Наталья Букачук
Проектная деятельность по духовно-нравственному воспитанию «История в архитектурных памятниках: храмы и соборы г. Сургута»
Проектная деятельность по духовно-нравственному воспитанию на тему : «История в архитектурных памятниках - храмы и соборы г. Сургута»
Цель: Развитие инновационных процессов с ориентацией на возрождение русских национальных традиций и духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста.
Задачи: 1. Знакомить детей с родным городом (история, памятники архитектуры-храмы и соборы).
Публикация «Проектная деятельность по духовно-нравственному воспитанию „История в архитектурных памятниках: храмы и соборы г, Сургута“» размещена в разделах
- Вечный огонь. Мемориалы и памятники войны
- Памятники войны, вечный огонь. Конспекты занятий
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Сургут, мой город
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
2. Формировать чувство любви к городу на основе изучения национальных культурных традиций.
3. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
4. Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.
5. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
6. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей
7. Воспитывать уважение к нравственным нормам морали.
Вид проекта : Познавательно-творческий.
Срок проекта : Долгосрочный (сентябрь- декабрь месяц)
Участники проекта : Педагоги, дети, родители.
Методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод используется во время:
• чтения педагогом рассказов;
• экскурсий в картинную галерею;
• наблюдений;
• показа сказок (педагогом, детьми);
• рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
• проведения дидактических игр;
• экскурсий по городу, целевых прогулок;
• моделирования сказок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе
• чтения литературных произведений воспитателем;
• чтения стихотворений детьми, воспитателем;
• бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
• ответов на вопросы педагога, детей;
• проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
• сообщения дополнительного материала воспитателем;
• загадывания загадок;
• рассматривания наглядного материала;
• рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
• разбора житейских ситуаций;
• проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
• чтения литературных произведений родителями.
Практический метод используется, когда необходимо
• организовывать продуктивную деятельность;
• провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
• приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, картофельное пюре, овощной суп и др.);
• оформить коллекцию семян для занятия;
• сшить кукол к сказкам;
• организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
• провести экскурсии различной направленности;
• организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
• изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Формы работы с детьми.
• Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
• Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
• Проведение совместных праздников.
• Просмотр слайд - фильмов, видеотеки, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
• Экскурсии, целевые прогулки (по городу, району, в областной центр).
• Детская благотворительность.
• Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
• Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
• Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.
• Творческие вечера.
• Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.
«Культура — это святыни народа, святыни нации»
академик Д. С. Лихачев
Актуальность.
Современное общество поглощено политическими и экономическими проблемами, суетность жизни и стремление материального обогащения ведет к истощению нравственных устоев, что разрушает внутренний мир личности, выражается все чаще нетерпимостью и агрессивностью к окружающим людям, или позицией "моя хата скраю". Такое отношение взрослых к жизни является негативным примером для подрастающего поколения.
С детства ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества на наглядном примере окружающих его взрослых. Ребенок постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь, стать взрослым, он подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.
В вопросах воспитания, необходимо делать упор на правильное, разумное, нравственное в человеке, необходимо определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.
На протяжении дошкольного времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, что обогащает его нравственными и этическими качествами. И чем прочнее сформированы эти качества, тем более у ребенка будут сформированы устойчивые доброжелательные, позитивные устои, что в дальнейшем по жизни будет накапливать и обогащать внутренний его мир, а это приводит к гармонии с природой и обществом.
Духовно - нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
Задача воспитателя – формировать доброжелательное и уважительное отношение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание помогать взрослым, уважать свою Родину, воспитывать отзывчивость и сочувствие, доброту и радость за добрые поступки. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.
Актуальностью выбранной темы является формирование духовно-нравственного воспитания ребенка средствами знакомства с архитектурными памятниками - храмы и соборы города, где дети могут увидеть не только красоту построек святынь, но и соприкоснуться с жизнью и правилами поведения в храме, трудом людей : священник, иконописец, клирики, пономарь, Канонарх, певцы, чтецы, звонарь. ; знакомятся с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России, помогают в подготовке и проведении (с участием детей и родителей) календарных праздников, раскрывают их жизненный смысл, что дает детям понимание таких понятий как милосердие, терпение, сострадание, сочувствие, радость послушания, смирение, добро и зло, уважение к окружающим, забота о ближнем.
