Ирина Сотова
Проект «Золотая осень» для старшей разновозрастной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширить представление детей об осени, как времени года: становление у детей познавательного, нравственно-эстетического отношения к природе.
Участники проекта : дети старшей разновозрастной группы.
Руководители проекта : воспитатели
Длительность: 4.10.2017-31.10.2017
Задачи:
-расширять знания детей об осени, ее признаках и явлениях, представление о многообразии и пользе овощей и фруктов;
Публикация «Проект „Золотая осень“ для старшей разновозрастной группы» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- развивать диалогическую форму речи, вовлекать в разговор во время рассматривания картинок;
- стремление импровизировать на несложные сюжеты песен;
- развивать мелкую моторику пальцев рук с помощью пальчиковой гимнастики;
-учить читать наизусть небольшие стихотворения;
-передавать в рисунке, аппликации, лепке красоту окружающей природы.
-обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету, развивать эстетическое восприятие;
-формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении, эмоциональную отзывчивость на произведение;
-доброжелательное отношение друг к другу;
Ожидаемые результаты:
-дети должны знать и называть признаки осени, классифицировать овощи и фрукты,осенние приметы и явления;
-рассказывать стихотворения, сочинять сказки по теме, петь песни об осени;
- уметь объяснить и рассказать, сделать выводы из опытов;
-развивать наблюдательность, умение делать самостоятельные открытия.
Предполагаемый результат:
-изготовление аппликаций (Цветочная клумба, овощи и фрукты на тарелке, кисть рябины);
-лепка плоских и объемных овощей и фруктов из пластилина и соленого теста, раскрашивание их;
-рисование овощей красками;
-коллективная работа (корзина с овощами, корзина с фруктами).
1 этап Подготовительный. (1неделя).
1. Подборка иллюстраций, картинок по теме «Путешествие в осень».
2. Сбор материалов, справочной литературы.
3. Подборка стихотворений для заучивания.
4. Подборка загадок, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.
5. Подготовка цветной бумаги, соленого теста, материала, листочков красного, желтого, зеленого цвета.
6. Изготовление и подборка материала для коллективной работы.
7. Подбор муляжей овощей и фруктов.
2 этап. Основной. (2недели)
1. Рассматривание и рассказывание по картинкам признаков осени, описание осени.
2. Дидактические и хороводные игры «Грибная полянка», «Найди и назови дерево по листочку», «Слово об осени», «Да или нет», «Листопад», «Овощи».
3. Разучивание пальчиковой гимнастики «Овощи-фрукты».
4. Проведение опытов «Волшебные свойства овощей», «Летающие семена», «Движение воздуха», «Мы делаем облако и дождь», «Воздух невидим», «Узнай фрукты и овощи по вкусу и запаху», «Красящие свойства овощей».
5. Разучивание песен про осень.
6. Изготовление овощей и фруктов из соленого теста и пластилина.
7. Изготовление коллективной работы «Корзина с овощами», «Корзина с фруктами и ягодами».
3 этап Заключительный (1неделя)
1. Выставка детских работ по художественному творчеству.
2. Выставка коллективной работы.
3. НОД «Осень золото роняет»
Итог: презентация результатов проекта в форме развлечения «Как осень всех помирила»
Участие детей в проекте позволило сформировать устойчивый познавательный интерес к сезонным изменениям в природе: они узнали о признаках осени, ее дарах, красоте и неповторимости этого времени года. Так же работа над проектом способствовала развитию творческих способностей и поисковой деятельности у детей. Достигнута цель в воспитании любви и бережного отношения к окружающей природе, что помогает формировать отзывчивую и гуманную личность.
Эксперименты.
I.Красящие свойства овощей
Цель: Познакомит детей с тем, что в овощах тоже есть сок, он имеет цвет. Показать, что если капнуть соком на ткань, то при высыхании жидкость оставляет пятно такого же цвета, как и сам овощ, его сок.
Материал и оборудование: Овощи: свёкла, морковь, огурец, помидор, салфетки из ткани, влажные салфетки, пластмассовые стаканчики.
Ход эксперимента.
Предлагаю детям отгадать загадки:
Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки. (Огурец)
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая. (Морковь)
Вверху зелено, внизу красно,
В землю вросло. (Свекла)
Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (Помидоры)
Ребята, а как можно назвать одним словом помидор, огурец, свёклу, морковь? (овощи)
Ребята, а овощи обладают волшебными свойствами, а какими мы сейчас с вами узнаем. И так первое волшебное свойство. Предлагаю потереть на тёрке овощи и через марлю выдавить сок в стаканчики.
Сравниваем цвета соков – все они имеют разный цвет.
