Елена Ковалёва
Проект «Зимушка — зима» с детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №9»
Воспитатель первой квалификационной категории :
Ковалёва Елена Александровна
Кратковременный проект с детьми младшего дошкольного возраста
«Зимушка – зима»
Тип проекта : познавательно-исследовательский, групповой.
Продолжительность – краткосрочный ( неделя: с 18.01.2021г. по 22.01.2021г.)
Участники проекта :
Публикация «Проект „Зимушка — зима“ с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
дети младшей группы (3-4 года);
родители воспитанников;
воспитатель группы.
Актуальность темы:
Дети младшего возраста любят природу, но у них слишком маленький жизненный опыт и знания. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе. Большинство воспитанников имеют низкий уровень сформированности начальных представлений о временах года, не могут ответить на интересующие их вопросы.
Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса в ДОУ расширить, систематизировать и творчески применить представления младших дошкольников о сезонных изменениях в природе в зимнее время года, познакомить с зимними забавами; исследовать разные состояния воды и снега. Наблюдения за изменениями в природе, эксперименты дают возможность для эмоционального и чувственного освоения мира детьми, способствуют познавательному, речевому развитию, установлению элементарных причинно – следственных связей. Проект содействует развитию партнёрства и сотрудничества между воспитателем и родителями в процессе совместной работы с целью педагогической поддержки членов семьи в воспитании детей младшего дошкольного возраста.
Цель проекта : Расширение представлений о зиме. Формирование у детей представления о зимних природных явлениях.
Задачи:
Расширение представлений детей о сезонных изменениях в природе (изменение погоды, растений зимой, поведение птиц).
Формирование представлений детей о безопасном поведении зимой во время прогулки.
Повышение интереса детей к участию в зимних наблюдениях и экспериментах со снегом.
Развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речи, творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.
Воспитание бережного отношения к природе, умение замечать красоту зимней природы.
Участие родителей в реализации проекта :
• Познакомить родителей с предстоящим проектом и его задачами.
• Предлагать родителям принимать активную помощь в ходе работы над проектом : изготовление лэпбука, экологических кормушек.
• Консультации для родителей: «Как одеть ребёнка зимой», «Игры с детьми зимой на прогулке», информация в родительский уголок «Безопасное катание на ледянке с горки», «Безопасная зима», «Профилактика гриппа и других простудных заболеваний».
Предполагаемый результат:
расширить и углубить знания детей о живой и неживой природе зимой;
способствовать развитию познавательной активности детей и их творческих способностей;
активизировать и пополнить словарный запас детей, развивать речевую активность детей;
воспитывать у детей бережное отношение к природе и умение восхищаться красотой природы в зимнее время;
содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях.
Итог проекта :
НОД по познавательному развитию с опытно-исследовательской деятельностью.
Изготовление лэпбука «Зима» совместно с родителями.
Изготовление родителями экологических кормушек для птиц на групповой участок.
Фотоотчёт проекта на сайте детского сада.
Этапы реализации проекта :
Этапы и цели Содержание
I этап – Подготовительный
Цель: Постановка мотивации, цели, задач по реализации проекта «Зимушка - зима». Создание условий.
Разработка и план реализации проекта. Подбор методической и художественной детской литературы, иллюстрационного материала, изготовление дидактических игр. Создание условий для реализации проекта. Подготовка консультаций для родителей.
II этап – Основной (практический)
Цель: Создание условий для формирования у детей познавательного интереса к зимним природным явлениям. Внедрение в образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зиме.
План мероприятий в рамках проекта :
Утренняя гимнастика: «Зима», «Снежинки». Цель: Развитие двигательных навыков и умений. Развитие ловкости у детей.
Дыхательная гимнастика «Подуем на снежинки», «Дерево на ветру», «Ворона». Цель: Обучение детей правильно выполнять выдох, формирование дыхательного аппарата. Профилактика простудных заболеваний.
