Елена Румянцева
Проектная деятельность «Далекий космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5»
«Педагоги-Дети-Родители»
Выполнила: Воспитатель 1 категории:
Румянцева Елена Николаевна
Визитная карточка проекта
Вид проекта: Информационно-исследовательский, творческий.
Участники проекта: педагоги, дети, родители.
По характеру контактов: групповой.
По продолжительности: долгосрочный.
Возраст детей:5-6 лет.
Темочки:
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Космос. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Цель: Обобщать и систематизировать знания детей о планетах солнечной системы и о космосе в целом.
Задачи:
Обучающие:
Сформировать устойчивый интерес к познанию космического пространства;
Познакомить детей с историей развития космонавтики, с символикой некоторых созвездий, строением солнечной системы.
Расширять первоначальные представления о звездах и планетах (их величине, о порядке расположения относительно Солнца, некоторых особенностях).
Расширять представления детей о космических полётах, познакомить с российскими космонавтами;
формировать понятие о себе, как о жителе планеты Земля.
Развивающие:
развивать познавательные и интеллектуальные способности детей, их творческий потенциал;
Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
Воспитательные:
воспитывать чувства гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов;
воспитывать бережное отношения к тому, что есть на нашей планете;
воспитывать коммуникативные навыки, дружеские взаимоотношения;
Воспитывать желание быть сильным и смелым.
Предполагаемый результат
Дети:
Сформированность у детей элементарных знаний по теме «Космос».
Сформированность нравственно-патриотических чувств, в процессе реализации проекта.
Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
Возможность участия в презентации проекта, где дети смогут применить имеющиеся знания о космосе, космических явлениях, поучаствовать в веселых конкурсах, представить свои рисунки, поделки.
Родители:
Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей.
Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Педагоги:
Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности.
Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов).
Распространение педагогического опыта в использовании нетрадиционных изобразительных технологий, мнемотехники, электронных образовательных ресурсов.
Гипотеза: Чем шире мировоззрение ребенка, тем наиболее полно сформируется активная творческая личность, способная получить представления об окружающем мире до глубин Вселенной, не зазубривая научные истины, а открывая их самому.
Актуальность проекта
“…Верю: в будущем, с космосом слиты,
Всю Галактику сможем пройти
Кто-то встретит свою Аэлиту,
Кто-то — звездных субстанций дожди…”
Л. Шакун
Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства.
Каждому ребенку, будь это мальчик или девочка, нравится смотреть с восхищением на звездное, далекое небо. Ему больше хочется узнавать о планетах и звездах, о том, как попасть в космос и что происходит в нем. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Старших дошкольников особенно привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию.
Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Играя, они погружаются в организованную ситуацию: превращаются в космонавтов. В таких играх могут решаться самые различные задачи. Дети рисуют, лепят, конструируют, учатся считать. При этом развивается и творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда. Игры способствуют не только развитию кругозора, но и формированию навыков общения.
Данный проект поможет детям сформировать первоначальные представления о космосе, солнце как звезде, планетах Солнечной системы, о Юрии Гагарине – первом космонавте Земли. Поможет систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.
Этапы проекта
1 этап – организационно-подготовительный:
• Подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;
• Пополнение предметно-пространственной среды;
• Подбор диагностического материала для выявления знаний детей.
2 этап – рефлексивно-диагностический:
• Анализ педагогом своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений;
• Выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта.
3 этап – практический:
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора:
- беседы по теме: «Далекий космос», «Первый космонавт», «Планета Земля», «Летательные аппараты в космосе», «Солнечная система», «Луна–спутник земли», «Солнц–источник жизни на Земле», «Космические исследователи».
Познавательно-исследовательская деятельность: Экспериментирование: «Что такое невесомость?», «Лунные кратеры», «День и ночь», «Солнце и Земля», «Затмение солнца», «Вращение луны», «Далекое свечение», «Делаем облако».
Чтение художественной литературы: Н. Носов: «Незнайка на Луне», Рассказы по картинкам: «На чем люди летают в космос», Л. Талимонова: «Сказки о созвездиях», Чтение П. Клушанцева: «О чем рассказал телескоп», И. Холи: «Я тоже к звездам полечу», Чтение Г. Юрлин: «Что внутри?», Рассказ: «Счастливого пути, космонавты», Е. П. Левитан: «Твоя Вселенная», Е. П. Левитан: «Звёздные сказки», К. А. Порцевский: «Моя первая книга о Космосе», Я. К. Голованов: «Дорога на космодром».