Подготовительный этап.
Изучение и подбор литературы
Подбор материала (Фото, картинки, иллюстрации, репродукции, информация, стихи, худ. литература, пословицы и поговорки,)
Изготовление картотеки стихов, закличек по календарным православным праздникам.
Разработка бесед с детьми, развлечений, консультаций для родителей и педагогов.
Основной этап.
Работа с детьми
Речевое развитие
1. Чтение худ. литературы: К. Ушинский «Четыре желания», В. Катаев «Цветик-семицветик», А. К. Толстой «Колокольчики», А. Митяев «Мешок овсянки».
М. Исаковский «Навек запомни», И. А. Крылов «Стрекоза и муравей», Я Дягутите «Руки человека» (из книги «Рожь поет», М. Глинская «Хлеб», Укр. н. с. «Колосок», А. Гайдар «Голубая чашка», Дж. Родари «Какого цвета ремесла?», «Чем пахнут ремесла?», С. Маршак «Круглый год», Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы», Л. Квитко «Бабушкины руки», Е. Серова «Нехорошая история», С. Маршак «Как печатали книгу?», Ненецкая народная сказка «Кукушка», С. Михалков «Зяблик», А. С. Пушкин «Зима. Крестьянин торжествуя…», Р. н. с. «Зимовье», К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла», Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка», Я Дягутите «Руки человека» (из книги «Рожь поет»,М. Глинская «Хлеб», Укр. н. с. «Колосок», использование книг по социокультурным истокам.
2. Разучивание стихов и закличек.
" Коляда, коляда. ", "Солнышко-ведрышко. ", "Весна-красна. ","Масленица. " и т. д.
3. Размышление над пословицами о добре, дружбе, семье.
4. Театрализованная деятельность по сказкам.
Познавательное развитие.
1. Рассматривание иллюстраций: архитектурные постройки города (храмы и соборы); труд взрослых; календарные православные праздники
2. Рассказ воспитателя : "Храмы и соборы", "Рождество Христово", "О чем поют колокола",«Для чего нужны колокола?», «Откуда колокол пришел?», «Колокола-гиганты», «Как льют колокол?», «Имена и судьбы колоколов», «Форма колокола», «Колокольные звоны», «Страницы истории», «Колокола и их судьбы»,
3.
Художественно-эстетическое развитие.
Лепка. "Колокольчик", "Золотое яичко", "Ангелочек", "Каравай" (пластилин, глина, тесто)
Рисование. Раскрашивание храмов, "Колокол", "Профессии", "Бублики да баранки" (карандаши, краски, восковые мелки)
Аппликация. "Цветик-семицветик", "Снегири да синички", "Наш город" (бумага, ткань,вата).
Худ. конструирование. " Книжки-малышки","Фонарики", "Праздничная елочка", "Тряпичная куколка".
Музыкальное развитие. Разучивание хороводных песен: "Во поле березка стояла", " Ой, вода, ой вода", "Солдатушки, бравы ребятушки", "Как на тоненький ледок"; слушание р. н. песен; игры на муз. инструментах.
Физическое развитие.
Подвижные игры, малоподвижные игры, игры-эстафеты.
Игровая деятельность.
С/ р игры: "Мы идем в гости", "Семья", "Больница", "Автобус" и т. д. ;
Д/ и: "Разрезные картинки", "Пазлы",
Работа с педагогами.
Консультация ; мастер-класс "Рождественский ангел".
Работа с родителями.
1. Просветительская информация: «Страницы истории храмов и соборов Сургута»
2. Анкета
Заключительный этап.
Приобретение стенда для размещения информации "Социокультурные истоки"
Презентация для педагогов;
Создание альбома "Храмы нашего города"; «Колокола и их судьбы».
Выставка детских рисунков и поделок работ; коллекций «Звонкий колокольчик», «Ангелочки».
Оформление уголка "Рождество Христово".
Вывод: В процессе познания архитектурных памятников города, у детей расширялись представления о родном городе, побуждалось желание рассказать о том, где они побывали с родителями, что видели; делились своими впечатлениями. Во время выполнения совместных творческих работ, дети договаривались между собой, прикладывали умения и старание.