Подвижные игры ««Зайка беленький сидит», «Не будите медведя», "Снег кружится». Цель: развивать стремление у детей играть в подвижные игры, способствующие совершенствованию основных движений (ходьба, бег, соотносить собственные действия в соответствии с текстом. Воспитывать желание играть дружно и весело.
Пальчиковая гимнастика: «Мы во двор гулять ходили», «Снеговик», «Прилетели птички», «Снежок». Цель: развивать мелкую моторику рук, укреплять мышцы рук детей.
Беседы: «Здравствуй, Зимушка-зима!». Цель: расширять представления детей о характерных особенностях зимней природы, развивать разговорную речь, память; воспитывать любознательность.
«Зима в лесу». Цель: расширять представления детей о характерных особенностях зимней природы в лесу, формировать представление о простейшей взаимосвязи между животными и явлениями окружающего мира.
«Зима, зима – веселится детвора!». Цель: расширение представления детей о характерных особенностях зимней природы, о зимних забавах. Развитие речи, воображение, память. Воспитание любви к окружающему миру.
Беседа по картине: «Хорошо зимой». Цель: вызвать желание детей по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображённом на картине, развивать речь детей.
«Не ешь снег – можешь заболеть!». Цель: формировать элементарные правила поведения на прогулке; развивать желание заботиться о своем здоровье.
«Когда на улице мороз отморозить можно нос». Цель: продолжать ознакомление детей с правилами безопасности в зимний период и при обращении с предметами. Формировать основы здорового образа жизни.
Дидактические и настольные игры:
«Времена года» + (круги Луллия) Цель: ознакомление детей с самыми характерными признаками зимы (Снегопад, гололед, мороз, люди стали одеваться в зимнюю одежду и пр.).
«Собери Снеговика». Цель: Продолжение ознакомление детей с геометрическими фигурами. Развитие умения собирать снеговика из трёх частей разной величины. Воспитывать интерес к игре.
«Цветные варежки» Цель: учить детей подбирать предмет по цвету и величине.
«Подбери по цвету», «Найди лишнее». Цель: учить детей подбирать предмет по цвету и величине. Развивать тактильные ощущения мелкой моторике рук. Воспитывать интерес к игре.
«Наоборот». Цели: развитие слухового внимания, логического внимания.
«Скажи наоборот», «Времена года», «Узнай по описанию», «Зимние запасы», «Когда это бывает?», «Подумай и назови», «Что сначала, что потом», «Чьи следы», «Четвёртый лишний».
Чтение художественной литературы:
Чтение стихотворений о зиме. Цель: продолжать ознакомление детей со стихотворениями о зиме; развитие желания слушать стихотворения внимательно; воспитание положительных отношение к времени года зиме.
Заучивание наизусть стихотворения С. Маршака «Сыплет, сыплет снег». Цель: учить детей повторять короткие фразы за воспитателем; развивать речь, память; воспитывать любовь к стихам.
Е. Трутнева «Первый снег», К. Бальмонт «Снежинка», В. Зотов «Клёст», «О птицах», В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?», «Лиса и волк», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей».
Использование загадок, пословиц о зиме и зимних явлениях в природе.
Наблюдение на прогулке: Наблюдение за небом Цель: продолжать знакомство с различными природными явлениями; учить отличать погоду, связывая ее с состоянием неба (ясно, облачно, пасмурно, облака, тучи).
Наблюдение и экспериментирование со снегом. Цель: Обогащать представление детей о зиме, о природных явлениях зимой. Продолжать ознакомление детей со свойствами снега, обучение выявлять их при помощи несложных действий (в мороз снег не лепиться, скрипит под ногами, становиться пушистым).
Как узнать ель? Цель: упражнять в умении находить знакомые деревья по одному – двум характерным признакам; показать особенности ели, по которым можно выделить среди других деревьев: ветви покрыты зелеными иголками; похожа на пирамидку (вверху ветки короткие, а внизу – длинные).
Наблюдение за синицей» Цели: закреплять представление о названии птицы, характерных признаках внешнего вида; воспитывать желание ухаживать за птицами.
