Получи документы

Проект «Живи, родник традиций»

Людмила Аминева
Проект «Живи, родник традиций»

Цель проекта : Формирование и систематизация знаний детей о культуре и традициях русского народа.

Задачи проекта :

1. Выявить уровень знаний детей, педагогов, родителей о народных и семейных праздниках.

2. Сплотить детей, педагогов и родителей единой творческой мыслью через изучение семейных и народных традиций, проведение народных и семейных праздников.

3. Создать условия для совместной работы ДОУ и семьи по возрождению народных и семейных традиций.

Публикация «Проект „Живи, родник традиций“» размещена в разделах

4. Воспитывать уважение к членам своей семьи, бережное отношение к своим реликвиям и обычаям.

5. Укрепить отношения между семьей и дошкольным учреждением.

Объект исследования:

процесс ознакомления детей с старшего дошкольного возраста с народными традициями (обычаями, обрядами)

Предмет исследования:

Содержание, формы и методы ознакомления детей с основами народных традиций с детьми старшего дошкольного возраста

По продолжительности – краткосрочный;

Детско-взрослый, при активном участии семьи;

По количеству участников - фронтальный;

По типу – информационно – практико-ориентированный;

гипотеза:

Если для детей создать определённые благоприятные условия для знакомства с традициями своей семьи, то возможно, у детей накопятся знания и представления об окружающем, расширится кругозор, разовьются познавательные способности, активность, любознательность; обогатится и разовьётся речь, решатся также задачи – эстетического, умственного, экологического, трудового, патриотического, духовно - нравственного воспитания и детского творчества.

Методы и приёмы, использованные при реализации проекта :

1. Словесные

2. Игровые

3. Наглядные

4. Практические

5. Исследовательские

6. Встреча с интересными людьми

7. Опрос, анкетирование

Формы работы с детьми:

Тематические вечера, занятия, беседы, игры, все виды творческо-художественной деятельности, просмотр фильмов, мультфильмов, слушание аудио, организация выставок, организация совместных праздников.

Формы работы с родителями:

1. Родительские собрания

2. Выставка детских поделок

3. Индивидуальные консультации специалистов

4. Совместные праздники

5. Вечера вопросов и ответов

6. Театрализованные представления

7. Индивидуальная работа с детьми

Этапы реализации проекта «Живи, родник традиций

I этап – «У истока» – ознакомительный.

Цель этапа: Выявление знаний педагогов, родителей, детей о семейных и народных традициях.

1. Анкетирование родителей, педагогов на тему: «Знаете ли вы русские праздники, обычаи, традиции

2. Собеседование с детьми об их семье, родственниках, семейных праздниках.

Диагностика на начальном этапе работы по проекту :

Начало проекта

Какие народные традиции знаете? Не знают Знают

75% 25%

Какие традиции есть в вашей семье? 91% 9%

Соблюдаете ли традиции в семье? 91% 9%

II этап – «Возрождение» - просветительский

Цель этапа: Знакомство детей, родителей, педагогов с народными и семейными праздниками через разные формы работы.

1. Создание проекта ««Живи, родник традиций

в рамках которого и будет проходить ознакомление всех участников проекта.

2. Консультации для родителей на темы:

«Народные праздники»

«Почему пекут блины в масленичную неделю?»

«Откуда произошла традиция красить яйца и печь куличи?»

«Коляда, коляда, отворяй ворота»

«Сказки, рассказанные на ночь»

«Колыбельная для малышей»

«Игры, хороводы наших бабушек»

«День рождения – только раз в году»

«Как удивить детей новогодними подарками?»

«Что вы знаете о фольклоре?»

3. Изготовление каждой семьей генеалогического древа.

4. Занятия с детьми на темы:

«Моя семья»;

«Наши имена»;

«Кем я могу гордиться в моей семье»;

«Моя родословная»;

«Семейные праздники и традиции»;

«Песни, игры, хороводы наших бабушек»;

«Откуда произошла моя фамилия?»;

«Герб моей семьи».

