МААМ-картинки

Проектная деятельность на тему: «Развитие речи в ДОУ посредством ТРИЗ»

татьяна шалагина
Проектная деятельность на тему: «Развитие речи в ДОУ посредством ТРИЗ»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка.

Система современного образования переживает естественный кризис. Он заключается в том, что подходы, лежащие в основе педагогики, не рассчитаны на сегодняшний тип общественных отношений и темп изменения технологий. Главными проблемами выпускника учебного заведения оказываются неспособность к быстрой адаптации в новой среде и к сохранению в этих условиях самостоятельности мышления и нравственных ориентиров. Формирование навыков самостоятельного творческого мышления необходимо начинать как можно раньше, пока ребенок воспринимает мир целостным и дружественным. Одним из способов решения этой проблемы можно считать применение технологии развития творческого мышления. Эта технология разработана на базе теории решения изобретательских задач основоположником которой является выдающийся российский ученый, изобретатель, писатель и педагог Генрих Саулович Альтшуллер. “ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Г. С. Альтшуллер и его последователи.

Публикация «Проектная деятельность на тему: „Развитие речи в ДОУ посредством ТРИЗ“» размещена в разделах

Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности : коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам:

• корректируется первоначальная формулировка задачи;

• строится модель;

• определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы;

• составляется ИКР (идеальный конечный результат);

• выявляются и анализируются физические противоречия;

• прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т. е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.

Актуальность:

Актуальность проекта определяется тем, что она полностью отвечает задачам, которые ставит перед педагогами и воспитателями Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Готовить нравственно ориентированную, творчески активную молодежь, способную решать сложные проблемы развития нашей страны.

Новизна:

Эта программа обладает комплексными свойствами и является системообразующей (программа сочетает в себе ряд подходов - системный, функциональный, диалектический, психологический, лингвистический - дающий в совокупности возможность проводить обучение дошкольников, как в рамках отдельного предмета, так и путем интеграции этих подходов со всеми другими предметами).

В результате из этих самостоятельных предметов постепенно выстраивается целостная система на единой методологической основе.

Обучение построено на формировании и решении большого количества задач с неоднозначным ответом, требующим нравственного выбора.

Созданная для инженеров и широко апробированная на практике технология адаптирована для восприятия детей дошкольного возраста.

Цели:

1. Главная цель ТРИЗ-не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

2. Снятие страхов, мешающих самостоятельно решать возникающие проблемы, воспитание уверенности в себе и в своих силах.

3. Закреплять и развивать словарный запас у детей, грамотно строить предложения и отвечать на вопросы поставленные педагогом.

4. Научить детей активизировать творческие и мыслительные процессы, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить свое решение проблемы.

5. Научить детей творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразиться в различных видах детской деятельности - игровой, речевой, художественном творчестве.

6. Развитие у дошкольников умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

7. Преодаление свойственной большинству детей привычки поступать в нестандартных ситуациях по заученному плану, без учета ситуативных особенностей и собственных индивидуальных возможностей.

Задачи:

1. Интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса развития социального опыта, жизненных компетенций.

2. Воспитание активной жизненной позиции, опирающейся на внутреннюю мотивацию обучения: интерес, чувство успеха, утверждение своих сил и способностей.

3. Создание предпосылок для развития системно-диалектического стиля мышления и управляемого творческого воображения.

4. Превращение получаемых знаний и навыков в способ творческого освоения мира через игровые приемы.

5. Формирование навыков осознанного использования инструментария ТРИЗ для решения задач в различных областях деятельности (опыт адаптации, самостоятельной творческой работы).

Ожидаемый результат:

1. ребенок должен знать: о причинно-следственной связи событий; знать простейшие приемы и методы фантазирования; иметь представления о назначении и функциях объектов и знать его части, узнавать возникновение проблемной ситуации и о конфликтующей паре, иметь представление о противоречиях. Изучить понятия об идеальном конечном решении. Иметь понятие о том, что такое открытая задача и о возможности решать творческие задачи по правилам ТРИЗ.

