Наталья Можнова
Проект «Занимательная математика в сказках»
▼ Скачать + Заказать документы
«Занимательная математика в сказках»
Пояснительная записка
Актуальность проекта.
Обучение математике в современной жизни приобретает все большее значение. В настоящее время математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий. Поэтому важно привить детям любовь к математике, показать ее значимость вокруг нас, ее важное участие во всех видах деятельности. При организации образовательной деятельности показать детям, необходимость знаний по математике в различных областях.
Темочки:
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Сказки. Конспекты по математике, ФЭМП
- Сказки. Проекты
- Темочки
Математика занимает большое место в системе дошкольного образования. Она обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию логического мышления, памяти, речи, воображения, она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Особую роль математика играет в умственном воспитании ребенка, в развитии его интеллекта. Результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления детей.
Математика –один из наиболее трудных учебных предметов. Как подружиться с Математикой? Что необходимо для создания условий, направленных на более углубленное усвоение знаний и умений, применение знаний в данной ситуации, в повседневной жизни.
В работе с детьми дошкольного возраста важно применять занимательный материал (стихи, знания из истории математики, задания на развитие логического мышления, математические праздники и развлечения). Элементы театрализации позволяют превратить сухую, неинтересную и далёкую от жизни детей математику в настоящее волшебное царство, а цифры и геометрические фигуры – в удивительные сказочные персонажи. Ребёнку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. У каждого ребенка есть способности и таланты. Сказка – одна из первых сфер творчества, в которой ребенок раскрывает свои способности, познает себя, переживает первое чувство гордости от того, что он что- то создает.
При рассмотрении актуальности данного вопроса было решено реализовать проект «Занимательная математика в сказках» с использованием дидактических и театрализованных игр для развития у детей аналитических способностей, внимания, памяти, умения логически мыслить.
Цель проекта - создать условия для повышения математических способностей и развития мышления детей дошкольного возраста средствами эстетического воспитания
Задачи проекта :
Образовательные:
Используя театрализованные игры закрепить элементарные математические представления о числах, геометрических фигурах, через тесную связь восприятия и познания окружающего мира.
Повышать у детей дошкольного возраста интерес к математике посредством сказки.
Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Создать условия для свободной, самостоятельной, активной инициативы в деятельности и в общении.
Повысить уровень математического мышления, углубить теоретические знания и развить практические навыки.
Учить составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
Разработать подборку игр и упражнений, направленных на развитие математических представлений и мышления детей.
Способствовать формированию умения применять математические знания в повседневной жизни.
Развивающие:
Развивать математические представления и умения посредством дидактических и театрализованных игр математического содержания.
Развивать образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
Способствовать формированию мыслительных процессов, развитию речи, логического мышления, умению аргументировать свои высказывания.
Способствовать совершенствованию способности к зрительному восприятию различных форм, ориентации в пространстве и времени.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к образовательной деятельности, любознательность, взаимопомощь, активность, инициативность, самостоятельность, желание трудиться.
Формировать навыки сотрудничества в игровой деятельности, мотивационной готовности к школьному обучению.
Срок реализации проекта : 1 месяц.
Участники проекта : воспитатели, дети подготовительной к школе группы, родители.
Этапы реализации проекта :
1этап подготовительный:
Совместное определение детьми и воспитателями цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата.
Подбор методической литературы, наглядно – дидактических материалов и оборудования по данной теме.
Пополнение развивающей предметно-пространственной среды в группе.
Разработка дидактических, театрализованных игр, направленных на развитие математических представлений и мышления детей.
2 этап – практический.
Беседы по сказкам, рассматривание иллюстраций, картинок, где кругозор пополняется математическими знаниями.
Чтение математических сказок, русских народных сказок с элементами счета, заучивание считалок и стихов математического содержания.
Решение логических задач математического содержания в стихах.
Использование дидактических, словесных, настольных, сюжетных, пальчиковых игр математического содержания.
Изготовление настольного театра «Веселые фигуры», настольного театра «Царство цифр», масочного театра «Забавные цифры».
Разучивание ролей для театрализации.
Создание коллажа «Геометрия в сказках»
Работа с родителями: консультации, принятие участия в изготовлении театров, атрибутов к театрализованным играм.
3 этап – заключительный
Создание презентации по итогам реализации проекта.
Показ театрализованной постановки для детей средней группы «В сказочной стране Математики».
Ожидаемые результаты:
Пополнение в группе математического уголка театральными атрибутами математического содержания.
Расширение математических знаний, умений и представлений при помощи дидактических и театрализованных игр, направленных на развитие математических представлений и мышления детей.
Оформление разработок игровых упражнений, которые педагоги могли бы использовать в индивидуальной работе с детьми.
Полученные результаты:
Проект «Занимательная математика в сказках» позволил детям расширить математические знания о геометрических фигурах и цифрах, сформировал умения использовать эти знания в самостоятельной деятельности. Включение в образовательную деятельность по формированию элементарных математических представлений элементов театра внесло разнообразие и повысило интерес к обучению. В театрализованной игре дети воспроизводят знакомые литературные сюжеты, тем самым тренируя память, мышление, воображение.