Предлагаю капнуть соком на белые салфетки и выяснить, что будет при высыхании сока.
Результат. При высыхании сока остались цветные пятна такого же цвета, как и сам сок.
Вывод. В овощах есть сок. Он имеет цвет. При высыхании сока на ткани остаются пятна такого же цвета, как сок.
А теперь вы узнаете второе волшебное свойство. Для этого нам с вами необходимо быть внимательными и аккуратными.
Далее дети переходят к столу и начинают работу.
Второй опыт «Узнавание фруктов и овощей по вкусу и запаху»
Индивидуально на зубочистке кусочки фруктов и овощей по количеству детей. По очереди дети закрывают глаза и кто на вкус, кто на запах отгадывают овощи и фрукты.
Третий опыт «Красящие свойства овощей и фруктов».
Детям предлагается догадаться, почему на столе лежат листы бумаги, ведь карандашей, фломастеров и красок нет. Открывается тарелка с овощами и фруктами и дети пытаются нарисовать, что-либо выдавливая сок.
На этом этапе два ребенка рассказывают стихотворения:
Свё кла:
Я, кругла и крепка,
Темно-синие бока,
Свекла молодая,
Красная такая.
Я гожусь на обед
И в борщи и в винегрет
Морковь:
Я морковка –рыжий хвостик,
Приходите чаще в гости.
Чтобы глазки заблестели,
Чтобы щечки заалели,
Ешь морковку, сок мой пей,
Будешь только здоровей!
Рисование (оставление отпечатков) свёкла, морковь, огурец.
II.Что такое воздух?
Опыт «Мы делаем облако и дождь»
Цель:показать, как образуются облака и что такое дождь.
Материал и оборудование: трехлитровая банка,электрический чайник,тонкая металлическая крышка на банку,кубики льда.
ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТА: наливаем в 3-х банку кипящую воду. закрываем крышкой,на крышку кладем кубик льда. Теплый воздух внутри банки, банки поднимаясь вверх,станет охлаждаться. Содержащий ся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако. А откуда же берется дождь?Встречаясь вместе в облаках,капли воды прижимаются друг к другу,увеличиваются,становятся тяжелыми и падают потом на землю в виде капелек дождя.
ВЫВОД:теплый воздух,поднимаясь вверх,увлекает за собой крохотные капельки воды,высоко в небе они охлаждаются,собираются в облака.
Опыт «Воздух невидим»
Цель:доказать,что банка не пустая. в ней находиться невидимый воздух.
Материал и оборудование: пустая стеклянная банка,бумажные салфетки,маленький кусочек пластилина,кастрюля с водой.
ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТА: попробуем опустить в кастрюлю с водой бумажную салфетку,конечно она намокла. А теперь при помощи пластилина закрепим точно такую же салфетку внутри банки на дне,Перевернем банку отверстием вниз,и аккуратно опустим в кастрюлю с водой на самое дно,вода полностью закрыла банку,аккуратно вынемаем ее из воды, почему же салфетка осталась сухой? Потому что в ней воздух, он не пускает воду. Опять таким же образом опускаем банку на дно кастрюли и медленно наклоняем ее,воздух из банки вылетает пузырем.
ВЫВОД: банка только кажется пустой,на самом деле в ней воздух,он невидим.
Опыт «Движение воздуха»
Цель: показать,что можно чувствовать движение воздуха. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности,любовь к природе.
ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТА: Предложить детям помахать руками у лица,каково ощущение? Подуть на руки?Что почувствовали?
ВЫВОД: воздух не невидимка,его движение можно почувствовать. обмахивая лицо.
III.СЕМЕНА.
Опыт «Летающие семена»
Цель:познакомить детей с ролью ветра в жизни растений.
ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТА: дать детям по одному «летающему» семени клена и одному «нелетающему».Предложить поднять руки как можно выше и одновременно выпустить оба семени из рук.
ВЫВОД: ветер помогает семенам перемещаться.
Пальчиковая гимнастика «Овощи - фрукты»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
В огороде много гряд, (Сжимают и разжимают пальцы.)
Тут и репа, и салат, (Загибают пальцы поочерёдно.)
Тут и свёкла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород (Хлопают в ладоши.)
Нас прокормит целый год.
Дидактические игры:
«Грибная полянка»
Цель: закреплять знания детей об осенних дарах природы, о съедобных и несъедобных грибах, выяснить, в каких местах в лесу растут грибы. Провести работу по словообразованию (под березкой – подберезовик, под осиной – подосиновик). Формировать умение находить съедобные грибы по дидактической картине. Формировать умение видеть красоту осеннего леса, убранства деревьев, кустарников, многообразие грибов. Формировать эстетическое восприятие окружающего мира.