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование: «Космическая фантазия», «Я – космонавт», «На эту планету я полечу», «Среди планет», «Наша вселенная», «Планета Земля», «Созвездия», «Кометы».
Лепка: «Ракета», «Космонавт в скафандре», «Космический шлем», «Инопланетяне», «Планеты солнечной системы», «Кратеры на луне», «Космодром», «Спутник».
Аппликация: «Разноцветные планеты», «Летающая тарелка», «Далекий космос», «Лунный пейзаж», «Полет на луну», «Космонавт», «Телескоп», «Кометы».
Пластилинография: «Планеты Солнечной системы».
Оригами: «Космический шлем», «Готовим ракеты к полету».
Лепка «Папье-Маше»: «Шлем космонавта».
Речевое развитие: проговаривание скороговорок о космосе, подбор пословиц и поговорок о космосе, активизация словаря, составление рассказов по серии сюжетных картин, совершенствование навыков рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней. Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыка звукового анализа слов.
Организация совместно с воспитателем сюжетно-ролевых игр: «Полет на луну», «Космические спасатели», «Путешествие к неизвестной звезде», «Уроки звездочета», «Больница для космонавтов», «Звезды на небе», «Космодром», «Отбор космонавтов».
Дидактических игр: «Узнай планету», «Что сначала, что потом», «Собери ракету», «Назови созвездие», «Подбери правильную одежду для космонавта», «Что ближе, что дальше», «Найди лишнее», «Куда летят ракеты».
Экскурсия в библиотеку.
Выпуск журнала «Далекий космос».
- Создание «Панно» проекта «Далекий космос» - в технике «Пластилинография».
- Создание макета «Солнечная система» - из картона.
- Лего – конструирование: «Космическая площадка».
4 этап – заключительный:
- Организация выставки детского рисунка.
- Выставка поделок «Далекий космос».
- Презентация модели Солнечной системы.
- Коллективное панно «Далекий космос».
- Поделка (папье-маше) «Шлем космонавта».
- Анализ достижения целей и полученных результатов.
Если очень захотеть, можно в космос полететь.
Беседа
Дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звездах, о луне, месяце, первом полете в космос. Расширять знания детей о лунной поверхности, атмосфере. Объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса. Познакомить детей с подвигом Ю. А. Гагарина, его значением для человечества. Обогатить представления детей о космосе, космонавтах, космическом оборудовании, использовании космоса в интересах людей. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Космос» (глобус, звезда, планета, солнце, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, Луна, месяц, созвездие, скафандр, астронавт, ракета, спутник, телескоп).
Планеты солнечной системы
Солнечная система – планетная система, включающая в себя центральную звезду – Солнце – и все естественные космические объекты, обращающиеся вокруг Солнца.
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Экскурсия в библиотеку
Рассматривание картин и иллюстраций о космосе.
Рисование
Совершенствовать практические навыки владения акварелью. Воспитывать патриотизм. Развивать любознательность. Развивать творческие способности детей. Побуждать детей передавать в рисунке форму, расположение, цветовую гамму.
Космическая фантазия
Я - космонавт
Среди планет
На эту планету я полечу
Наша вселенная
Кометы
Планета Земля
Созвездия
Аппликация
Процесс создания аппликации состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, требующих от дошкольника достаточно высокого уровня развития изобразительных и технических умений, a так же аккуратности, самостоятельности, настойчивости, выдержки и сосредоточенности. Ребята, работая над аппликацией, выполняли все в определенной последовательности, о которой необходимо всегда помнить и которую следует обязательно соблюдать.
Разноцветные планеты
Летающая тарелка
Далекий космос
Лунный пейзаж
Полет на луну
Космонавт
Телескоп
Кометы
Лепка из пластилина
Создавая изделия из пластилина, дети приобрели различные навыки, уточнили и углубили свои знания о космосе. В процессе работы они осмыслили качество предметов, запомнили их характерные особенности и детали, овладели изобразительными навыками и умениями, научились осознанно их использовать.
Ракета
Космонавт в скафандре
Космический шлем
Инопланетяне
Планеты солнечной системы
Кратеры на луне
Космодром
Спутник
Экспериментирование
Во время опытов, детям было очень интересно экспериментировать. Дети познакомились с процессом формирования облаков, дождя. Узнали, что все предметы имеют электрический заряд; почему все планеты вращаются вокруг Солнца; узнали соотношение размеров Солнца и Земли; почему бывает день и ночь; почему бывает зима и лето; что Луна вращается вокруг своей оси; почему бывает затмение солнца; почему Землю называют голубой планетой; как можно измерить расстояние до Луны; что звезды светят постоянно; почему звезды совершают круговое движение по ночному небу. Установили, что случается с водой, находящейся в закрытом пространстве; как расстояние от Солнца влияет на температуру воздуха; почему сияет кольцо Юпитера; почему Солнце можно видеть до того, как оно поднимается над горизонтом; почему, кажется, что звезды движутся по кругу. Продемонстрировали, как Луна помогает наблюдать солнечную корону.
