Светлана Бабурова
Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми разновозрастной группы «С чего начинается Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми разновозрастной группы «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»
Проект по
социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому и физическому развитию, направленный на психическое и физическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Разработали:
Бабурова. С. В,
Цитата по теме:
«С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Публикация «Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми разновозрастной группы „С чего начинается Родина“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять…»
М. Матусовский
Проблема:
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным городом, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми. Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Отсутствие у детей познавательного интереса к истории своих предков и культурному наследию города, области, страны. Недостаточная компетентность родителей в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств.
Тема проекта:
«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»
Актуальность:
Любовь маленького ребёнка - дошкольника к Родине начинается с любви к самым близким людям: отцу и матери, дедушке и бабушке, с любви к своему дому, к улице, стране в которой он живет, к родному городу. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
Вместе с тем следует отметить, что объём знаний по данным темам ограничен. В связи с чем мало кто из детей знает историю возникновения исторической стороны нашей страны России: символику, традиции, праздники. Создания семьи, свою родословную, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. С целью изучения России семьи, установления контакта, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «С чего начинается Родина!», который поможет детям понять значимость – родины, семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её традициям, прививать чувство привязанности.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость нашей родины, страны, семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к стране, членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Цель:
Воспитание нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к истории и культуре России.
Задачи проекта:
1. Воспитывать у дошкольников любовь и уважение к своей семье, городу, краю, стране в которой он живет, гордость за принадлежность к гражданам России.
2. Воспитание чувства достоинства у ребенка как представителя своего народа.
3. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России.
4. Воспитание гражданских и патриотических чувств через изучение государственной символики России.
5. Способствовать зарождению патриотических чувств.
6. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать.
7. Вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, города.
8. Привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.
Проект будет использоваться в следующих видах деятельности:
игровой, двигательной, продуктивной, творческой, совместной.
Новизна проекта
в активном использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь.
В проект включены все ОО: деятельность их интегрируема.
Период проведения проекта
в рамках перспективно-тематического планирования блок «День народного единства», «Мое Отечество». Темы «Былинные герои», «Защитники Руси», «Символика России», «Мой дом», «Мой город», «Моя страна», «Моя столица» с 17.10.2022 - 02.12.2022 года
Материал и техническое оборудование:
подбор художественного, иллюстрированного, игрового материала, картотека дидактических, подвижных игр, разработка информационного материала для родительского уголка, пополнение развивающей предметно-пространственной среды. Комплексное перспективно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности в разновозрастной группе на 2022 - 2023 учебный год, ИКТ.
Участники проекта:
1. Дети и родители разновозрастной группы (5 - 7лет)
2. Воспитатели: Бабурова. С. В.
3. Музыкальный руководитель: Лебедева. А. С.
4. Физ. инструктор: Ярошенко. О. П.
5. Учитель – логопед: Прохоренко. М. А
Вид проекта:
групповой, краткосрочный – 1,5 месяца (17.10.2022 - 02.12.2022)
Тип проекта…
информационный - практико - ориентированный
Методы:
наглядный, словесный, практический, интерактивный, исследовательский.
Форма:
•Непосредственно образовательная деятельность
•Экскурсии
•Викторины
•Праздники
•Чтение художественной литературы
•Беседы
•Игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые)
•Художественное творчество
•Наблюдение, прогулки
•Мультимедийные презентации
•Консультации
•Совместная работа с детьми
•Участие в конкурсах
•Помощь в подготовке праздников и развлечений
Мероприятие
(НОД, культурно – досуговые мероприятия, беседы, чтение и т. д, но обязательно интегрируемые.
1. Ситуативный диалог Мое Отечество – Россия: формировать у детей интерес к получению знаний о России; воспитывать чувство принадлежности к определенной культуре, уважение к культурам других народов; умение рассказывать об истории и культуре своего народа.
