филина вера
Проектирование и организация предметно-пространственной среды по формированию элементарных математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Проектирование и организация предметно-пространственной среды по формированию элементарных математических представлений
В наше время, когда чуть ли не каждый день появляются новые изобретения, гаджеты, справиться с возрастающим потоком информации сможет тот, кто умеет её перерабатывать и усваивать нужное. Логические навыки, знание цифр и чисел, времени и пространства необходимы современному человеку, чтобы быть всегда в курсе нового и интересного. Усваивать и перерабатывать информацию, выделять главное помогают детям математические навыки. Развивать и совершенствовать их в дошкольном возрасте призваны математические уголки в детских садах.
Публикация «Проектирование и организация предметно-пространственной среды по формированию элементарных математических представлений» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Современные примерные образовательные программы провозглашают одной из важнейших задач дошкольного учреждения формирование всесторонне развитой, творческой, стремящейся к активному познанию окружающего мира личности. В свою очередь, зоны математического развития (математические уголки) являются необходимой частью общей развивающей среды в ДОУ.
Цель их создания: стимулировать познавательную активность детей и побуждать их к разнообразной деятельности в области овладения математическими представлениями, умениями, навыками согласно возрастным психофизиологическим особенностям.
Задачи, которыми необходимо следовать при организации математического уголка в группе детского сада:
• Обогатить развивающую среду группы материалами и оборудованием, направленными на формирование математических представлений.
• Упорядочить работу по формированию математических представлений детей. Собрав в одном месте все игры и пособия.
• Повышать интерес детей к занятиям разнообразной деятельностью, связанной с математикой.
• Способствовать развитию одарённых детей, удовлетворять их повышенную потребность в познании нового. Для этого в уголке математики должны находиться материалы, которые «опережают» возраст воспитанников.
• Способствовать появлению у детей потребности не только в действиях с игрушками, но и в играх, где требуется проявить мыслительные способности.
• Формировать умение организовывать своё свободное время, выбирать занятие по интересам, заниматься любимой деятельностью вместе с товарищами.
• Развивать мыслительные процессы, сообразительность, находчивость, воспитывать самостоятельность. Иногда робкие, нерешительные дети не отвечают на занятии, потому что боятся ошибиться, неуверены в себе. В математической игре они проявляют себя и дают воспитателю возможность оценить их реальные знания и умения.
Создавая уголок математики в группе, в первую очередь продумала, где он будет расположен, из чего состоять, чем наполнен и как украшен, чтобы вызвать интерес детей. Главное, на что я обратила внимание, — это общие требования, предъявляемые к созданию развивающей среде ДОУ по ФГОС ДО, где четко прописаны требования к развивающей среде :
• Безопасность и охрана здоровья детей.
Оборудование и материалы уголка не содержат потенциально опасных для детей предметов (слишком мелких, острых и т. д.).
Вместо пластиковых жёстких геометрических фигур (треугольников, квадратов) я использую мягкие пластиковые или картонные, так как их углы не причинят детям вреда.
Полки, стеллажи для игрушек и игр надёжно закреплены, находиться на уровне глаз детей, чтобы у воспитанников не было необходимости тянуться за материалами, а тем более становиться на стулья, чтобы их достать.
Располагается уголок в хорошо освещён месте.
• Доступность, соответствие возрасту детей. Основное наполнение уголка соответствует требованиям программы для возрастной группы, где расположен уголок. Но чтобы обеспечить опережающее развитие и желание детей познавать новое, имеется наглядный материал для более старшего возраста.
• Разнообразие. Материалы и оборудование в математическом уголке охватывает различные понятия и представления : о свойствах и отношениях предметов, величинах, геометрических фигурах и т. д.
• Связь умственной, практической и экспериментальной деятельности.
Дети имеют возможность не только увидеть количество предметов на картинке, но и самостоятельно составлять множества из мелких игрушек, разделять их на меньшие, объединять в одно.
