Евгения Саваченко
Проект «Ёлочка, живи!»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Ёлочка, живи!»
Проект в группе раннего возраста: «Ёлочка, живи!»
Подготовили и провели воспитатели группы раннего возраста:
Лехнер А. В., Саваченко Е. А.
Участники проекта: воспитатели, дети группы раннего возраста, родители
Вид проекта: познавательно - творческий, исследовательский
Продолжительность проекта: краткосрочный (14.12.2020-29.12.2020)
Актуальность:
Публикация «Проект „Ёлочка, живи!“» размещена в разделах
- Берегите елочку. Экологические акции и мероприятия
- Елочка, ёлки. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2021
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. В младшем дошкольном возрасте ребенок начинает познавать и открывать для себя все многообразие окружающего мира, он только учится замечать красоту природы, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений. Именно в этом возрасте ребенок начинает знакомиться с растительным миром, у него формируются первые представления о деревьях, и, несомненно, одним из самых ярких представителей является ёлка. Ёлочка для ребенка не просто дерево, но еще и главный атрибут новогоднего праздника.
Проблема:
С наступлением зимы мы все ждём долгожданный и любимый праздник «Новый год». А главной традицией этого праздника, конечно же, является пушистая, нарядная елка, поставленная дома. Украшенная игрушками, гирляндами, мишурой она создает веселое и праздничное настроение. Но у красивой традиции есть своя цена - срубленные живые деревья. Поэтому мы решили до наступления новогодних праздников привлечь внимание детей и родителей к данной проблеме и таким образом сохранить жизнь лесных красавиц.
Цель проекта: Создать условия для формирования элементов экологической культуры и познавательного интереса у детей к окружающей среде. Повышать интерес к истории празднования Нового года. Убедить взрослых и детей в необходимости сохранения живых елей.
Задачи:
1. Формировать элементарные представления о ёлке, её внешнем виде и пользе.
2. Расширить знание детей о новогоднем празднике.
3. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей детей.
4. Заинтересовать родителей природоохранной деятельностью, довести до их сознания необходимость воспитания у детей любви и бережного отношения к растениям.
Ожидаемый результат:
- в процессе бесед, рассматривании иллюстраций, чтении стихов дети знакомятся с елью, с традицией ее появления в домах к Новому году; имеют представление о значении ели для окружающего мира;
- родители активные участники в проекте и способны воспитать у детей любовь и бережное отношение к растениям;
- использование искусственных ёлок вместо «живых» на новый год у себя дома.
Методы:
• Беседы;
• Чтение художественной и познавательной литературы;
• Наблюдения;
• Учебно-познавательная деятельность;
• Исследование;
• Продуктивная деятельность.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап.
Цель этапа: создание необходимых условий для реализации проекта.
• Определение цели и задач проекта.
• Составление плана реализации проекта.
• Подбор художественной литературы.
• Ознакомление и привлечение родителей к реализации проекта.
• Изготовление дидактических игр.
• Подбор иллюстраций по теме проекта.
• Подбор пальчиковых игр.
• Подбор стихов и загадок про ёлочку и Новый год.
Организационно-практический этап.
Цель этапа: создание условий для развития творческих и познавательных способностей в совместной деятельности всех участников проекта.
Содержание проектной деятельности.
Первая неделя.
14.12.2020 (Понедельник)
Работа с детьми.
1. Рассказ - беседа об истории возникновения новогодней елки (Приложение 1).
Цель: познакомить детей с историей возникновения елке; воспитывать любовь к русским народным традициям.
2. Рассматривание иллюстраций «Ёлочка - зеленая иголочка».
Цель: побуждать детей отвечать на вопросы взрослого; активизировать словарный запас; воспитывать любовь к природе.
3. Пальчиковая гимнастика «Елочка» (Приложение 2).
Цель: развивать моторику рук.
4. Прослушивание песни «У ребяток наших елочка большая» (Автор музыки: Н. Бахутова; Автор слов: З. Александрова).
Цель: познакомить с новым музыкальным произведением, вызвать интерес к разучиванию слов песни.
5. Лепка из солёного теста «Ёлочка красавица» (Приложение 3).
Цель: совершенствовать навыки работы с солёным тестом, обогащать тактильный опыт детей, развивать моторику.
Работа с родителями.
Совместное с детьми рассматривание иллюстраций по теме проекта.
15.12.2020 (Вторник)
Работа с детьми.
1. Знакомство со стихотворениями и загадками о ёлке.
Цель: развивать механическую память; учить рассказывать стихотворение громко, четко, ясно, выразительно (Приложение 4).
