Наталья Мамышева
Проект «Знай и люби свой край»
Тема: «Знай и люби свой край»
Актуальность:
Дошкольный возраст как период познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относится чувство патриотизма. Именно мы, взрослые, должны познакомить детей с историей, традициями, культурой родного края, помочь понять наследие предшествующих поколений, принять, правильно его сохранить и приумножить. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из самых актуальных, так как это является основой формирования будущего гражданина страны. В связи с тем, что 2020 год объявлен Годом памяти и славы, одним из направлений нашего проекта является знакомство детей с героями земляками, памятными местами, событиями военных лет. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Наш детский сад стал пилотным по реализации проекта «Культурный дневник дошкольника Саратовской области». На родительском собрании родителям была представлена презентация «Культурный дневник дошкольника Саратовской области». В ходе голосования выяснилось, что родители проявили интерес и желание поучаствовать в реализации данного проекта. В ходе реализации данного проекта родители, изучив методический материал, пришли к выводу, о том, что в культурном дневнике дошкольника имеется недостаточно информации о нашей малой Родине городе Балашов. Для того, чтобы решить эту проблему, нами был разработан проект «Знай и люби свой край»
Публикация «Проект „Знай и люби свой край“» размещена в разделах
Цель проекта :
Воспитание нравственно-патриотических качеств детей путем развития познавательного интереса к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям.
Задачи проекта : вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную деятельность по изучению истории, природы и культуры своего края, города; сформировать у детей систему знаний о родном городе, крае на основе историко-художественно-краеведческого материала, привлечь родителей к активному участию в реализации проекта,
воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к родному краю.
Предварительная работа:
• подбор материала о родном крае, детской литературы;
• подбор необходимого материала, пособий, оборудования, разработка конспектов мероприятий;
• пополнение развивающей среды по данной теме;
• рассматривание рисунков, фотографий о родном городе;
• просмотр видеоматериалов;
• изготовление дидактических игр: «Кто знает, тот отгадает», «Собери флаг», «Собери картинку», «Животные нашего края»;
• проведение с детьми бесед по теме «Родной город», «Родной край», «Балашов в годы войны».
Тип проекта : долгосрочный, познавательно – творческий.
По характеру содержания: осуществлялся внутри одной возрастной группы, в контакте с семьёй, внутри ДОУ.
По характеру участия ребёнка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результата.
По количеству участников: групповой
Участники проекта : воспитанники группы, воспитатели, родители.
Аннотация (краткое содержание ключевые мероприятия проекта)
Проблема патриотического воспитания является наиболее актуальной. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.
Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины ребенка связывается с местом, где он родился и живёт. Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине. Наш проект рассчитан на детей 5 – 6 лет.
Проект включает в себя три направления:
1. Природа родного края – где дети получают знания о растениях и животных родного края, используя макет «Дикие животные нашего края», а так же знакомятся с птицами и животными которые занесены в Красную книгу, учатся к бережному отношению к природе.
2. Достопримечательности родного города. При реализации данного направления нам помогли родители, организовав экскурсии к наиболее интересным и запомнившимся местам города, предоставив нам фото материал, используя который мы сделали фотоколлаж «Достопримечательности родного города».
3. «Мы память бережно храним». При работе в этом направлении совместно с родителями изготовлена стенгазета к 75 летию Победы, оформлена папка передвижка «Герои города Балашова», организованы семейные экскурсии к памятникам воинской славы.
Данный проект необходим, так как позволит объединить усилия детского сада и семьи в одном из наиболее важных направлений – патриотическое воспитание, сформировать основы патриотического сознания у детей.
Ожидаемый результат:
В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах родного края, города, о героях Великой Отечественной Войны, защищавших нашу Родину. Не следует ждать от детей мгновенных проявлений патриотических чувств к родному городу, к природе, к историческим событиям. В ходе реализации проекта у детей сформируются предпосылки развития познавательного интереса к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям. Можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Литература:
1. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников».- М. : УЦ «Перспектива», 2008 год
2. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Старшая группа. – М. : Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2017.
3. Кондрыкинская Л. А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду». Москва : Творческий Центр Сфера, 2013
4. Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина?» Москва : Творческий Центр Сфера, 2014
5. Пантелеева Н. Г. Знакомим детей с малой родиной: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2016.
6. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. «Детям о Великой Победе». ТЦ.
Гном. 2011.
7. Статьи из газеты «Город», «Балашовская правда»
8. Интернет-ресурс: nsportal.ru Социальная сеть педагогических работников.
Этапы проекта.
Организованная образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности. Образовательная деятельность в режимных моментах. Самостоятельная деятельность детей (с использованием ресурсов среды) Взаимодействие с родителями.
Подготовительный (мотивационный)
Беседа «Мой город», «Мы живем в России»,
Создание картотек (дидактических, подвижных игр, сюжетно – ролевых игр)
Родительское собрание по ознакомлению с проектом «Культурный дневник дошкольника».
Вовлечение родителей в организованную деятельность по данной теме (рисунки родителей и детей «Мои любимые места в городе»).
Привлечь родителей к участию в подготовке материалов для стенгазеты.
Консультации для родителей.
Основной (проблемно – деятельностный)
НОД по ОО «Познавательное развитие»
«День народного единства», «Дикие животные нашего края», «Путешествие в мир музеев».
НОД по ОО «Художественно – эстетическое развитие»
Аппликация «Моя страна – мой флаг», «Мой город» «Достопримечательности нашего города (стела с вечным огнем);
Рисование «Моя семья», «Дом в котором я живу».
Конструктивно – модельная
деятельность «Город моей мечты».
Сетевое взаимодействие с библиотекой.
Развлечение
«День защитников Отечества».
Подвижные игры.
«Гуси лебеди»,
«У медведя во бору», «Гори, гори ясно», «Пустое место».
*Чтение художественной литературы
Рассматривание тематических плакатов «Национальные символы России», «Символы Российского государства», фотографии и иллюстрации с изображением города Балашова и города Саратова». **Беседы с детьми о родном городе.
***Составление творческих рассказов
Дидактические игры:
«Кто знает, тот отгадает», «Собери флаг», «Собери картинку», «Животные нашего края» с использованием макета «Дикие животные нашего леса»
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по улицам города», «Семья», «Пограничники», «Моряки».
Рассматривание альбома с иллюстрациями животных и птиц с занесенными в Красную книгу. Альбом с иллюстрациями «Старый Балашов», Знакомство с достопримечательностями города. Привлечь родителей к участию в оформлении стенгазеты «Мы память бережно храним».
Оформление выставки
рисунков детей совместно с родителями на тему «День защитника Отечества»
Заключительный (творческий)
Альбом рисунков «Знай и люби свой край».
Красная книга «Животные нашего края».
Альбом рисунков «Мои любимые места в городе»
Фотоколлаж «Достопримечательности родного города».
Отчёт по проекту «Знай и люби свой край» на родительском собрании.