5. Родительские собрания:

«В каждой семье свои традиции»;

«Я, ты, он, она – вместе дружная семья!».

6. Развлечения:

«Широкая Масленица»;

«День Матери»;

«Звездный фейерверк».

7. Разучивание народных песен, танцев, игр, хороводов с детьми и их родителями.

8. Рисование детьми на тему:

«Праздник в нашей семье»;

«Маму свою очень люблю»;

III этап – «С маленького родника начинается река» - заключительный

Цель этапа: Использование традиционных форм, себя оправдавших и поиск новых наиболее эффективных.

1. Развлечения:

«Песни, хороводы наших бабушек»;

«Народные игры забавы»;

«Загляните в семейный альбом»;

2. Конкурс «Моя родословная»;

3. Конкурс «Бабушкин сундук»

4. Семейный праздник «Красна изба пирогами, река – берегами, а семья – традициями».

Особенностью данного проекта является то, что он может осуществляться только в тесном взаимодействии с родителями.

Конечную цель проекта «Живи, родник традиций я определила как семейный праздник «Красен обед пирогами, река берегами, а семья – традициями». Но на пути к достижению цели должна быть проведена большая подготовительная работа. Для того чтобы внедрить этот проект, нужно сначала определить, знают ли родители и педагоги, что такое народные и семейные традиции, какие они существуют в каждой семье и как они соблюдаются.

Следующим шагом этого проекта должно быть создание клуба «Берегиня», цель которого – знакомство с устоями, укладом и традициями семьи. я предполагаю, что членами этого клуба станут как педагоги, так и родители. А также на заседания будут приглашаться бабушки и дедушки как хранители семейных обычаев и реликвий.

Т. к. в семьи должна вернуться и традиция узнавать о своих предках, знать свои корни, происхождение фамилии, в рамках этого проекта я предложила провести конкурс «Моя родословная». Чтобы этот конкурс проходил интересно и познавательно, каждой семье нужно было составить генеалогическое древо до третьего колена, а детям рассказать о своей родословной, познакомить, от кого и откуда произошел их род. Каждой семье нужно как можно дальше продлить ветви родства. И пусть в семейных древах будет не 500 исторических имен, как у А. С. Пушкина, а всего несколько листочков, но и они будут свидетельствовать о большой проделанной работе каждой семьей.

Заботится о престарелых родителях – также одна из семейных традиций, поэтому я предложила принести в группу семейные альбомы и рассказать о каждом из членов своей семьи.

Чтобы родители как можно больше узнали о народных и семейных праздниках, познакомились со старинными обрядами, обычаями, я подготовила для них ряд консультаций, оформить тематические выставки на темы:

«Народные праздники»;

«Почему пекут блины в масленичную неделю?»

«Откуда произошла традиция красить яйца и печь куличи?»

«Коляда, коляда, отворяй ворота»

«Колыбельная для малышей»

«Игры, хороводы наших бабушек»

«День рождения – только раз в году»

«Как удивить детей новогодними подарками?»

«Что вы знаете о фольклоре?»

На семейном празднике я планирую провести конкурс «Семейная песня».

В данном проекте запланировано взаимодействие с сотрудниками детского сада – муз. руководителя, логопеда, психолога, преподавателя ИЗО, физ. инструктора, а также работников кухни. Чтобы знания были не только у родителей, но и у детей, мною были запланированы занятия и беседы:

«Моя семья»

«Наши имена»

«Кем я могу гордиться в моей семье»

«Моя родословная»

«Семейные праздники и традиции»

«Песни, игры, хороводы наших бабушек»

«Откуда произошла моя фамилия?»

Также на занятиях по изобразительной деятельности было предложено детям нарисовать членов своей семьи:

«Моя мамочка»

«Папа и я – лучшие друзья»

«Праздник в нашей семье»

«Неразлучные друзья – взрослые и дети».

