Ирина Витюлева
Проект «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект на тему : " Зимующие птицы".
Вид проекта : исследовательски-творческий.
Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа)
Продолжительность проекта : один месяц
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Публикация «Проект „Зимующие птицы“» размещена в разделах
Задействованы образовательные области: познание, коммуникация, социализация, труд, художественное творчество, физическая культура, чтение художественной литературы, безопасность, музыка, здоровье.
Актуальность:
дети недостаточно имеют представлений и знаний о птицах; отсутствует представление о том, как беречь, ухаживать, не причинять вреда птицам.
Цели проекта :
- формировать желание детей заботиться о зимующих птицах. Узнавать птицу, называть части тела;
- дать детям представление о «перелетных» и «зимующих» птицах, об их внешнем виде, повадках, об особенностях их жизни зимой и весной;
- воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым.
Задачи:
- развивать элементарные представления о птицах (летают, поют, клюют, вьют гнёзда, выводят птенцов) ;
- формирование желания беречь и заботиться о братьях наших меньших;
- формирование умений: наблюдать, сравнивать, анализировать и отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности (театральной, игровой, музыкальной, художественной, продуктивной) ;
- развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;
- воспитывать интерес к живой природе, развивать любознательность;
- расширение представлений детей о зимующих птицах, забота о них;
- повышение уровня педагогической культуры родителей через привлечение к совместной деятельности с детьми (изготовление кормушек) .
Планируемый результат:
- систематизация знаний детей о зимующих птицах;
- формирование осознанного действенного отношения к птицам,
- желание заботиться о пернатых;
- понимание их значимости в жизни людей;
- родитель, активно участвующий в проекте, способен воспитать у детей любовь и бережное отношение к птицам.
1 этап.
Подготовка к проведению проекта.
1. Подобрать методическую литературу по теме.
2. Подобрать художественную и познавательную литературу по теме.
3. Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, иллюстрации, игровые задания и упражнения, аудиозаписи с голосами птиц, музыкальные произведения) .
4. Составить перспективный план.
5. Изготовление кормушек.
6. Изготовление поделок для организации выставки «Птички-невелички»
2 этап.
Выполнение проекта.
СОЦИАЛЬНО – ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ:
Образовательная область «Социализация» :
- формировать представление о связях в природе «человек и птица»;
- побуждать желание узнать о птицах больше, заботиться о них;
- наблюдение за поведением птиц на прогулке, во время кормления у кормушки.
Игровая деятельность:
- развивать игровые навыки детей: пластику, точность движений в имитационных и подвижных играх;
- формировать конструктивные навыки в творческих и развивающих играх; звукоподражание в речевых играх;
Игры имитации: «Мы птички», «Узнай меня, я - птица…».
Дидактические игры: «Назови птицу» «Кто где живёт?», «Кто как кричит?», «Кого не стало?», «Назови птичку ласково».
Сюжетно-ролевые игры: «Птичья столовая».
Образовательная область «Труд»
Поощрять инициативу по уходу за птицами, прилетающими на участок к кормушке.
Образовательная область «Безопасность».
Беседа на тему: «Осторожно – кошка!», «Не дадим птичке умереть от холода и голода».
Наблюдение за кормушкой (птицы маленькие, беззащитные, не могут постоять за себя) .
ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.
Образовательная область «Познание» :
- развивать познавательные способности, желание узнать самостоятельно что – либо о птицах;
- поощрять интерес к источникам информации;
-развивать умственные способности.
Наблюдение за птицами, прилетевшими на участок детского сада:
(особенности строения тела, повадки, кормление, кормушки) .
Настольные игры: «Разрезные картинки», «Помогите найти маму», «Какая птица, назови», «Кто живет в лесу?», «Птицы нашего города».
Игры со строительным материалом: «Кормушка».
Беседы: «Птицы зимой», «Чем питаются птицы», «Синичка- гостья нашего двора», «Знакомство с воробьем», «Пернатые друзья», «Помощь пернатым в зимнее время года».
Экспериментирование: «Рассматривание птичьих следов», «Исследование птичьего пера».
Образовательная область «Коммуникация» :
- учить детей получать эмоциональный отклик при общении друг с другом во всех видах деятельности;
- игры на развитие навыков общения: «Назови ласковым именем» (птичьи имена) .
Речь:
- формировать желание произносить слова правильно;
- выделять звуки в словах, учить звукоподражанию;
- игры: «Кто как кричит», «Чей голос?»
-рассматривание фотографий птиц : «Птицы России», «Зимующие птицы»,
- рассматривание сюжетных картинок: «Кормление птиц»; «Снегири».
- составление описательных рассказов по картинкам;
- заучивание стихотворений о птицах;
- отгадывание загадок;
Стихи: А. Барто: «Синица», «Села птичка на окошко»; А. Блок «Ворона»;. «Покормите птиц зимой»
Образовательная область «Чтение художественной литературы» :
- прививать интерес к литературным произведениям, стихам, сказкам, потешкам, поговоркам;
- книжная выставка «Пернатые друзья»
- поощрять самостоятельное общение с литературными источниками, проявление эмоции; как положительных, так и отрицательных
Чтение:А. Барто «Птичка», «Кто как кричит?»; Е. Чарушин «Яшка»; М. Зощенко «Умная птичкаЕ. Авдеенко «Воробей»;А. Толстой «Умная галка»; М. Пришвин «Дятел», «Гаечки»;М. Горький «Воробьишко»;Бианки «Синичкин календарь»
ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
Образовательная область «Музыка» :
- совершенствовать навыки ритмических и имитационных движений;
- прослушивание аудиозаписи «Птичьи голоса».
Образовательная область «Художественное творчество» :
- лепка «Птичка клюет зернышки»,
- аппликация «Снегирь»
_коллективная работа
- книжки-раскраски: «Птицы», «Лесные пернатые», «Птичий двор».
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
Образовательная область: «Физическое развитие»
Развивать основные виды движений: ходьба, бег, прыжки.
Учить останавливаться по сигналу, выполнять правила игры.
Подвижные игры: «Воробьи и автомобиль», «Птички и птенчики», «Найди своё гнездо», «Воробушки и кот»,
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
- рекомендовать родителям понаблюдать с детьми во время совместных прогулок за птицами и дома нарисовать их;
- организовать выставку совместных работ по теме «Птички-невелички»;
- привлечение родителей к изготовлению кормушек
3. Заключительный этап.
- подведение итогов реализации проекта;
- организация выставки «Птички-невелички»;
Используемая литература:
1. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. - М. : ТЦ Сфера, 2007.
2. В. В. Гербова Учусь говорить Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» Москва «Просвещение» 1999
3. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.
4. Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004.
5. Т. И. Гризик Познаю мир. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» Просвещение Москва 2000.
6. Т. Н. Доронова Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» Просвещение Москва 2000
7. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.
8. Николаева С. Н. Эколог в детском саду. М., 2003.