Елена Головинова
Проектная деятельность по развитию речи для детей средней группы «Русские народные сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
«Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были умнее, читайте им ещё больше сказок»
Альберт Эйнштейн
Тип проекта: практико-ориентированный, групповой.
Продолжительность: краткосрочный (1 неделя)
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Актуальность: Огромной любовью пользуется у детей сказка. Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки. Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного развития. Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы.
Данная тема очень актуальна во все времена.
Цель проекта: Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, как к произведению искусства.
Задачи:
• Учить узнавать персонажи сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывать содержание; выражать свое отношение к героям сказки.
• Закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения).
• Научить детей оценивать поступки героев.
• Развивать речь, активизировать словарный запас.
• Формировать у детей запас литературных художественных впечатлений. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус.
• Создавать положительный эмоциональный настрой.
• Воспитывать интерес к сказкам.
Планируемый результат:
- развитие интереса к русскому народному творчеству;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- развитие коммуникативной и познавательной активности, творческих способностей;
- совершенствование звукопроизношения и выразительности речи;
- укрепление гармоничных отношений между детьми и взрослыми;
- позитивное отношение ребёнка к окружающему миру, другим людям и самому себе.
Материалы и оборудования: иллюстрации к сказкам, книги, задания по сказкам, пазлы, книги, атрибуты к театру «Колобок», «Теремок», «Репка», «Три медведя», экспонаты для создания мини-музея сказки «Три медведя».
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап:
- подобрать русские народные сказки и иллюстрации к ним для оформления книжного уголка выставки «Любимый сказка»;
-подобрать атрибуты для настольного театра;
- подобрать экспонаты для создания мини-музея сказки «Три медведя»;
- познакомить с жанровыми особенностями сказки;
- чтение русских народных сказок с последующим просмотром мультфильмов по ним;
- подобрать упражнения и игры для создания картотеки дидактических игр;
- подобрать настольные игры по сказкам (пазлы «Маша и медведь», «Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса» и др. ; сказочное лото);
- подобрать раскраски по русским народным сказкам;
- узнать у детей и родителей, какие книги читают дома, есть ли в домашней библиотеке сказки;
- попросить родителей вместе с детьми принять участие в изготовлении экспонатов для оформления мини-музея сказки «Три медведя, а также подобрать книги для книжного уголка - выставка «Любимый сказка».
2. Основной этап:
Работа с детьми:
Познавательное развитие:
Беседы:
- «Знакомство с историей возникновения сказок;
- «На кого из сказочных героев я похож»
- «В гости к книге»
- «Как обращаться с книгой»
Речевое развитие:
- чтение сказок и обсуждение их содержания («Заюшкина избушка», «Три медведя», «Маша и медведь», «Петух, кот и лиса», «Лиса и волк», «Жихарка», «Рукавичка», «Теремок», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Соломенный бычок – смоляной бочок» и др. ;
- пересказ сказок «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Маша и мед-ведь», «Заюшкина избушка»;
- рассказывание сказки по иллюстрациям;
- рассматривание иллюстраций с изображением сказок;
- творческое рассказывание по темам;
-загадывание загадок о сказках;
-пословицы, поговорки о русском народном быте;
-пальчиковые игры.
Социально-коммуникативное развитие
Инсценировка сказки «Колобок», «Теремок», «Репка», «Три медведя».
"Сюжетно-ролевые игры.
- «Волк и семеро козлят»,
- «Гуси- лебеди»
- «Кот и мышь»
Дидактические игры.
- «Расскажи сказку по серии картинок»
- «Назови сказку»
- «Сложи картинку и узнай сказку»,
- «Что лишнее?»
Игры – драматизации (кукольный театр)
- «Репка».
- «Теремок»
- «Три медведя»
Настольные игры.
- Пазлы (репка, колобок)
Художественно-эстетическое развитие
Аппликация из природного материала
- «Лиса из сказок»
Лепка
- «Колобок», чашка для медведя (Сказка Три медведя)
Конструирование из деревянного конструктора
- Мебель из сказки «Три медведя», «Заюшкина избушка»
В самостоятельной деятельности:
- дети раскрашивали иллюстрации из сказок;
- составляли сказки с помощью пазлов;
- лепили сказочных героев (колобок, лисичка со скалочкой, Маша и медведь, кот, петух и лиса);
- строили из крупного строителя «Теремок» и заселяли в него героев сказки;
- выкладывали фигурки сказочных героев из геометрических фигур и счётных палочек.
Физическое развитие:
Подвижные игры.
- «Зайцы и лиса»
- «Волк и козлята»
Физкультминутки.
- «Колобок»
- «Заюшкина избушка»
Работа с родителями:
- участие родителей и детей в оформлении книжного уголка – выставка «Любимые сказки»
- совместное участие родителей и детей в изготовлении экспонатов для оформления мини-музея сказки «Три медведя»
- участие родителей в пополнении кукольного театра группы;
3. Заключительный этап:
- создание мини-музея сказка «Три медведя»;
- книжного уголка – выставка «Любимые сказки»;
- показ сказки «Три медведя» с использованием атрибутов для настольного театра.
В результате проекта:
Дети познакомились со сказками, научились понимать смысл сказок, распознавать сказочных героев по иллюстрациям, отображать прочитанное в театрализованных играх. Дети стали более отзывчивыми, общительными, дружелюбными. Сформировались навыки внимательного, заботливого поведения, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного.
Перспективы:
совершенствовать связную, диалогическую речь, интонационную выразительность, расширять словарный запас.
продолжать развивать у детей любознательность, умственную активность, творческое воображение, внимание и память, артистические способности.
обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.