2. Познавательная деятельность. НОД «Новый год у ворот» (Приложение 5).
Цель: дать представления о Новогоднем празднике, расширить активный словарь за счет существительных, прилагательных и глаголов, учить согласовывать их друг с другом.
3. Раскрашивание раскрасок «Ёлочка».
Цель: развитие самостоятельной творческой деятельности детей.
4. Наблюдение за елью «Познакомимся с ёлочкой» (Приложение 6).
Цель: познакомить детей с живой ёлочкой, уточнить знания детей об особенностях внешнего вида ёлочки, воспитывать любовь к природе.
5. Беседа «На кого похожа елочка».
Цель: развивать любознательность, наблюдательность; воспитывать любовь к русским народным традициям.
Работа с родителями.
Совместное с детьми заучивание стихотворений о ёлке, о Новом годе.
16.12.2020 (Среда)
Работа с детьми
1. Рассматривание елочных игрушек.
Цель: формировать представления о новогодних игрушках, развивать речь.
2. Раскрашивание раскрасок «Ёлочные игрушки».
Цель: развитие самостоятельной творческой деятельности детей.
3. Чтение русской народной сказки «Снегурочка».
Цель: познакомить с новой сказкой, воспитывать чувство сопереживания героям сказки.
4. Пальчиковая игра «Наша елка» (Приложение 7).
Цель: развивать мелкую моторику рук, способствовать запоминанию текста.
5. Подвижная игра: «Раз, два, три к ёлочке беги!».
Цель: развивать двигательную активность детей, получать радость от совместных игр.
Работа с родителями.
Консультация для родителей «История Новогодней Елки» (Приложение 8).
17.12.2020 (четверг)
Работа с детьми.
1. Рассматривание иллюстраций «Новый год».
Цель: познакомить с русским праздником Новый год. Объяснить его происхождение; рассказать об обычае украшать ёлки, откуда он пришёл.
2. Пальчиковая игра «Наряжаем ёлку» (Приложение 9).
Цель: развивать мелкую моторику рук, способствовать развитию памяти, речи, активизировать словарь.
3. Дидактическая игра «Бусы для ёлочки».
Цель: учить определять цвет бусины; учить выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать ее. Развивать внимание, зрительное восприятие, мелкую моторику.
4. НОД Лепка «Зажги огни на новогодней ёлке» (Приложение 10).
Цель: продолжать учить лепить предметы округлой формы; вызвать у детей радостное чувство, связанное с предстоящим праздником; воспитывать отзывчивость, доброту.
5. Сюжетно - ролевая игра «Как семья елку наряжала».
Цель: расширять представления о праздновании Нового года. Воспитывать у детей восприятие семейных традиций.
18.12.2020 (Пятница)
Работа с детьми.
1. Разучивание хоровода «Маленькой елочке холодно зимой» сл. З. Александрова муз. М. Красёва.
Цель: продолжать знакомить детей с новыми песнями о елочке, учить двигаться друг за другом, водить хоровод, развивать слуховое внимание.
2. Наблюдение за елью «Что нужно нашей ёлочке» (Приложение 11).
Цель: познакомить детей с условиями, которые необходимо для роста ели; учить детей бережно относиться к зеленому другу.
3. Изобразительная деятельность НОД «Красивые шарики на нашей елке» (Приложение 12).
Цель: продолжить учить рисовать предметы округлой формы, правильно держать кисть, пользоваться разными красками.
4. Подвижная игра: «На лесной лужайке»
Цель: Развивать умение выполнять подражательные движения, способствовать развитию физических качеств ребенка.
Работа с родителями.
Папка – передвижка «Колючая целительница».
Вторая неделя.
21.12.2020 (Понедельник)
Работа с детьми.
1. Чтение и заучивание стихов о елке.
Цель: вызвать у детей радостное чувство, связанное с предстоящим праздником.
2. Речевая деятельность. НОД «Украсим нашу ёлочку» (Приложение 13).
Цель: учить находить по словесному указанию елочные игрушки желтого, синего и зеленого цвета; понимать, знать и называть елочные игрушки – «шары», «бусы»; понимать значение предлога «На», использовать в активной речи: выполнять поручения взрослого, состоящее из двух действий (возьми и повесь).
3. Наблюдение за елью «Сравнение искусственной и настоящей ёлочки.
Цель: формировать умение сравнивать живое и искусственное дерево, вызвать желание беречь все живое.
4. Дидактическая игра «Собери ёлку».