Что такое невесомость?
Лунные кратеры
День и ночь
Солнце и Земля
Затмение солнца
Вращение луны
Далекое свечение
Делаем облако
Оригами
Работая в стиле «Оригами», дети научились складывать бумагу в разных направлениях, что способствовало развитию мелкой моторики рук, а так же совершенствованию глазомера и сенсомоторики в целом. Способствовало повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимание, восприятие, воображение. Активизировалось творческое мышление, скорость, гибкость, оригинальность.
Космический шлем
Готовим ракеты к полету
Драматизация
«Звездные сказки»
Играя в драматизации сказок, дети п
оявили творчество и попытались воплотить образ каждого персонажа. Дети попытались сделать их жизнь интересной и содержательной, наполнили их яркими впечатлениями, интересными делами. Что позволило зафиксировать уровень развития нравственного сознания, нравственных чувств, нравственного поведения, эмоциональной уравновешенности в начале и в конце драматизации.
Драматизация сказки
«Незнайка на Луне»
Пластилинография
Планеты солнечной системы
Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»
(Разрезные карточки)
Составление рассказа
Развивает речь, воображение, мышление, логику.
Карточки с заданиями
(Карточки помогут в развитии внимательности и наблюдательности). В каждой строке необходимо найти лишнее.
Для развития логики отлично подойдут следующие карточки. Нужно продлить логический ряд.
Игра, которая хорошо помогает развить мелкую моторику пальцев, координацию движений и поможет подготовить руку к письму. Необходимо помочь ракетам добраться до планет, соединить их по пунктирной линии.
Учимся работать ножницами. Нужно разрезать по пунктирной линии.
Сортируем планеты и летающие суда.
А теперь сортируем планеты по размеру. Отдельно маленькие, средние и большие.
А теперь раскрашиваем нашу планету по цветам!
Очень творческое задание!
Конструирование моделей из деталей лего
После того, как провели занятия с детьми, приступили к конструированию моделей из деталей лего.
Космическая площадка
Выставка детского рисунка
Выставка поделок
«Далекий космос»
Презентация модели
«Солнечной системы»
Коллективное панно
«Далекий космос»
Космический шлем – папье маше
Итоги проектной деятельности
В результате работы над проектом дети многое узнали о космосе. Также на протяжении проекта оформлялся стенд на тему «Космос» с высказываниями детей, с коллективными и индивидуальными работами детей (поделками, аппликациями и рисунками).Дети познакомились со строением Солнечной системы, было сформировано первоначальное представление о планетах (их размерах, расположении по отношению к Солнцу, некоторых особенностях).Широко использовались дидактические и сюжетно-ролевые игры, которые способствовали закреплению названий планет, развивали любознательность, познавательную активность.
С детьми проводились наблюдения, организованные в детском саду, затем были продолжены дома с родителями. Дети познакомились со сменой фаз Луны. Завершающим этапом наблюдений явились зарисовки различных фаз Луны. Деятельность детей была направлена на расширение представлений о космосе, космодроме и профессии космонавта, способствовали развитию ориентировки в пространстве и на листе бумаги. Интересной была работа над сочинением сказок об инопланетянах. По развитию речи, большое значение придавалось развитию каждой стороны речи. В лексике углублялись представления детей о семантике новых слов и словосочетаний, давались задания на подбор синонимов, антонимов. В процессе данной работы пополнился словарный запас детей, развивалась связная речь. Дети познакомились с первым космонавтом — Ю. А. Гагариным, с картой звездного неба, с разнообразием небесных тел (кометы, спутники, астероиды, метеориты, звезды). У детей сформировалось представление о Луне как о холодном небесном теле шарообразной формы. Старшие дошкольники с большим интересом принимали участие в экспериментах и опытах.
Детьми были разучены упражнения для космической зарядки, была проведена тренировка для полета на Луну. Развитие представлений о космосе осуществлялось как на НОД, так и вне их.
Вне НОД детям читались рассказы и стихотворения о звездах, космонавтах, загадывались загадки о планетах, Луне, Солнце. Дети с родителями проводили наблюдения о смене фаз Луны.