Анна Купчина
Проект «Зимушка-зима»
Актуальность проекта : тема проекта способствует формированию у детей дошкольного возраста целостного представления о зиме; общению ребенка с миром природы; развитию у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Цель проекта : уточнение и систематизация представления детей о зиме, средствами разнообразных видов детской деятельности.
Задачи проекта :
• уточнить представление детей о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность;
Публикация «Проект „Зимушка-зима“» размещена в разделах
• систематизировать представление о характерных признаках и явлениях зимы (мороз, метель, пурга, вьюга, снегопад; свойства снега: белый, рассыпчатый, холодный, хрустящий, пушистый, липкий).
• желание прийти на помощь, отзывчивость.
• Тип проекта : Познавательно - развивать умение анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, зависимость между состоянием природы, растительным, животным миром и бытом людей;
• развивать самостоятельность в решении проблемных ситуаций; развивать эмоциональное состояние детей, умение видеть красоту окружающего мира, восхищаться волшебством времени года зима, радоваться разнообразию зимних забав.
воспитывать экологическую культуру дошкольников; воспитывать заботливое отношение к растительному и животному миру, чувства сопереживания, исследовательский, творческо-информационный, социальный.
Сроки реализации: краткосрочный с 12 декабря по 27 декабря 2019г.
Участники проекта : дети, воспитатели Муравьева Н. Н., Купчина А. В., помощник воспитателя Бецкова Н. М., родители воспитанников, музыкальный руководитель.
Предполагаемый результат:
По окончании проекта дети смогут : устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменения в природе; появится исследовательский интерес к природе; сформируется осознанно-правильное отношение к окружающему миру.
Продукт проектной деятельности :
• аппликация «Новогодняя мышка»;
• коллективная работа «Новогодняя веточка»;
• проведение «Новогоднего утренника».
Этапы реализации проекта :
I этап - подготовительный:
- создание необходимых условий для реализации проекта;
- разработка и накопление методических материалов;
- создание развивающей среды;
- подбор художественной литературы по теме "Зима";
- разработка мероприятий.
II этап - основной: (практический)
- НОД
Познавательно-исследовательская деятельность:
"Здравствуй, Зимушка - Зима!";
"Зимующие птицы и животные в лесу"
Художественое
Целевая прогулка по территории ДОУ: "В гости к березке".
Познавательно-исследовательская деятельность (окружающий мир) :
- "Труд дворника";
- "Зимние забавы детей";
- Опыты и эксперименты: "Откуда берется иней?", "Тайны узоров на окне", "Секреты снежинки".
Коммуникативная деятельность:
- Заучивание стихотворения С. Есенина "Береза";
- Составление рассказа по картине "Зима пришла";
- Рассматривание репродукций картин русских художников по теме "Зима".
Беседы:
"Почему нам нравится зима", "Кто как зимует" (о диких животных, " Как помочь птицам?", "А нужен ли зимой снег?", " Осторожно! Зимние травмы", "Профилактика инфекционных заболеваний зимой", " Почему скрипит снег".
Изобразительная деятельность.
Работа в творческой мастерской:
Рисование:
- "Зимний пейзаж";
- "Зимние забавы".
Аппликация: "Береза зимой".
Лепка: "На прогулке"; "Снежинки".
Дидактические игры:
"Назови цвета зимы", "Пирамида питания зимой", "Кто был в гостях у снеговика?" (угадай по следам) "Чего не бывает зимой?".
Восприятие художественной литературы:
И. Суриков "Зима"; К. Бальмонт "Снежинка"; Г. Снегирев "Про птицу"; В. Бианки "Кто к кормушке прилетел?", "Синичкин календарь"; просмотр сказки братьев Гримм "Госпожа Метелица"; Н. Носов "На горке"; В. Степанов "Снега прошли немалые"; загадки о зимних явлениях в природе; пословицы и поговорки о зиме.
Трудовая деятельность в природе:
- Расчистка дорожек от снега во время прогулки;
- "Окучивание" снегом деревьев;
- Меры борьбы с гололедом (посыпание дорожек песком, солью);
- Постройки различных форм из снега;
- Постройка снежной горки;
- Подкармливание птиц.
Спортивные мероприятия:
- "Зимние эстафеты";
- Из истории зимних забав "Взятие снежного городка".
Взаимодействие с семьей:
- Совместная трудовая деятельность "Постройка снежной горки";
- Изготовление кормушек для птиц (заготовка корма для птиц);
- Оформление папки-передвижки "Как организовать прогулку зимой";
- Подготовка к конкурсу в рамках ДОУ.
Этап заключительный:
- Конкурс кормушек "Столовая птиц";
- Конкурс на лучшую зимнюю поделку.
Дни недели
тема Цель Содержание и формы работы
Понедельник:
«Зимушка- зима!» Расширять представления детей о характерных особенностях зимней природы, развивать разговорную речь, память; воспитывать любознательность.
