Людмила Фильченкова
Проектная деятельность для детей старшего дошкольного возраста. Мини-музей «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Русская изба» (мини-музей)
для детей старшего дошкольного возраста
Посещения музея проводятся 1 раз в месяц с каждой возрастной группой. Весь материал детям преподносится в игровой форме. Это позволяет разнообразить занятия, делает их более яркими и, как следствие, более запоминающимися. Планирование работы осуществляется на основе лексических тем и народного календаря.
Проект:
фольклорный мини-музей «Русская изба»
(старший дошкольный возраст)
1.
Название проекта
Русская изба.
2.
Публикация «Проектная деятельность для детей старшего дошкольного возраста, Мини-музей „Русская изба“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты. Проектная деятельность
- Русская изба
- Русская изба. Мини-музей
- Русская изба. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Тематическое поле
социализация
3.
Проблема:
Как раньше жили на Руси?
4.
Цель:
способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды.
5.
Задачи
:
• Осуществлять комплексный подход к нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников;
• Вызвать у детей интерес, уважение к истории, культуре, языку русского народа;
• Познакомить детей с разными формами устного народного фольклора;
• Познакомить детей с особенностями народного быта;
• Воспитывать у детей гордость за свою страну, ее историю;
• Расширять кругозор детей, словарный запас при знакомстве с предметами быта, традициями русского народа;
• Развивать связную речь детей при описании предметов быта, составлении рассказов, загадок о праздниках, традициях, проведении экскурсии;
• Развивать выразительную сторону речи при рассказывании потешек, народных песенок, закличек;
• Познакомить детей с разными видами народного творчества;
• Привлекать родителей к активному участию в обогащении экспонатов музея, организации и проведении семейных фольклорных досугов, посиделок
6.
Этапы проекта (основные шаги по реализации проекта):
- сбор экспонатов музея ;
- накопление методического материала для дальнейших посещений музея детьми;
- приобщение специалистов ДОУ для осуществления проекта;
- составления перспективно-тематического плана в соответствии с лексическими темами и народным календарем;
- составления графика посещения музея детьми;
- проведение выставок, фольклорных праздников на основе полученной информации детьми при посещении музея.
7.
Описание экспонатов музея:
- предметы русского быта;
- герои фольклора устного народного творчества;
- мебель, текстиль, используемые на Руси.
8.
Состав участников
: воспитатели, дети ДОУ, родители, специалисты.
9. Интеграция образовательных областей вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.
Образовательная область «Физическая культура».
Содержание работы:
- проведение народных подвижных игр на прогулке, занятиях физической культурой, досугах, праздниках.
Задачи:
- формировать у детей осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании;
- воспитывать желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками.
Образовательная область «Здоровье».
Содержание работы:
- беседа на тему: «История полотенца»;
- знакомство со старинными предметами личной гигиен.
Задачи:
- формировать представлений о здоровье, его ценности, полезных привычках, мерах профилактики и охраны здоровья.
Образовательная область «Безопасность».
Содержание работы:
- рассматривание иллюстраций о правилах соблюдения безопасного поведения;
- чтение сказок: «Волк и семеро козлят», «Лисичка со скалочкой», «Гуси-лебеди»;
- составление рассказов о правилах использования предметов быта.
Задачи:
- формировать умения самостоятельного безопасного поведения в повседневной жизни на основе правил безопасного поведения.
Образовательная область «Социализация».
Содержание работы:
- С/р игра «Семья»; с/р игра «Экскурсия по музею»;
- составление описательных рассказов о национальном костюме;
- сбор пословиц и поговорок о семье, уважении взрослых, послушании;
-экскурсия в музей (совместно с родителями);
Задачи:
- создать условия для развития умения сотрудничать со сверстниками: формировать собственную точку зрения, выяснять точку зрения своего партнера, сравнивать и согласовывать.
Образовательная область «Труд».
Содержание работы:
- Беседа: «Профессии на Руси»;
- рассматривание иллюстраций древних профессий;
- изготовление поделок к праздникам;
- постройка снежных фигур на улице;
- украшение участка к народным гуляньям.
Задачи:
- Формировать у детей отчетливые представления о роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека.
Образовательная область «Познание».
Содержание работы:
- беседа про быт русского народа, праздники;
- составление рассказа о месяцах и времен года с использованием народных примет;
-дидактические игры на классификацию предметов (мебель, посуда, предметы быта, продукты питания, предметы одежды).
Задачи:
- Поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающих предметов, установление связи между ними.
Образовательная область «Коммуникация».
Содержание работы:
- Беседа «Встречаем гостей» (по правилам этикета);
- составление творческих рассказов «Что мы видели в музее», «Как я помогаю дома»;
- составление загадок про времена года, праздники.