Задание. Собрать не меньше трех грибов (грибов одного вида на дидактической картине должно быть несколько, если один «грибник» нашел, например, белый гриб, то и другим предоставляется возможность найти такой же).
Правила.
1. количество играющих 6-7 человек.
2. В лес за грибами можно идти только с корзинкой.
3. Гриб-лесовик награждает детей красными картонными кружочками за каждый правильно названный гриб или за интересный красочный рассказ о грибах.
4. Победителем считается тот, кто в процессе игры наберет больше кружков.
«Найди и назови дерево по листочку»
Цель: закрепить названия деревьев (Детям предлагается листок с дерева, которому он принадлежит. Дети ищут и называют дерево).
«Слово об осени»
Цель: Систематизировать и закреплять знание сезонных изменений в природе; упражнять в словотворчестве.
Педагог спрашивает детей. Осень какая? (Указывает на иллюстрации.)
В сентябре: ба… (багряная, же… (желтая, зо… (золотая, наряд… (нарядная, пого… (погожая, су… (сухая, теп… (теплая, разно… (разноцветная, яр… (яркая, ры… (рыжая).
В октябре: об… (облачная, яс… (ясная, зяб… (зябкая, дожд… (дождливая, влаж… (влажная, сы… (сырая).
В ноябре: безлист… (безлистная, вет… (ветреная, гряз… (грязная, ненаст… (ненастная, се… (серая, сля… (слякотная, тем… (темная, туман… (туманная, хо… (холодная, глу… (глубокая, дол… (долгая, тоскли… (тоскливая, уны… (унылая, хму… (хмурая).
Да или нет?
Цель: закрепить знания детьми осенних примет.
Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».
Осенью цветут цветы? Урожай весь собирают? Осенью растут грибы? Птичьи стаи улетают? Тучки солнце закрывают? Часто-часто льют дожди? Колючий ветер прилетает? Достаем ли сапоги? Туманы осенью плывут? Солнце светит очень жарко, Ну а птицы гнезда вьют? Можно детям загорать? А букашки прилетают? Ну а что же надо делать - Звери норки закрывают? Куртки, шапки надевать?
Хороводные игры
«Листопад»
Цель: закрепить знание детей о цвете, величине осенних листьев. Закрепить понятие «листопад».
Ход игры. Дети выбирают себе листочек и называют, какой лист они выбрали по величине и по цвету. Дети бегают, взмахивают руками: Листопад! Листопад! Действия выполняют дети с
Листья желтые летят! желтыми листьями. Кружатся красивые желтые листочки! Кружатся красивые Действия выполняют дети красные листочки! Красными листьями. Сели! Уселись и замерли. Не шевелятся. Прилетел легкий ветерок, подул. Дуют. Поднялись листья, Разбежались. Разлетелись в разные стороны. Закружились, закружились! Кружатся. Листопад! Листопад! Листья по ветру летят!
Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю то желтые, то красные листья.
«Овощи»
Цель: развивать координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи.
Как-то вечером на грядке Дети идут по кругу, взявшись за Репа, свекла, редька, лук руки, в середине круга водящий Поиграть решили в прятки с завязанными глазами.
Но сначала встали в круг. Рассчитались четко тут же: Останавливаются, крутят
Раз, два, три, четыре, пять. водящего. Прячься лучше, Разбегаются, приседают, прячься глубже, водящий ищет. Ну а ты иди искать.
Конспект НОД в старшей разновозрастной группе на
тему: «Осень золото роняет»
Цель: Систематизировать представления детей о сезонных изменениях в природе.
Задачи:
Расширить представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно их находить.
Уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений. Учить устанавливать причинно-следственные связи на примере образования плода.
Развивать умение различать некоторые лиственные деревья.
Развивать мышление, речь, воображение.
Воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться ее красотой.
Виды деятельности: Беседа, дидактические игры, подвижная игра, отгадывание загадок.
Оборудование: «Времена года» П. И. Чайковского. Иллюстрации с изображением леса летом и осенью; календари погоды за сентябрь, октябрь; осенние листья березы, клена, дуба, рябины; плоды деревьев: крылатки клена, сережки березы, желуди, ягоды рябины.
Предшествующая работа: чтение художественной литературы, заучивание стихов, загадок.
Ход НОД
Сейчас вы услышите рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь (рассказ читается под музыку П. И. Чайковского из сборника «Времена года»).
«В лесу шуршали листья, и казалось, будто кто-то ходит под кленами и березами, и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся.
Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава пожелтела.
Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест и стаями летели к теплым синим морям».