- Беседа: «Здравствуй, Зимушка- зима!», "Почему нам нравится зима",
- Рассматривание альбома: «Зима».
- Составление рассказа по картине "Зима пришла";
- Худ. Слова: Разучивание стихотворения «Ах, ты Зимушка- зима!», загадки о зимних явлениях в природе.
- Д/ игра: "Назови цвета зимы"
- П/ игры: «Два Мороза», «Устроим снегопад».
- Сюжетно-ролевая игра: «В магазин за подарками».
- Продуктивная дея-ть: (лепка) «Снегурочка».
- Объявление фотоконкурса: «Зимнее приключение!»
- Папка-передвижка: «Зима».
Вторник:
«Зимний лес» Расширять представления детей о характерных особенностях зимней природы в лесу, формировать представление о простейшей взаимосвязи между животными и явлениями окружающего мира. Развивать речь, память. - Беседа: "Зимующие птицы и животные в лесу", "Кто как зимует" (о диких животных, " Как помочь птицам?")
- Д/ игра: "Пирамида питания зимой"
- Худ. Слова: Г. Снегирев "Про птицу"; В. Бианки "Кто к кормушке прилетел?".
- Просмотр презентации: «Животные в зимнем лесу»
- Целевая прогулка по территории ДОУ: "В гости к березке".
- Заучивание стихотворения С. Есенина "Береза".
- Строительная игра: «Дом для подарков».
Среда:
«Зимние забавы» Расширять представления детей о характерных особенностях зимней природы, о зимних забавах; развивать разговорную речь, воображение, память; воспитывать любовь к окружающему миру. - Беседа: "А нужен ли зимой снег?"
" Осторожно! Зимние травмы"
- Ситуативный разговор: «Внимание гололед».
- Д/ игра: «Подбери варежки»
- Худ. Слова: Н. Носов "На горке", пословицы и поговорки о зиме.
- П/ игры: «Попади снежком», «Два Мороза».
- "Зимние эстафеты".
- Из истории зимних забав "Взятие снежного городка".
Четверг:
«Новый год у ворот» Продолжать побуждать детей рассказывать о том, как их семья, город готовятся к новому году; развивать разговорную речь; воспитывать желание помогать, взрослым готовиться к празднику.
- Беседы: «Елка наряжается, праздник приближается!». «Почему скрипит снег».
- Д/ игра: "Кто был в гостях у снеговика?" (угадай по следам)
- Худ. Слова: Заучивание наизусть стихотворения «Наступает Н. Г.»
- Наблюдение: «Все кругом искрится - Новый год стучится!»
- Рассматривание картины: «Новогодний праздник».
- С/ ролевая игра: «Приглашаем гостей на праздник»
- Продуктивная дея-ть: Изготовление открыток к Новому году для родителей.
Пятница:
«В гостях у зимней сказки» Вызвать желание детей инсценировать сказку; воспитывать любовь к сказочным героям.
- Худ. Слова: В. Степанов "Снега прошли немалые"
- Просмотр сказки братьев Гримм "Госпожа Метелица"
- Д/ игра: «Какое время года?»
- Инсценировка сказки: «Заюшкина избушка».
- Опыты и эксперименты: "Откуда берется иней?", "Тайны узоров на окне", "Секреты снежинки".
- Презентация: «В гостях у Д. Мороза»
- Игра-викторина «Зимняя сказка»
- Оформление папки-передвижки "Как организовать прогулку зимой"
Предварительный просмотр:
Проект на тему :
"Здравствуй, Зимушка - зима!"
старшая группа №1 "Непоседы"
Подготовил воспитатель: Иванова И. А.
Цель проекта : уточнение и систематизация представления детей о зиме, средствами разнообразных видов детской деятельности.
Задачи проекта :
- Обучающие:
Уточнить представление детей о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность; систематизировать представление о характерных признаках и явлениях зимы (мороз, метель, пурга, вьюга, снегопад; свойства снега: белый, рассыпчатый, холодный, хрустящий, пушистый, липкий).
- Развивающие:
Развивать умение анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, зависимость между состоянием природы, растительным, животным миром и бытом людей; развивать самостоятельность в решении проблемных ситуаций; развивать эмоциональное состояние детей, умение видеть красоту окружающего мира, восхищаться волшебством времени года зима, радоваться разнообразию зимних забав.
- Воспитательные:
Воспитывать экологическую культуру дошкольников; воспитывать заботливое отношение к растительному и животному миру, чувства сопереживания, желание прийти на помощь, отзывчивость.
Тип проекта : Познавательно - исследовательский, творческо-информационный, социальный.
Сроки реализации: Краткосрочный с 27 ноября – 1 декабря (1 неделя)
Участники проекта : дети, воспитатели группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель, инструктор по физ. воспитанию.
Актуальность проекта : тема проекта способствует формированию у детей дошкольного возраста целостного представления о зиме; общению ребенка с миром природы; развитию у детей
Проект в старшей группе
«Зимушка-зима»
Воспитатель Клепец Н. Н.