2. Ребенок должен уметь: создавать свободные и заданные образы из произвольных объектов, строить причинно-следственные цепи событий. Обнаруживать и преодолевать психологическую инерцию мышления, пользоваться приемами развития воображения, находить и использовать скрытые свойства объекта. Находить в задаче конфликтующую пару, формировать противоречия, формулировать идеальное конечное решение в задаче, выявлять и применять ресурсы, решать открытые задачи.

Творческий пакет

Основные направления реализации проекта

1. Разработать и провести открытые занятия

-«Мы Робинзоны»

-«Путешествие во времени»

2. Организовать творческую деятельность воспитателей, детей и родителей.

-«Мастерская добрых дел»

-«Открытка для Хитрули»

- Выставка детских работ

- «Работа скорой изобретательской помощи»

3. Выставка детей и родителей

-Выставка детских работ по кляксографии, что получиться из ладошки.

- Фотовыставка «Наши занятия ТРИЗ»

-Конкурс для родителей «Нарисуй самый необычный предмет»

4. Оснащение предметно-развивающей среды старшей группы детского сада

- Изготовление дидактических игр и пособий для занятий

-Оформление уголка «ТРИЗ галерея»

-Картотека литературы по ТРИЗ

Планирование работы над проектом с детьми старшей группы ДОУ

Срок Тема Содержание работы Практический выход

сентябрь Диагностика Познакомить детей с новым предметом, который мы будем изучать. С организацией рабочего места для каждого ребенка.

октябрь Развитие управляемого образного мышления. Образные методы решения задач.

«Знакомство»

«Кляксография»

«В гостях у Пачкули»

«Пальчиковая живопись»

«Наши удивительные ладошки»

«Мастерская веселых художников»

«Мастера бумажных дел» Использовать для обучения детей кляксографию и кляксовую живопись. Создание образов с использованием геометрических фигур. Использовать на занятиях пальчиковую живопись, образы из ладошек. Дорисовывание фигур неопределенной формы до узнаваемого образа, до заданного образа. Задачи на переходы: точка-линия-плоскость-объём.

Приготовить выставку детских работ с использованием методов: кляксография, пальчиковая живопись, дорисовать из неопределенной формы узнаваемый образ.

ноябрь Развитие причинно-следственного логического мышления

«Мы почемучки и потомучки» Изучение на занятиях логических игр; логические игры с заданными лингвистическими формами. Показать детям как решать задачи на восстановление причинно-следственных связей. «Мастерская добрых дел»

Сделать открытки и подарить их малышам.

декабрь Приемы и методы активации творческого воображения

«В гостях у Хитрули»

«Игры с Микки и Люфанси»

«Игра «Наоборот»

«Мы Робинзоны»

«Полезные ненужности»

Проводить с детьми игры на снятие психической инерции. Использовать приемы фантазирования и методы фантазирования. Провести открытое занятие для воспитателей МАДОУ№56

«Мы Робинзоны»

январь Развитие функционального мышления

«Предметы труженики»

«Изделие-инструмент»

«Использование ресурсов»

Познакомить с понятием объект и его назначение. Показать детям понятие изделия и инструмента, взаимодействие, обратимость. Показать понятие ресурсы и зачем они нужны для решения задач. Провести открытое занятие на тему : «Предметы - труженики»

февраль Развитие системного мышления

«Системные цепочки»

«Расселялки»

«Путешествие во времени»

«Пятиэкранчик» Познакомить детей с понятием объекты и его части. Научить детей группировать объекты по разным признакам (цвету, размеру, форме, массе). Показать развитие объектов в зависимости от их назначения. «Путешествие во времени»

Окунуться в историческое развитие повседневных предметов.

март Основные понятия и инструменты ТРИЗ

«Противоречия»

«Наоборот»

«Хорошо-плохо»

«Знакомьтесь, мастер САМ»

«Мастер САМ и его советы»

«Знакомство с «кислой парочкой»

«Знакомство с Мастером Ресурсом»

«Работа скорой изобретательской помощи»

Обучать детей выделять проблемную ситуацию в задаче. Обучать играм для подготовки к восприятию понятия «противоречие».