Задачи:
- Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками и взрослыми, желание участвовать в совместной коллективной деятельности;
- развивать монологическую связную речь;
- формировать умение включать в рассказ знакомые пословицы, потешки, народные песенки.
Образовательная область «Чтение художественной литературы».
Содержание работы:
- чтение русских народных сказок, заучивание с детьми потешек, поговорок, считалок.
Задачи:
-п у детей интерес к литературе;
- воспитывать любовь к художественным произведениям.
Образовательная область «Художественное творчество».
Содержание работы:
- Знакомство с народным прикладным искусством;
- изготовление поделок к праздникам в подарок и для украшения интерьера.
Задачи:
- Побуждать и поддерживать личностные проявления в процессе ознакомления с искусством и собственной творческой деятельности (самостоятельность, инициативность, индивидуальность)
Образовательная область «Музыка»
Содержание работы:
- Знакомство детей с народным музыкальным творчеством; введение в использование детьми знакомых песенок, закличек, считалок при организации совместной и самостоятельной деятельности.
Задачи:
- Использование музыкальных произведений как средства обогащения представлений детей культуре русского народа.
11.
Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта
информация из Интернета, информация от родителей воспитанников, обращение к специалистам и т. п., энциклопедии, народный фольклор, народные сказки.
12.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта
наглядные материалы: иллюстрации, картинки, карточки, аудиокассеты, SD-R диски; экспонаты музея; предметы народного творчества, подбор материала устного народного творчества.
Перспективно - тематический план работы в мини-музее
Русская изба
(старший дошкольный возраст)
Месяц: сентябрь
Тема : Осень
НОД: Знакомство детей с традициями русского народа в осенний период.
Мероприятия с родителями: Знакомство родителей с экспонатами музея.
Итоговое мероприятие с детьми: Выставка детских работ по рисованию «Сентябрь пришел – лето увел».
Месяц: октябрь
Тема : Осень. Овощи. Грибы.
НОД: Развитие интереса к культуре русского народа. Обычаи и традиции при приготовлении запасов на зиму.
Мероприятия с родителями: Участие в организации праздника, помощь в подготовке детских костюмов.
Итоговое мероприятие с детьми: Фольклорный праздник «Золотая осень».
Месяц: ноябрь
Тема : Одежда. Головные уборы.
НОД: Знакомство с элементами русского народного костюма.
Мероприятия с родителями: Оформление стенда для родителей «Русский народный костюм».
Итоговое мероприятие с детьми: Выставка детского творчества «Синенький кафтанчик, красный сарафанчик».
Месяц: декабрь
Тема : Зимние забавы. Новый год.
НОД: Знакомство с традициями народного быта.
Приберём избу к празднику (предметы быта).
Празднование Нового года на Руси.
Мероприятия с родителями: Семейные посиделки «В преддверии Нового года»
Итоговое мероприятие с детьми: Выставка детского творчества
«Наша елка вся в игрушках…»
Месяц: январь
Тема : Домашние животные и птицы.
НОД: Беседа с детьми на тему: «Откуда к нам пришли варежки». Знакомство с прялкой, веретеном, куделью.
Мероприятия с родителями: Информация для родителей «Преимущество
натурального материала для детской одежды».
Итоговое мероприятие с детьми: Совместная выставка творческих работ детей и родителей на тему: «Добрые овечки,
Мягкие сердечки,
Сняли свою шёрстку,
Мягкую, не жёсткую.
Будет много пряжи –
свитеров навяжем!»
Месяц: февраль
Тема : Семья. Наша армия сильна и отважна и смела.
НОД: Знакомство с народными традициями внутри семьи. Беседа: «Как появились фамилии».
Мероприятия с родителями: Выставка пословиц и поговорок об уважении в семье
Итоговое мероприятие с детьми: Выставка семейного дерева.
Месяц: март
Тема : Семья. Мамочка моя.
НОД: Знакомство с традициями семьи. Сказка из сундука «Волк и семеро козлят».
Мероприятия с родителями: Информация для родителей
«Любящая мать - душа семьи и украшение жизни»
Итоговое мероприятие с детьми: Выставка рисунков «Моя мамочка»
Месяц: апрель
Тема : Весна. Огородно-садовые работы.
НОД: Знакомство с традициями весенних праздников.
Мероприятия с родителями: Участие родителей в празднике «Масленица»
Итоговое мероприятие с детьми: Фольклорный праздник «Масленица»
Месяц: май
Тема : Весна. Моя Родина.
НОД: Продолжение знакомства с традициями весенних праздников на Руси.
Мероприятия с родителями: Весенние посиделки.
Итоговое мероприятие с детьми: Фольклорный праздник «Во поле березка стояла».