Проект «Зимушка – зима» (старшая группа)
Актуальность данного проекта в том, что он позволяет в условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года. В 5-6 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров с взрослым. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы.
Цель: создать условия для развития познавательных, исследовательских и творческих способностей детей в процессе разработки проекта.
Задачи:
- Конкретизировать и углубить представления детей о зиме (состояние погоды, характерные осадки, особенности жизни диких животных и птиц в зимний период).
- Укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни.
- Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, желанию заботиться о птицах и животных (делать кормушки, кормить птиц и зверей).
- Способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей детей, их воображения, логического мышления, умению замечать изменения в природе, коммуникативных качеств.
Сроки реализации: 2 месяца (декабрь, январь).
Вид проекта : групповой, среднесрочный.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие
Интеграция видов деятельности:
Познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная.
Методы организации познавательно - исследовательской деятельности:
Словесные – беседа, создание ситуации поиска, составление рассказов, чтение сказок, заучивание стихов.
Наглядные – рассматривание иллюстраций о зиме.
Практические – аппликации, коллективная работа.
Ожидаемые результаты:
Формирование у детей разносторонних знаний о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период.
Воспитание бережного отношения к природе.
Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию.
Приобщение детей к здоровому образу жизни.
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный:
Создание необходимых условий для реализации проекта.
Разработка и накопление методических материалов.
Создание развивающей среды.
Подбор художественной литературы по теме.
Разработка сценариев к празднику.
2 этап – основной (практический) :
Чтение художественной литературы:
«Здравствуй, гостья зима»; «Два Мороза»; «Мороз Иванович»; «Снегурочка»; «12 месяцев»; «Морозко»; «Снежная Королева»; «Зимовье зверей»; «Отважный пингвинёнок»; «На горке»; «Госпожа метелица»
Заучивание стихов:
С. Есенин «Береза»; И. Толмакова «Тихо ель качается»; А. Блок «Ветхая избушка»
Труд на участке.
Подкармливание птиц.
«Окучивание» снегом деревьев.
Расчистка дорожек от снега во время прогулки.
На прогулке совместно с воспитателем собирать снег в кучи для лепки снеговиков.
Организация НООД
Беседа
1. Что изменилось в природе.
2. Кто заботится о птицах.
3. Здравствуй, зимушка-зима.
4. Дикие животные зимой.
5. С кем дружит ель?
6. Как готовиться к празднику Новый год?
Рисование
1. Зимний город.
2. Большие и маленькие ели.
3. Узор из снежинок.
4. Снегири на ветке.
5. Елка в снегу.
6. Красивое развесистое дерево зимой.
7. Что мне больше всего понравилось на новогодней елке.
Аппликация
1. Елочка-красавица.
2. Зимние мышки
3. Птицы наши друзья.
4. Снеговик.
5. Петрушка на елке.
6. Вот на ветках птички-синички.
Лепка
1. Девочка в шубке.
2. Деревья зимой.
3. Снеговик.
4. Сказочный образ снегурочки.
Наблюдения
1. Изменение природы в зимний период.
2. Наблюдение за птицами.
3. Наблюдение за снегопадом.
4. Наблюдения за деревьями зимой.
5. Опытно-экспериментальная деятельность со снегом и водой.
Подвижные игры
1. Два Мороза.
2. Мороз красный нос.
3. Зайка беленький сидит.
4. Бездомный заяц.
Дидактические игры
1. Нади ошибки (чего не бывает зимой).
2. Времена года.
3. Зимние запасы.
4. Найдите и покормите зимующих птиц.
5. Что сначала, что потом.
Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы».
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в зимний лес»
Пословицы, поговорки и приметы зимы.
Загадки о зиме.
Просмотр мультфильмов
1. Волк и лиса
2. Зимовье зверей
Работа с родителями
Консультация на тему: «Зимние игры и забавы», «О пользе прогулок с детьми», «Безопасность во время зимних прогулок.
3 этап - заключительный (презентационный) :
Продукт проектной деятельности :
-Выставка поделок из природного материала сделанные руками детей совместно с родителями на темы: «Зимушка – зима»
Результаты реализации проекта :
- Углубленные знания детей о сезонных изменениях в природе в зимнее время года.
- Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности детей с педагогом.
- Развитие монологической, диалогической и связной речи детей, обогащение словаря.
- Развитие творческих способностей детей.
- Развитие памяти детей, посредством запоминания стихотворений о зиме.
- Приобщение родителей в творческую работу с детьми, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
- Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (для педагогов).
В ходе реализации проекта, наряду с поставленными задачами, у детей параллельно развились следующие положительные моменты: дети научились понимать красоту природы, высказанную словами (стихи, а также с помощью кисти художника). Научились сопереживать «братьям нашим меньшим», стали более чуткими и внимательными к зимующим птицам.