Татьяна Мезинцева
Проектная деятельность. Мини-проект «Знакомство с бабушкиными игрушками»
▼ Скачать + Заказать документы
мини-проект «Знакомство с бабушкиными игрушками».
Проблема: во что играли наши предки.
Цель: приобщение к русской культуре.
Задачи:
1. Познакомить с игрушками наших предков.
2. Закрепить свойств материалов
3. Формировать бережное отношение к игрушкам.
4. Закреплять навыки рисования народных узоров.
5. Способствовать развитию познавательной активности
Материал.
Публикация «Проектная деятельность, Мини-проект „Знакомство с бабушкиными игрушками“» размещена в разделах
- Игрушки. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Игрушки : матрешка, фарфоровая кукла, кукла, изготовленная из ткани, игрушки из глины (дымка, гжель).
Листы с нарисованными контурами игрушки (лошадка). Гуашь, кисти, тычки, баночки для воды, салфетки.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализа-ция», «Познание», «Художественное творчество», «Физическая культура».
Ход занятия.
Раздается стук в дверь. К детям приходит бабушка (переодетый воспита-тель). Приносит с собой сундучок.
-Здравствуйте, ребятишки. Вы узнали меня?
-да! (бабушка).
- Я сегодня решила зайти к вам в гости и принести вам что-то интересное. Но сначала я хочу узнать. Любители вы играть с игрушками? А какие игрушки у вас есть. (Выслушивает ответы детей).
Я тоже когда-то была маленькой девочкой, как и вы. И очень любила играть с игрушками. Но игрушки у меня были не такие как у вас. Но я их очень любила и даже некоторые сохранила до сих пор. И лежат они у меня вот в этом сундучке. Хотите посмотреть на мои игрушки?
-Да, хотим.
-Ну тогда давайте посмотрим на мои игрушки. (открывает сундучок и достает первую игрушку - куклу, сделанную из ткани)
Вот это моя любимая кукла, зовут ее Глаша. Сделана она из ткани, а внутри нее солома, сухая трава. Раньше все делали кукол своими руками. Брали пучок соломы, оборачивали тканью. Шили платье, одевали платочек на голову, а лицо рисовали угольком. Такая куколка была мягкая. Кто скажет, почему она мягкая? (потому что она из ткани, а ткань мягкая).
Но были, конечно же, и другие куклы, (достает из сундучка фарфоровую куклу) но не все могли купить таких кукол. И такими куклами не играли. Голова, руки и ноги таких кукол были фарфоровыми. Но туловище делали из ткани. (Рассматривают с детьми куклу) ставили таких кукол на специальную подставку (показ) и запирали в шкаф. Лишь изредка доставали из шкафа и давали подержать детям, а потом снова убирали в шкаф.
-А вот еще одна кукла, которую вы тоже хорошо знаете.
Я румяная, очень ладная.
Щечки красные, глазки ясные.
Знает взрослый, знает крошка
Что зовут меня…матрешка
Это всем известная матрешка. (Достает игрушку, ситуативный разговор на тему: «Как появилась Матрешка»). Кто скажет, из чего сделана матрешка? (из дерева, деревянная) Правильно матрешка сделана из дерева, поэтому она твердая и не мнется в руках. Откуда же на Руси появилась матрешка? Когда то давно один русский мастер Василий Петрович Звездочкин увидел у японских детей игрушку, которая изображала старика - мудреца. И ему захотелось сделать для русских детей такую же игрушку, но свою русскую. И он придумал куклу девочку и изготовил ее в ручную, а другой мастер художник Сергей Васильевич Малютин раскрасил куколку. Так появилась куколка в ярком платье – сарафане и ярком платочке, но в нашей куколке есть секрет. Внутри куколки находилась еще одна, и еще, и еще. (Раскрываем матрешку и выставляем на столе)
Матрешка на окошке под ярким сарафаном
И вся семья в матрешке, как в доме деревянном,
Открой – увидишь чудо: матрешенька – детеныш.
А там еще! Откуда? А там опять…. Найденыш!
И назвал он куколку простым русским именем Матреша, вот и получилась матрешка.
А сейчас мы с вами тоже превратимся в матрешек.
Физкультминутка «Нарядные Матрешки» :
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
Молодцы, поиграли, а теперь давайте посмотрим, что у меня еще осталось в сундуке.
Посмотрите, кто это? Петушок. А это кто? Да правильно это лошадка. Эти игрушки сделаны их глины. Вы уже тоже, наверное, лепили из глины? Сначала когда лепишь из глины, она какая? Да мягкая, но когда игрушка готова и высушена, глина становиться твердой. И если ее уронить, тона разобьется на куски. Петушок и лошадка сделаны из глины. Из глины делали много разных игрушек куколок, коровок, гусей, петушков-свитулек. Затем их сушили в печке, чтобы быстрей высохли. А затем раскрашивали красками. Узоры на игрушках были разные. Посмотрите, петушок раскрашен голубыми цветами, такие игрушки называются гжель. А вот лошадка раскрашена совсем по – другому. Какой узор у лошадки? (круги и точки). Да лошадка раскрашена кругами и точками. Такая игрушка называется дымковская.
Вот какие у меня игрушки. Они все старые и разные, но все они у меня со-хранились, потому что я обращалась с ними аккуратно.
Понравились вам мои игрушки? А какая игрушка понравиласьбольше всего (выслушать ответы детей). А у меня самая любимая это дымковская лошадка. Хотите украсить вместе со мной мою любимую игрушку. Я предлагаю вам тоже стать мастерами художниками. У меня есть лошадки, но их столько много что одна я не справлюсь. Но вы мне поможете. Давайте пройдем за столы, и при помощи наших помощников кисточки и красок украсим лошадок.
(дети проходят за столы, и украшают лошадок, рисуя на них круги кисточкой и точки при помощи тычков).
-Какие молодцы. Очень красивые узоры получились. Мне так нравится. Давайте еще раз посмотрим на мои игрушки.
Скажите, что случиться, если бросить куколку в воду? (Она намокнет, а потом утонет). Правильно. А что будет с матрешкой, если ее бросить в воду? Да, правильно она тоже намокнет, но не утонет. Дерево в воде не тонет. А лошадка и петушок утонут или нет. Конечно же, утонут. Они тяжелые. глина тяжелая. А если мы уроним матрешку, лошадку или петушка, что с ними произойдет? Да они могут разбиться.
А куколку можно порвать руками? Нет, конечно же, ткань прочная и она не рвется. Но ее можно порезать. Скажите, а куколку можно сжать руками. (Да можно). А вот матрешку нельзя. Почему? Матрешка твердая она из дерева. Вот послушайте. (Постучать по столу куклой и матрешкой). От твердой матрешки слышен звук, а от мягкой куклы – нет.
Молодцы, все правильно сказали. Ну а теперь мне пора уходить, а моим игрушкам пора отдыхать, уберу их снова в сундучок, пусть хранятся еще.
До свидания.