Птицы зимой. Цель: расширять знания о жизни птиц в зимний период; развивать умение и желание помогать им.
Наблюдение за прохожими. Цель: формировать у детей представления о сходстве и различиях людей по внешнему виду; учить определять, в чем изменилась одежда весной по сравнению с зимой, почему?
Труд: расчистка дорожек от снега, «окучивание» снегом деревьев, расчистка кормушек и подкормка птиц. Рисование цветной водой на снегу.
НОД по развитию речи на тему: «Зимующие птицы» Цель: расширить представление о зимующих птицах. Формировать умение различать птиц по внешнему виду: ворона, воробей, синица, снегирь. Ввести в речь существительные названия зимующих птиц : воробей, ворона, синица, снегирь.
НОД по лепке на тему: «Снеговик на лыжах» Цель: расширять знания детей о времени года – зима; уточнить представление о строении снеговика, форме и величине частей тела. Учить детей лепить шар круговыми движениями ладоней, соединять шары вместе, создавая снеговика; учить лепить палочки (лыжи) приемом раскатывания пластилина прямыми движениями ладошек, соединять детали.
Воспитывать аккуратность при работе с пластилином, самостоятельность, способствовать созданию у детей положительного эмоционального настроя.
НОД по рисованию на тему: «Семья Снеговиков» (штамповка) Цель: изготовление рисунка с использованием нетрадиционной техники рисования; учить детей рисовать выразительные образы снеговиков. Показать приемы оформления зимней одежды. Развивать глазомер, чувство цвета и пропорций, воображение. Воспитывать интерес к экспериментированию.
НОД по познавательному развитию с опытно-исследовательской деятельностью на тему:
«Зимние чудеса» Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года. Сформировать представление о свойствах снега. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, и способствовать расширению знаний о свойствах снега. Развивать речь детей, активизировать словарный запас (мокрый, сухой, твердый, холодный, легкий). Воспитывать умение работать в группе, формировать доброжелательность и отзывчивость.
Опыты со снегом:
Опыт 1. Свойства снега. Из мокрого снега можно лепить, а из сухого нет. Влажный снег (немного растаял) лепится.
Опыт 2. Таяние снега. Выяснить какими свойствами обладает снег (какой снег по цвету, по запаху, на ощупь). Подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла. Вывод: снег тает от теплого воздуха, идущего от любой системы.
Опыт 3. Можно есть снег? Показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег, когда растает, имеет крупинки мусора, грязи. Вывод: есть снег нельзя! Он холодный и грязный.
Эксперимент «Окрашивание снега». Показать детям, что снег можно раскрашивать. В конце эксперимента стаканчики с цветным снегом поместить на окно и наблюдать, как цветной снег превращается в цветную воду. Вывод: снег рыхлый и поэтому впитывает краску. Снег тает и превращается в цветную воду.
III этап — Заключительный
Цель: Обобщение знаний детей о зиме, о зимних забавах и зимних изменениях в природе. Лэпбук «ЗИМА»
Экологические кормушки для птиц на групповой участок
Фотоотчёт проекта на сайте детского сада
Итоги реализации проекта :
В проекте очень активно участвовали все воспитанники, родители. Познавательные и другие задачи проекта были решены, ожидаемые результаты выполнены, познавательный процесс проходил увлекательно.
Повысился познавательный интерес детей к природе, наблюдения за объектами и явлениями природы.
Сформированы элементарные представления о зиме; о сезонных изменениях в природе (изменения в погоде, растений зимой, поведение зверей и птиц).
Сформированы знание детей о безопасном поведении зимой во время прогулок.
Повысился уровень экологического воспитания детей и родителей. Умение детей бережно относиться к природе, умение замечать красоту зимней природы.
Установлены экологические кормушки на групповой участок.
Пополнена развивающая среда дидактическими, настольными играми по теме проекта, составлен и изготовлен лэпбук «Зима».