Чтобы ребёнок мог на практике сопоставить и сравнить предметы по величине, обследовать их, убедиться, к примеру, что шар действительно круглый и катится, а у куба есть грани и углы, что большое ведёрко вмещает в себя много шариков, а маленькое всего один и тому подобное, в уголке имеется достаточное количество игрушек различной величины. Так как в младшей группе мышление детей ещё опирается на практические действия.
• Создание условий для творческого самовыражения детей. Уголок математики оснащен творческими играми математического содержания : «Сложи узор», «Геометрическая мозаика». Очень нравится детям выкладывать узоры из счётных палочек, картонных геометрических фигур.
Основными видами деятельности в математическом уголке являются :
• Совместная деятельность педагога и воспитанников. Это может быть дидактическая игра, рассматривание и обсуждение плакатов, постановка и решение проблемных ситуаций, отгадывание загадок, решение задач.
• Обучающая деятельность воспитателя, восприятие информации детьми. Это в основном знакомство с новой игрой, объяснение правил, обучение детей пользованию материалом, пособиями.
• Самостоятельная деятельность дошкольников. Ей отводится больше всего времени, и виды её разнообразны: предметно-практическая, исследовательская, игровая.
Содержание уголка математики подобрано в соответствии с программными требованиями и возрастными особенностями детей.
В математическом уголке для 2 младшей группы преобладают игры на действие с предметами.
Малыши четвёртого года жизни осваивают мир с помощью всех органов чувств, на основе практических действий, но их мышление от наглядно-действенного уже переходит к наглядно-образному. Поэтому среди оснащения уголка имеются предметы для действий с ними, такие как:
• Пирамидки разного размера, с кольцами круглой формы. Дети не только складывают их, но и сравнивают по высоте, обыгрывают, рассматривают и сравнивают отдельные кольца пирамидок, пытаются надеть по порядку, радуются положительному результату.
• Мозаики. Мозаика развивает творческое воображение, умение сравнивать свою работу с образцом, удачно сочетать цвета.
• Игры на ознакомление детей с цветом, формой, величиной. Закрепляют умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.
• Игры на умение составлять группы из однородных предметов. Учат детей составлять, сравнивать и уравнивать две группы предметов; пользоваться понятиями «Один, много».
• Игры на развитие ориентировки в пространстве. На основе этих игр ребенок учится ориентироваться в пространстве; различать правую и левую руки.
• Игры на умение образовывать пары предметов по признаку сходства. Развивают цветовое восприятие, логическое мышление, сообразительность.
• Игры на опережающие развитие детей. Способствуют развитию одаренных детей, удовлетворить их повышенную потребность в познании нового.
При подборе математического материала обратила внимание на такие нюансы:
• Кубики, детали пазлов, мозаики должны быть не слишком крупными и не мелкими, удобными для детской руки.
• Детали конструктора, игрушки, пирамидки подобраны в ярких, насыщенных основных цветов или пастельных переходных (розового, фиолетового, салатового). Кричащих, чрезмерно ярких, так называемых кислотных оттенков старалась избегать. Они действуют раздражающе на тонкую детскую психику, кроме того, отрицательно влияют на формирование художественного вкуса. Естественные цвета и оттенки — лучший выбор.
• Настольные игры, изготовленные воспитателем, обклеины скотчем, чтобы они подольше сохранили свой привлекательный внешний вид. Особенно важно сделать это, если при изготовлении карточек, картинок использовали гуашь или акварель. Краски могут размазаться, испачкать одежду, руки детей, а игра придёт в негодность.
Всё оборудование уголка распложено так, чтобы дети могли с удобством им пользоваться.
В своей работе стараюсь, чтобы дошкольники всегда складывали материалы, пособия после игр на место, поощряю тех, кто делает это без напоминания, по собственной инициативе.
При правильной организации работы в математическом уголке дети к концу учебного года смогут:
Группировать предметы по цвету, размеру, форме;
Составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы;
Находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов;
Различать круг, квадрат, треугольник;
Поминать смысл обозначений: слева – справа.