2. Беседы: «История возникновения России», «Государственные символы России», «Президент России», «Подземные богатства России», «Традиции моей семьи», «Мамочка моя», «Москва – столица России», «Башни Кремля», «Русская матрёшка», «Хороводные игры на Руси», «Береза – символ России», «Как велика моя земля, как широки ее просторы», «Народные традиции», «Хлебосольство»: продолжать знакомство детей с главными символами, отличительными символами России (матрёшкой, берёзой, понятием Родина, формировать у детей представление о России как о родной стране. Обобщение представлений о функциональном назначении герба и флага, о символическом значении цвета. Воспитание уважительного отношения к государственным символам России; гордость за свое Отечество
3. Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: «Россия – моя страна», Карта России, иллюстрации «Животные России», Фотоальбомы с семейными фотографиями, «Военно-воздушные силы России», «Символика РФ», Иллюстрации «Народные промыслы» (хохлома, гжель, дымковская игрушка, городецкая роспись, «Русская матрёшка», «Русский народный костюм», «Костюмы народов России», «Правители Росси», «Ордена и медали России»: воспитание патриотических чувств, любви к Родине. Закрепить и обобщить знания детей о нашей стране, о столице нашей Родины.
4. Экскурсии: Прогулка по улицам города. Виртуальная экскурсия по России (просмотр презентации «Достопримечательности Родины, города, края»).
5. Наблюдение (рассматривание): ближайших улиц города, за проезжей частью дороги, транспортом, пешеходами, водителями.
6. Творческая мастерская
- «Рыбки в аквариуме». Учить детей вырезывать на глаз силуэты простых по форме предметов. Развивать координацию движений руки и глаза. Развивать чувство композиции.
- «Инструменты». Передавать в лепке особенности формы инструментов людей разных профессий, соблюдать пропорциональность между частями.
- «Петушок с семьей» (по рассказу К. Д. Ушинского) (коллективная композиция). Учить детей создавать коллективными усилиями несложную сценку из вылепленных фигур.
- Аквариумные рыбки. Продолжать освоение лепки (рельефной): создавать уплощенные фигурки рыбок, учить прикреплять к основе, украшать налепами, развивать комбинаторские способности.
- «Дымковские барышни» Закреплять умение лепить по мотивам народной игрушки. Формировать умение лепить полые формы (юбка барышни, соблюдать пропорции фигуры.
- «Папа (мама) гуляет со своим ребенком в сквере (по улице)». Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать относительную величину ребенка и взрослого.
- Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи Продолжать знакомить детей с декоративным народным творчеством, предлагать выделять характерные особенности городецкой росписи и создавать узоры по ее мотивам.
- «Кукла в национальном костюме». Развивать у детей наблюдательность, умение передавать фигуру человека.
- «Роспись фартука элементами дымковского орнамента» Продолжать знакомить детей с декоративным творчеством, учить выделять характерные особенности дымковской росписи.
- «Улица города». Продолжать знакомить детей с понятиями: архитектор, архитектура; учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, создавать несложную композицию на тему современной городской улицы.
- «Родная страна» Закреплять умение рисовать по собственному замыслу, самостоятельно продумывать содержание, композицию рисунка, подбирать материал для рисования, доводить задуманное до конца.
7. НОД «Моя Россия»: воспитание патриотических чувств, любви к Родине.
НОД «Мы этой памяти верны»: знакомство детей с героическими страницами истории России. Знакомить с событиями Великой Отечественной Войны, о подвиге солдат. Рассказать о детях войны, о роли детского героизма в годы ВОВ
8. Чтение художественной литературы: Я. Аким «Моя родня», В. Драгунский «Моя сестра Ксения», Ф. Глинка «Москва», Л. Кассиль «Памятник солдату», «Москва», «Твои защитники», А, Прокофьев «Нет на свете Родины красивей», И. Токмакова «Красная площадь», З. Александрова «Дозор», С. Алексеев «Первый ночной таран», З. Александрова «Посидим в тишине», ненецкая народная сказка «Кукушка», «Айога», заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью. Русские народные сказки «Крошечка-ховрошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»: познакомить детей с русской народной сказкой. Воспитывать интерес к русскому фольклору.