Отрывок из рассказа О. Иваненко «Спокойной ночи».
О каком времени года идет речь? Как вы догадались?
Что изменилось в лесу с приходом осени? (показ иллюстраций с изображением леса летом и осенью.)
А теперь поговорим о погоде осенью. Рассмотрим календарь. Какая погода была в сентябре. Сравните погоду в понедельник и четверг. Какой день был самым ветряным? Какой был самым теплым? В какой по счету день шел самый сильный дождь?
Вспомним, какая погода была в октябре. Сравним погоду во вторник в сентябре и октябре. Чем отличалось сентябрьское воскресенье от октябрьского?
Интересно, какая погода будет в ноябре? Попробуем предсказать ее. Заполним календарь погоды (тоненько, карандашом, а позже проверим свои догадки.
Давайте рассмотрим осенний наряд земли, т. е. осенние листья. Волшебница-осень раскрасила каждый листик в свой цвет.
Найдите лист березы. Как он называется? Березовый. Какого он стал цвета?
Любит наш народ русскую красавицу и за красоту ее, и за пользу, которую она приносит. Много в лесу деревьев, и кажется, что из всякого и стул можно сделать, и скрипку. Ан нет! Каждое дерево особенно, его древесина для конкретного дела предназначена. Из березы, например, делают прочную мебель, лыжи. Из прутьев ее – метлы. Прут березовый после высыхания не ломается. А знаете ли вы, почему береза белая? Белый цвет коры защищает дерево от перегрева. Больше всего жару в печи дают березовые дрова.
А это что за дерево?
Темной он покрыт корой,
Лист красивый, вырезной.
И на кончиках ветвей
Много-много желудей.
Живет дуб очень долго, больше 2000 лет. Сохранились дубы, которые росли еще тогда, когда и Москвы не было. Когда-то дубов было много в наших лесах. Такие леса назывались дубравами. Чистых дубрав сейчас осталось очень мало.
Древесина у дуба очень прочная. Дубовая мебель живет столетиями. Дубовый паркет считается лучшим. В старину из дубов выдалбливали лодки-однодеревки. Как вы думаете, что значит это слово?
А вот лист дуба. Как он называется? Дубовый. Какой он? Резной, темный.
Самые красивые осенью листья клена (кленовые).
Все клены стали рыжие,
Но ни один не дразнится,
Раз все равно мы рыжие –
Кому какая разница!
Но они не только рыжие. Какого цвета осенние кленовые листья?
Посмотрите на этот лист. Как много маленьких листиков на одной веточке сидит. Это лист рябины.
Физкультминутка.
Ребята, возьмите в руки листья какого-нибудь дерева, и вы станете этим деревом в игре.
Воспитатель читает под музыку (желательно классическую) стихотворение, дети кружатся, роняют листья, замирают.
Листопад?
Листопад!
Лес осенний конопат.
Налетели конопушки,
Стали рыжими опушки.
Ветер мимо пролетал,
Ветер лесу прошептал:
- Ты не жалуйся врачу,
Конопатых я лечу:
Все рыжинки оборву,
Побросаю их в траву!
Н. Егоров
Вспомните, как появляются в лесу ягоды – малинка, черника, голубика. Сначала цветок, потом зеленая ягодка, затем спелая.
Ягода – это плод. У деревьев тоже есть плоды. Найдите плоды дуба, рябины. А вот это (показать детям крылатку клена, сережки березы) – плоды клена и березы. Как вы думаете, это чей плод? (лесной орех)
Мы уже говорили о том, что растения живые. Они дышат, питаются, растут, размножаются, т. е. их становится много.
А как это происходит? Давайте рассмотрим плоды и раскроем их. Внутри каждого – семена. Они попадают в землю и, если в этом месте для семени хватит солнца, влаги, то из него вырастет молодое дерево, с точно такими же листьями, как у взрослого дерева, с которого они упали.
Какие деревья чаще всего встречаются на улицах, в парках? Тополь, клен. Реже – береза, рябина. Дубы в селах и городах не растут.
Люди в городах и селах сажают такие деревья, которые растут быстро и не прихотливы, не боятся грязного воздуха. Тополь растет очень быстро! За одно лето из небольшой веточки вырастает дерево высотой до второго этажа.
Для чего необходимы деревья в селе и городе (ответы детей).
А сейчас отгадайте загадки и объясните, по каким признакам вы догадались, о чем идет речь.
Стоят столбы беленые, Зимой сучковаты.
На них шапки зеленые, Где они стоят, там и шумят.
Летом мохнатые, (Береза)
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют,
И, галдя, ее клюют.
(Рябина)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.
(Дуб)
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(Дерево)