Кульминацией проекта «Живи, родник традиций

Планирую провести семейный праздник

«Красен обед пирогами, река – берегами, а семья – традициями»,

на который были приглашены мамы, папы, бабушки, дедушки, дети и педагоги ДОУ. Этот праздник будет итогом взаимодействия педагогов и родителей по приобщению к семейным традициям, заложенным внутри семьи, итогом всей просветительской работы, проведенной мною в этом направлении. На этом празднике -следующие конкурсы:

«Моя родословная» - представление своей семьи

«Герб моей семьи» - домашнее задание

«Кто больше вспомнит русских народных песен» - музыкальный аукцион

«Семейный праздник» – презентация

«Секреты новогодних подарков» – конкурс

«Любимое блюдо моей семьи» - презентация-дегустация.

выбранное мною направление перспективно, что нравственно- духовное воспитание нужно начинать с рождения ребенка в каждой семье, с приобщения к традициям, ведь не секрет, что дети не чтут семейных традиций, т. к. они в некоторых семьях потеряны или забыты. А ведь какое приятное дело – ждать Дня рождения, субботнего похода в парк или просто вечернего чаепития, маминой колыбельной или сказки на ночь, всех этих чудесных событий, без которых невозможно ощутить себя одной семьей, такой изобретательной, веселой, дружной и счастливой.

Очень важно следовать семейным традициям, хранить их, передавать из поколения в поколение. А самое главное – они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы можно было с гордостью сказать: «Мой дом – моя крепость»

IV раздел. Конкретные ожидаемые результаты

В результате реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги, родители – приобретут определенные знания.

Дети узнают

• имена дедушек, бабушек минимум до третьего колена;

• профессии бабушек и дедушек, своих родителей;

• прошлое своей семьи;

• происхождение своей фамилии;

народные игры, танцы, песни, заклички, колыбельные;

• смогут составить рассказ о членах своей семьи, родословной.

• могут хорошо ориентироваться в генеалогическом древе своей семьи;

• пополнили словарный запас (традиция, обряд, берегиня и т. д.);

• могут быть экскурсоводами в музее семейных коллекций;

• приобрели представления об общечеловеческих ценностях;

• научились проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда;

• у них развито чувство гордости за свою семью.

Родители

• приобретут знания о семейных и народных традициях, праздниках;

• укрепят меж-семейные и внутрисемейные связи;

• у них появится чувство гордости за свою семью;

• научились хранить и чтить свои семейные традиции;

• знать свою родословную, минимум до третьего колена;

• откуда произошли их фамилии;

• знать народные песни, петь их на семейных праздниках;

• научатся организовывать семейные праздники;

Педагоги

• расширят знания о народных праздниках, их происхождении;

• пополнят личный репертуар народными песнями, фольклорными закличками;

• разработаны планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей;

• пополнится словарный запас детей;

• лучше узнают семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству;

• Создадим копилку народных и семейных праздников;

V раздел. Оценка результатов

сотрудничество в новых проектах, чтобы семьи воспитанников стали особым государством, чтобы детство малышей было намного богаче, чтобы родник семейных традиций был жив и не иссяк никогда, чтобы он питал реку традиций русского народа.

Список литературы

1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009г.)

2. Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (приказ Минобрнауки РФ №2151от 20.07. 2011г.)

3. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ// Волгоград: Учитель, 2007, 203 с.

4. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М. : ЦГЛ, 2005, 205 с.

5. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. – М. : Школьная Пресса, 2003. – 144 с.

6. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.

7. Гришина Т. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. – № 1. - С. 67 - 73.

8. Давыдова О. И. Работа с родителями в детском саду (этнографический подход). – Барнаул: БГПУ, 2003. – 160 с.

9. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2000. – 244 с.

10. Игра и праздник: Тезаурус по празднично-игровой культуре. - М. : Московия, 2006. - 204 с.