Чтение и разучивание стихотворений о России: С. Есенина «Белая береза» В. Брюсов «Москва», А. Прокофьев «Нет на свете Родины прекрасней», Н. Рубцов «Привет, Россия!» П. Воронько «Лучше нет родного края»; С. Михалков «Кремлёвские звёзды»; Воспитание патриотических чувств, любви к Родине. Развивать память, внимание.
Заучивание пословиц и поговорок: учить детей запоминать пословицы и поговорки, учить понимать смысл пословиц и поговорок, помочь в придумывании своих. Развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения
«Родина-мать, умей за неё постоять!»;
«Родная сторона-мать, чужая-мачеха»;
«Всякому мила своя сторона».
9. Д/И «Узнай наш флаг» «Кто в какой стране живет?» «Подбери родное слово» (подбор однокоренных слов к слову «береза») «Собери герб», «Мой адрес», «Поиски добрых слов», «Наша страна», «Малая Родина» «Назови ласково», «Моя Россия», «Скажи на оборот», «Семейка слов».
10. П / И «Змейка-папа, змейка-мама, змейка вся моя семья», «Пирог», «Горелки», «Карусели», «Совушка», «Золотые ворота», «Со вьюном хожу».
- Пальчиковая гимнастка «Здравствуй, Родина моя», «Строим дом», «Дружная семейка», «Наша квартира», «Много мам на белом свете» формирование правильного звукопроизношения; умение быстро и чисто говорить; развитие мелкой моторики, координации движений; развитие памяти, внимания; умение согласовывать движения и речь.
11. Сюжетно-ролевые игры: «Мой адрес», «Малая Родина», «Гербы России, округа, города».
12. Акции «Письмо солдату». «Посылка солдату»
13. Просмотр презентаций «Россия – Родина моя», «Имя твое неизвестно. Подвиг твой бессмертен».
15. Слушание: Гимн РФ, «Хохлома», «Росиночка-Россия».
16. Выставка совместных с детьми работ «Мы помним, мы гордимся».
17. Консультация родителей «Роль родителей в формировании патриотических чувств», «Традиции семьи в воспитании детей – дошкольников»
http://12600.maam.ru/maps/news/135681.html
18. Культурно-досуговая программа «Когда мы едины- мы непобедимы!».
19. Культурно-досуговая программа открытие X-го межрайонного фестиваля казачьей культуры «Мы были! Мы есть! Мы будем!».
20. Культурно-досуговая программа «Мама — солнышко мое».
21. Фотоотчет «МЫ БЫЛИ! МЫ ЕСТЬ! МЫ БУДЕМ!»
https://6820.maam.ru/maps/news/551301.html
Фотоотчет «Когда мы едины- мы непобедимы!»
https://6820.maam.ru/maps/news/556260.html
Фотоотчет «Мама — солнышко мое».
https://6820.maam.ru/maps/news/560416.html
Фотоотчет «Имя твое неизвестно. Подвиг твой бессмертен».
https://6820.maam.ru/maps/news/562859.html
Фотоотчет «День Героев Отечества»
https://www.maam.ru/detskijsad/fototchet-den-geroev-otechestva-1556510.html.
В ходе реализации проекта «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»
Предполагаемые результаты были достигнуты:
Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины.
Знают традиции родного народа, символику России, историю малой родины.
У детей более глубокие знания о России.
Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте
Используемая литература:
- Рабочая программа по организации деятельности в разновозрастной группе (5-7 лет) на период 2022 -2023 учебного года. Разработана на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы под общей редакцией Н. Е. Вераксы. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Бабуровой. С. В.
-План работы с родителями разновозрастной группы на 2022–2023 учебный год Светлана Бабурова.
- Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа.
- Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. - М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
- Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная группа. - М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.
- Кондрыкинская Л. А. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2013. (Серия «Вместе с детьми».)
- Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада. – М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2011.
- Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2010.
- Полынова В. К., Ветокина А. Я., Дмитренко С. П., Жигналь Е. Н., Краснощекова Г. В., Савельева О. В. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб. : «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2011.
- Смирнова Т. В., Филиппова Т. Ю. Дошкольникам о Москве и родной стране. - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2010.