Познакомить с понятием о конфликтующей паре, дать понятие противоречие. Дать понятие «идеальный конечный результат (ИКР)». Научить использовать ресурсы для получения ИКР. «Работа скорой изобретательской помощи»

Провести скорую помощь для сказочных героев.

апрель Учимся решать задачи

«Как пересадить кактус»

«Придумай супер карандаш»

«Помоги малышу не раскрываться»

На занятиях педагог знакомит детей с последовательностью решения задач (алгоритмом) : выделение конфликтующей пары, формирование ИКР, выделение ресурсов для получения ИКР, выдвижение идей решения задачи. Провести с детьми конкурс «ТРИЗ 2017»

май Итоговая диагностика Организовать участие детей во всероссийском конкурсе в Санкт Петербурге.

Планирование работы с родителями

Мероприятия Сроки Ответственные

Родительское собрание

«По ступенькам ТРИЗ» Сентябрь Воспитатели группы

Провести для родителей мастер-класс на тему : «Зачем нам нужен ТРИЗ Октябрь

Ноябрь

Декабрь Воспитатели группы

Приготовить и провести для родителей консультацию: «Развитие речи через ТРИЗ»

Январь

Февраль

Март

Воспитатели группы

Провести для родителей итоговое занятие на тему : «Развитие речи через методику ТРИЗ». Апрель

Май

Воспитатели группы

Провести итоговое родительское собрание на тему : «Что мы усвоили на ТРИЗ» Май Воспитатели группы

Публикации по теме:

Проектная деятельность на тему: «Что мы знаем о своём городе?»Проектная деятельность на тему: «Что мы знаем о своём городе?» У каждого человека есть свой любимый город. Чаще всего этим местом является то место, где человек родился или провёл много времени, вспоминая.

Проектная деятельность на тему «Мамины помощники» ПРОЕКТ «Мамины помощники» сюжетно-ролевой игры с элементами творчества с детьми младшей группы Авторы проекта: Адоевцева В. В., Бублик В. Н. ,.

Проектная деятельность на тему: «Нетрадиционное художественное творчество. Картины из крупы» Проектная деятельность в средней группе №2 на тему: "Нетрадиционное художественное творчество. Картины из крупы" Цель: Провести с детьми.

Проектная деятельность на тему «Путешествие в страну вежливости». Проект «Путешествие в страну вежливости». Составили воспитатели старшей группы № 8 Адоевцева В. В., Горбач Н. А. Сроки реализации: краткосрочный:.

Проектная деятельность «Шоколадная сказка» Технологическая карта проекта Название проекта «Шоколадная сказка» Тип Познавательный, исследовательский Вид Индивидуальный Срок реализации.

Проектная деятельность в работе с родителями «Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста» Проект «Художественно- эстетическое развитие детей раннего возраста Участники проекта - работа по художественно-эстетическому воспитанию.

Проектная деятельность в средней группе по развитию речи «Мир профессий» Проектная деятельность в средней группе «Звездочки» по развитию речи «Мир профессий» Воспитатель: Джонуа Э. Л. Характеристика проекта. Вид.

Проектная деятельность в старшей группе «Речевое развитие дошкольников посредством ИКТ» Проектная деятельность в старшей группе «Звездочки». «Речевое развитие дошкольников посредством ИКТ» (Информационно-компьютерных технологий).

Проектная работа «Развитие всех сторон речи у детей посредством творческого проекта «Кубигород» ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 1. Актуальность Проекта. В настоящее время проблемы коррекции речевых нарушений чрезвычайно актуальны. Анализ научной литературы.

Развитие речи детей 3–го года жизни посредством чтения произведений фольклора и игр на развитие мелкой моторикиРазвитие речи детей 3–го года жизни посредством чтения произведений фольклора и игр на развитие мелкой моторики Выступление на собрании для родителей детей 1 младшей группы Развитие речи детей 3 – го года жизни посредством чтения произведений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность на тему: «Развитие речи в ДОУ посредством ТРИЗ»
Опубликовано: 29 января 2017 в 16:58
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектная деятельность на тему: «Развитие речи в ДОУ посредством ТРИЗ»» (включая файлы) размещена пользователем татьяна шалагина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД