Шеронова Елена Робертовна
Проектная деятельность по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста «Быть здоровым — здорово!»
Актуальность темы
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Дошкольный возраст - важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защитить своего ребёнка. Детям нужно разумно помогать избегать опасности, ведь невозможно всё время водить их за руку удерживать возле себя.
Необходимо воспитывать привычку правильно питаться, объяснять, как надо вести себя, чтобы не заболеть, не получить ту или иную травму. Нужно формировать у детей навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представления о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Для достижения гармонии с природой, самими собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредствам здоровьесберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни.
Цель проекта.
Создание благоприятных условий для укрепления гармоничного физического развития ребенка. Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Задачи проекта.
Для детей.
1. Обогатить и закрепить знания о здоровом образе жизни, о пользе физических упражнений и спорта в жизни человека.
2. Развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом, умения и навыки сотрудничества через нравственный и эстетический опыт проведения спортивных мероприятий.
3. Воспитывать потребность у детей вести здоровый образ жизни.
4. Воспитывать у детей целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие.
Для родителей.
Развивать творческие и физические способности детей в спортивной деятельности, формировать активную позицию в сохранении и укреплении здоровья детей.
Этапы:
Подготовительный этап:
Изучение методической литературы по теме «Здоровье», «Традиционные и нетрадиционные средства оздоровления детей дошкольного возраста».
Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями.
Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.
Проведение анкетирования родителей на тему «Условия здорового образа жизни в семье».
Оформление консультаций для родителей по теме проекта: «Правильное питание дошкольников», «Режим дня», «Как сохранить здоровье ребёнка».
Разработка проекта по теме «Береги здоровье смолоду».
Основной этап:
Экскурсия в медицинский кабинет, знакомство с трудом старшей медсестры, работа с дидактическим материалом; чтение художественной литературы; рисование, аппликация, конструирование, сюжетно-ролевые игры, развивающий диалог, беседа, просмотр мультфильмов.
Заключительный:
Фотоколлаж «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».
Совместный праздник «Отважные путешественники».
Перспективный план работы
по обучению детей здоровому образу жизни в средней группе
Тема Цель, задачи Совместная деятельность педагога и детей
«Знакомство с трудом старшей медсестры»
Познакомить детей с трудом медицинских работников, беседа о важности этой профессии.
- Чтение К. Чуковский «Доктор Айболит», «Федорино горе»;
Ю. Тувим «Овощи»;
- Рассматривание картин по теме:
«На приеме у врача», беседа по ним.
- Экскурсия в медицинский кабинет
-Рассматривание картин с изображением персонала больницы, беседа о них.
-Составление коллективного рассказа «Почему заболел Мишутка».
Художественное творчество (аппликация, рисование, лепка):
- «Витаминная корзина»;
- «Овощи на тарелке»;
-Беседы:
«Чистота – залог здоровья»;
«Кто спортом занимается, здоровья прибавляется»;
«Для чего нужна зарядка»;
Д/и: «Что у нас внутри?»;
«Я принимаю душ»;
«Во саду ли, в огороде»;
«Таблетки на грядке»;
И/ситуация: «Я лечу свою куклу».
«Добрый доктор Айболит»
- закрепить представление о назначении различных частей тела в организме человека (уши, глаза, нос, язык)
- Чтение А. Барто «Девочка чумазая», «Я расту», «Придуманные сны», «Мы с Тамарой санитары»;
Загадки об овощах и фруктах; пословицы, поговорки.
Художественное творчество (аппликация, рисование, лепка):
«Живые витамины»;
«Здоровье-болезнь».
- Беседы:
«Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке»;
- «Микробы»;
- «Правила поведения на прогулке»;
И/ситуация: «Объясни Лисенку, как не заболеть».
Д/и: «Я умываюсь»,
«Мое тело», «Режим дня»,
«Спорт», «Правила личной гигиены»;
Сюжетно-ролевая игра:
«Мы – спортсмены»;
«Уроки чистоты Мойдодыра»
- познакомить детей, что чистота нашего тела предупреждает много заболеваний
- прививать любовь детей к занятиям спортом;
Рассматривание картин с изображением различных видов спорта, беседа по ним; отгадывание загадок «Виды спорта»
Беседа: о пользе закаливания; «Правила поведения на прогулке»;
«Откуда берутся болезни»;
«Чтобы кожа была здоровой».
Д/и: «Полезная и вредная еда»;
«Чтобы зубы были крепкими».
Художественное творчество (аппликация, рисование, лепка):
«Здоровье-болезнь».
«Витамины в корзине»
Сюжетно-ролевая игры:
«Магазин спортивных товаров».
«На приеме у врача»
План работы с родителями по приобщению здоровому образу жизни
Консультация для родителей
- «Как с пользой для здоровья проводить выходные дни»;
- «Режим дня»;
- «Утренняя зарядка для детей»;
Анкетирование родителей на тему: ««Условия ЗОЖ в семье».
Родительское собрание на тему: «Психологическое здоровье ребенка»
Консультация для родителей
- «Советы по укреплению здоровья детей»;
- «Как приучить ребенка чистить зубы»;
Фотоколлаж «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья»
Консультация для родителей
- «Полезные привычки»;
- «Здоровье и питание детей дошкольного возраста».
Папка-передвижка. Советы родителям: «Соблюдение правил личной гигиены»
Квест –игра «Отважные путешественники»
Ожидаемый результат:
-Получение доступных знаний о путях сохранения и укрепления здоровья.
-Повышение знаний родителей о формировании ЗОЖ в дошкольном возрасте.
-Пополнение атрибутов для проведения пальчиковой гимнастики, самомассажа.
-Пополнение картотеки загадок о предметах личной гигиены, правилах безопасного поведения, спорте.
-Приобретение опыта работы с родителями воспитанников.