Цель: учить составлять целую картинку из 3 частей.
5. Прослушивание песни «Ай, да елочка – хороша, хороша. (Автор музыки и автор слов: Л. Мочалова).
Цель: познакомить с новым музыкальным произведением, вызвать интерес к разучиванию слов песни.
Работа с родителями.
Консультация для родителей «Альтернатива новогодней ёлке» (Приложение 14).
22.12.2020 (Вторник)
Работа с детьми.
1. Чтение сказки «Сказка про елочку, которую не срубили» (Автор: Ирис Ревю).
Цель: познакомить с новым произведением, учить внимательно, слушать текст, отвечать на вопросы.
2. Познавательная деятельность. ФЭМП «Много - поровну» (Приложение 15).
Цель: продолжить учить сравнивать две группы предметов приемом приложения, закрепить понятие «много - поровну», учить различать правую и левую руки.
3. Дидактическая игра «Расставь ёлочки по высоте».
Цель: формировать у детей пространственное представление «выше»-«ниже».
4. Подвижная игра: «На лесной лужайке».
Цель: развивать умение выполнять подражательные движения, способствовать развитию физических качеств ребенка.
5. Познавательно-исследовательская деятельность. Набор для выращивания елочки из кристаллов (Приложение 16).
Цель: развивать наблюдательность, познавательный интерес, учить действовать по алгоритму, воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.
Работа с родителями.
Посоветовать родителям, обращать на улице внимание детей на растущие ели и сосны. Попросить принести фотографии своих детей, на фоне искусственной ёлки наряженной у себя дома для создания стенгазеты.
23.12.2020 (Среда)
Работа с детьми.
1. Беседа «На кого похожа елочка».
Цель: развивать любознательность, наблюдательность, воспитывать любовь к русским народным традициям.
2. Прослушивание песни «Дед Мороз» (муз. А. Филиппенко).
Цель: познакомить с новым музыкальным произведением, вызвать интерес к разучиванию слов песни.
3. Чтение стихотворения С. Михалкова «Елочка».
Цель: развивать умения воспринимать текст, с помощью взрослого понимать содержание.
4. Словесно – дидактическая игра «Какая елка».
Цель: учить подбирать определения, образовывать прилагательные по образцу (Приложение 17).
24.12.2020 (Четверг)
Работа с детьми.
1. Пальчиковая игра «Снежок».
Цель: развитие мелкой моторики и улучшение координации.
2. Предложить детям раскраски новогодней тематики.
Цель: развивать самостоятельность.
3. Дидактическая игра «Наряди ёлочку».
Цель: формировать умение находить сходства и различия по цвету и форме.
4. Проведение новогоднего утренника у искусственной ёлки «В гости к елочке» (Приложение 18).
25.12.2020 (Пятница)
Работа с детьми.
1. Пальчиковая игра «На дворе у нас мороз».
Цель: развивать мелкую моторику рук, способствовать развитию памяти, речи.
2. Чтение К. Чуковский «Елка».
Цель: учить внимательно, слушать и пересказывать отрывки из произведения
3. Подвижная игра: «Раз, два, три к ёлочке беги!»
Цель: развивать двигательную активность детей, получать радость от совместных игр.
4. Познавательно-исследовательская деятельность. Наблюдение за экспериментом «Выращивание елочки и
з кристаллов».
Цель: способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления об объектах неживой природы (Приложение 19).
5. Создание стенгазеты «Ёлочка, живи!» (Приложение 20).
Заключительный этап.
Цель этапа: создание праздничного настроения и положительных эмоций у детей.
• Создание стенгазеты «Ёлочка живи!».
• Новогодний утренник у искусственной ёлки для детей «В гости к елочке».
Вывод
В реализуемом с дошкольниками и родителями совместном проекте, актуальным стало знакомство детей с елочкой – символом новогоднего праздника, включение семьи в процесс реализации проекта по формированию экологической культуры дошкольника.
О новогодней красавице написано множество рассказов, сказок, стихов. Елки поражают нас своею красотой, но этот объект растительного мира становится предметом массового уничтожения в период проведения новогодних праздников. Проект с младшими дошкольниками помог детям усвоить представления о новогоднем празднике, содействовал воспитанию у детей элементов экологического сознания по сохранению живых зеленых красавиц, пониманию отрицательного последствия бессмысленной их вырубки, убеждению родителей дошкольников в использовании в новогодних праздниках искусственных елей.
В группе был проведён новогодний утренник у искусственной ёлочки и оформлена стенгазета «Ёлочка, живи!».