11. Знакомство детей с русским народным творчеством : Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост. Куприна Л. С., Бударина Т. А., Маханева О. А., Корепанова О. Н. и др. – СПБ. : «Детство-Пресс», 2004.

12. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н. В; Есаулова Н. А. ; Потапова Н. Н. учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005.

13. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ. : Детство-Пресс, 2004.

14. Концепция патриотического воспитания граждан РФ. – Управление ДОУ. 2005 №1

15. Куприна Л. С., Бударина Т. А., Маркеева О. А., Корепанова О. Н. Приобщение детей к истокам русской культуры: Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / 3-е издание., перераб. И дополн. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003. – 400 с.

16. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. / М. : Айрис-пресс, 2003.

17. Лихачёв, Д. С. Земля родная [Текст] : кн. для учащихся /Д. С.

18. Лихачёв. — М. :Просвещение, 1983.-256 с. : ил.

19. Новицкая М. Ю., Е. В. Мартинкова. М. : Просвещение, 2007

20. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой – М. :Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.

21. С чего начинается Родина (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под ред. Л. А. Кондрыкинской. М: Сфера, 2003, 192 с.

22. Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.

23. Соломенникова О. А. Радость творчества. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.

24. Сухомлинский В. А. Сто советов учителю. - Киев, 1984. - 254 с.

25. Хлынова Л. А. Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ [Текст] / Л. А. Хлынова, С. В. Мещерякова, С. Ф. Шевченко // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.

Публикации по теме:

Видео и фотозарисовка «Родник — душа Земли»Видео и фотозарисовка «Родник — душа Земли» Мне душу от бездушья лечит, Святой воды живой глоток» А. Попов Родники… Мы ценим их за прохладу, за хрустальную, прозрачную воду, за красоту.

Конспект экскурсии на родникКонспект экскурсии на родник Конспект экскурсии на родник Цель: научить понимать, что чистая вода-это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять. Задачи:.

Мини-музей русской избы «Родник истории»Мини-музей русской избы «Родник истории» Музей по приобщение родителей и детей дошкольного возраста к ценностям культуры нашего народа. Создали в доступной для детей форме быт русского.

Музейный комплекс «Родник». Часть 3: мини-музей «Русская изба»Музейный комплекс «Родник». Часть 3: мини-музей «Русская изба» Доброе время суток, дорогие мои друзья и гости странички! На просторах МААМ много рассказано про музей "Русская изба" и фотоотчетов много.

НОД: «Живи земля»НОД: «Живи земля» Цель: формировать знания детей о способах охраны окружающей среды, дать детям понятие «экология»; Развивать познавательную активность в.

Отпускные записки. Часть 4. Родник «Наташа» (фотоотчет)Отпускные записки. Часть 4. Родник «Наташа» (фотоотчет) Когда бываю на отдыхе. то всегда стараюсь побывать на экскурсиях, а не просто купаться и загорать на пляже. Вот и в этом году, отдых не.

Проект по патриотическому воспитанию «Живи и помни»Проект по патриотическому воспитанию «Живи и помни» Тип проекта: долгосрочный Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатель. Актуальность проекта:.

Проект «Ёлочка, живи!»Проект «Ёлочка, живи!» Проект в группе раннего возраста: «Ёлочка, живи!» Подготовили и провели воспитатели группы раннего возраста: Лехнер А. В., Саваченко Е.

Стенгазета «Елочка, живи!»Стенгазета «Елочка, живи!» В нашем детском саду прошла акция «Елочка – зеленая иголочка». Актуальность заключается в том, что формировать экологические представления.

Живи долго, моя дорогая!Живи долго, моя дорогая! Моя мама Лазарева Нина Николаевна является тружеником тыла. Сейчас мама испытывает проблемы с кратковременной памятью, но о войне она помнит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Живи, родник традиций»
Опубликовано: 13 марта 2023 в 19:37
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД