового материала, картотека дидактических, подвижных игр, ноутбук, использование ИКТ технологии.
Участники проекта:
1. Дети и родители второй младшей группы (3-4 г)
2. Воспитатель: Назарова Ю. С
Вид проекта:
групповой, творческий, долгосрочный – (09.2023 – 05.2024 года)
Тип проекта…
познавательно-творческий.
Методы:
Наглядный: наблюдение, рассматривание иллюстраций, репродукций, книг, презентаций
Словесные: беседы, рассказы, чтение художественной литературы.
Практический: исследования, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации.
Игровые: дидактические, спортивные, подвижные игры
Прогнозируемые результаты:
1. Лучше научить замечать красоту родной природы.
2. У детей возникло желание отображать увиденное при помощи рисования, лепки.
3. Дети стали чаще прибегать к активной речи, как средству общения и выражения своих чувств.
4. Станут получать удовольствие от заботы об объектах как живой, так и неживой природы.
5. Родители получат новые знания об некоторых методиках проведения целевых прогулок и применят их в жизни.
Продукт проектной деятельности:
1. Совместная деятельность воспитателя и детей: Лепка «Покорми цыплят», «Шишки для мишки», рисование «Травка для козочки», аппликация «Домик для белочки», коллективная аппликация «Вкусно накормим лесных животных»
Презентация проекта:
1. Проведение развлечения «Птицы перелетные»
2. Выставка фото-работ родителей на тему: «Домашний питомец»
Формы работы по реализации проекта:
Сентябрь
Рисование
(нетрадиционная техника) «Разноцветный лес»,
Чтение художественной литературы:
И. Бунин «Листопад»,
Беседы: «Пригласили в гости Осень». Аппликация «Осенний пейзаж».
Д/игра «Чем нас осень угощала».
П/ игра: «Листопад»
Наблюдение за изменением в природе.
Выставка работ «Осенние дары»
Разучивание стихотворений об осени
Октябрь
Экскурсия в осенний парк.
Чтение художественной литературы:
З. Александрова «Дождик». Пальчиковая игра: «Вышел дождик на прогулку».
Аппликация «Злая тучка».
П/игра «Листопад».
Сбор гербария для коллективной работы
Ноябрь
Животные
Беседа на тему: «Подготовка животных к зимней спячке» Рассматривание картин Мама зайчиха и ее зайчата.
П/игра «Белка с ветки». Раскрашивание «Подари бельчонку грибочек».
Беседа «Как ребята с родителями ухаживают за домашними животными»
Декабрь
Пришла зима
Беседы на тему: «Зима не даром злиться, пришла ее пора». Логические рассуждения: «Одеваемся по погоде».
Исследовательская деятельность: проведение опытов и экспериментов со снегом и льдом (сыпучий, мягкий, липкий, тает). Рисование: «Снег идет» П/и «Дед Мороз, красный нос»,
«Заморожу». Игровая ситуация «Наши сани не идут, гололёд».
Д/и «Когда это бывает», «Что сначала, что потом».
Работа детско- родительская на тему «Новогодний серпантин», «Новогодняя игрушка своими руками»
Январь.
Зимующие птицы
Рассматривание альбома: «Птицы зимой».
П / И «Зайка», «Воробышки». Чтение: М. Познанская «Снег идет», О. Выготская «Холодно» Игра-опыт: «Разноцветный снег».
Объёмная аппликация «Синичкин день»
Беседа с родителями «Покормите птиц зимой».
Совместная работа с родителями «Изготовление кормушек».
Февраль
Зимние забавы
Беседа «Зимние вида спорта».
Дидактические и настольные игры «Зима», «Кто чем занимется?», «Чудесное лото», Сюжетно – ролевые игры: «Собираемся в гости к лесным жителям». Дидактическая игра «Чем мы угощали животных»
Эксперимент с водой «Вода и мороз, что будет?», «Почему узоры на окне»; Подвижные игры «Белый снег кружится, падает, ложится», «Разноцветные снежинки», «Дед мороз», «Покружились возе елки»; «Игра в снежки»
Детско-родительский рисунок на тему «Зимние забавы»
Март
Весна пришла
Наблюдение за состоянием погоды; за небом; за снегом; за деревьями; птицами; за явлениями природы, характерными для наступления весны – сосульки, ледоход, проталины.
Чтение В. Берестов «Март». Рисование «Разноцветные сосульки». Словесно-речевые игры «Весна пришла, весне дорогу!», «Куда пропадает снег» Речевая подвижные игра «В гости к Весне»
Беседа родителей с детьми на тему: «Здоровый образ жизни»
Апрель
Прилёт птиц
Словесно-речевые игра «Прилетели птицы». Пальчиковая игра «Сорока». Д/игра «Птицы и их птенцы». П/игра «Птички- Невелички».
Изготовление скворечника с ребёнком дома. Приобщение ребенка к труду взрослого.
Май
Беседа «Здравствуй, Солнышко»
Дидактическая игра «Солнышко и тучка?». Словесно-речевая игра «Солнышко яркое». П/и «Солнышко и дождик». Рисование «Деревья весной». Потешка «Травушка муравушка». Труд: «Мы сажаем огород на окне»
Д/игра «Полетели, поползли». Чтение: А. Барто «Комары», Б. Заходер «Муха-цекотуха». П/игра «А медведи любят мед».
Беседа с детьми на тему "Ах,лето красное"
Лепка «Цветочки». Наблюдение за насекомыми.
Итоговое мероприятие: Выставка детских рисунков.
Предполагаемые результаты были достигнуты:
1. Ребята научить замечать красоту родной природы.
2. У детей возникло желание отображать увиденное при помощи рисования, лепки.
3. Дети стали чаще прибегать к активной речи, как средству общения и выражения своих чувств.
4. Дети стали получать удовольствие от заботы об объектах как живой, так и неживой природы.
5. Родители получили новые знания об некоторых методиках проведения целевых прогулок и применят их в жизни.
Используемая литература:
• Рабочая программа по организации деятельности второй младшей группы 2023 -2024 учебного года. Разработана на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы под общей редакцией Н. Е. Вераксы. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Назаровой. Ю. С.
• План работы с родителями во второй младшей группе на 2023–2024 учебный год Назаровой Ю. С.
• Развитие игровой деятельности вторая группа раннего возраста Н. Ф. Губанова
• Организация воспитательно- образовательного процесса в группе детей раннего возраста с 3-4 лет. А. В. Стефанко
• Художественное творчество Комплексные занятия младшая группа О. В. Павлова
• Комплексные развивающие занятия с детьми Е. Е. Хомякова
• Конспект комплексно-тематических занятий вторая младшая группа Интегрированный подход Н. С. Голицына
• Рисование в детском саду. Д. Н. Колдина
• Лопатина, А. А. Сказы матушки земли.
• Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - 2-е изд. - М. : Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
• Луконина, Н. Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н. Н. Луконина, Л. Е. Чадова. - М. : Айрис- пресс, 2002. - 240с. : ил. - (Внимание, дети).
• Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.
• Книга для воспитателей детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.
• Материал книги – это технология к программе «Юный эколог», одобренной Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства образования России.
• «Мир природы», утренники, викторины, игры. - 2-е изд., стереотип. / авт. -сост. О. Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.