Использование театра оказывает благотворное влияние на детей. В театрализованной игре ребёнок воспроизводит знакомые литературные сюжеты, это тренирует память, активизирует мышление.
В результате проектной деятельности у воспитанников повысилась мотивация к изучению математики, повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности, что на данном этапе способствует развитию творческой инициативы. В результате работы у дошкольников идет развитие навыков сотрудничества, артистических и творческих способностей, диалогической речи.
Привлечение родителей к проектной деятельности способствовало формированию у них интереса изучению математики совместно с детьми.
Приложение 1
Театрализованная постановка
«В сказочной стране Математики».
Цель: систематизировать представления детей в математическом и эстетическом развитии.
Задачи: Используя театрализованные игры закрепить элементарные математические представления о числах, развитие познавательных способностей, творческой активности, формирование умения логически мыслить, решать интеллектуальные задачи.
Ход.
Автор: Далеко – далеко за морями, за лесами была сказочная страна Математики, и жили в нем цифры. Жила в стране Математики Единица. (Выходит Единичка). Жила она одна – одинешенька вот в таком синем дворце – уголочке. И был у неё там один уголок…
Единичка: Как вы думаете, сколько столов и стульев стоит в моем уголке?
Ответы детей.
Единичка: Правильно, один стол и один стул. А сколько чашечек и блюдец стоит на моем столике?
Ответы детей.
Единичка: Правильно, одна чашка и одно блюдце. А когда я хожу в магазин я покупаю конфеты, книжки, сапожки. По сколько предметов я покупаю?
Ответы детей.
Единичка: Правильно, молодцы по одному предмету.
Автор: Скучно было Единичке одной, и решила она с кем-нибудь подружиться и отправилась Единичка прогуляться по стране. Вдруг из-за дерева, навстречу Единице выскочил волк. Он тоже был один и с ним никто не хотел дружить, думали, что он злой. А Единичке стало жалко волка, и она предложила ему поиграть вместе. Так единичка и волк стали друзьями и вместе рассказали стихотворение :
Единичка и волк: Я, ребята, единица! Очень тонкая, как спица!
Похожа я немного на крючок, а, может, на обломанный сучок.
От меня ведется счет и за это мне почет! (Кланяются и уходят).
Автор: Еще в стране Математики жила цифра Два. (Выходит Двойка) Она тоже жила в собственном домике. Как вы думаете, ребята, сколько комнат было у Двойки?
Ответы детей.
Автор: Правильно, две. У Двойки была подруга мудрая сова, и они очень любили играть в разные игры. Особенно они любили игры с цифрой два. Вот и сейчас Двойка хочет с вами поиграть.
Двойка: Сколько ушек на макушке?
Ответы детей.
Двойка: А сколько глаз?
Ответы детей
Двойка: Ну а сколько рук и ног?
Ответы детей.
Автор: Возле домика Двойки было красивое озеро, а в нем плавали лебеди. Когда двойка приходила к озеру, лебеди просили её рассказать им стихотворение :
Двойка: Два на лебедя похожа: шейка есть и хвостик тоже.
Лебедь может подсказать, как нам цифру два узнать. (Кланяется и уходит).
Автор: В стране Математики жила и Тройка. (Выходит Тройка). Она жила вот во дворце. Ее все любили потому, что она была доброй и послушной. А сколько же комнат было в ее комнате?
Ответы детей.
Автор: В её доме было три большие комнаты.
Тройка: Рядом со мной живут соседи. Возле леса, на опушке, трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?
Ответы детей.
Тройка: Правильно, мои соседи - три медведя
Автор: Тройка любила играть с маленьким медвежонком в прятки. А когда медвежонок находил тройку, он читал ее любимый стишок, послушайте.
Тройка: Ой! Скорее посмотри! Появилась цифра три!
Тройка третий из значков, состоит из двух крючков. (Кланяется и уходит).
Автор: Другой жительницей страны Математики была Четверка, (выходит Четверка, она жила вот во дворце. Вы наверно уже догадались, сколько у нее было комнат?
Ответы детей.
Автор: Во дворце было четыре комнаты. Четверка была очень веселой. Она любила развлекаться, петь, танцевать. (Звучит музыка, четверка исполняет танцевальные движения). А сейчас четверка с вами поиграет. Четверка будет показывать движения, а вы будете повторять эти движения сколько раз?
Ответы детей.
Автор: Правильно, четыре.
Четверка показывает движения, а дети выполняют их по четыре раза.
Автор: А сейчас четверка хочет вам рассказать стишок. Послушайте внимательно.
Четверка: У меня в руке флажок! Посмотри скорей, дружок,
До чего же он хорош, на четверочку похож! (Кланяется и уходит).
Автор: В красивом дворце жила Пятерка. (Выходит Пятерка). У неё было пять комнат. В самой большой комнате стоял стол, вокруг него стояло пять стульев, а на столе стояло пять чашек и пять блюдец.
Пятерка: Ветер парус надувает, а на мачте флаг играет.
Ветер хочет показать всем ребятам цифру пять!
Автор: Вокруг дворца, где жила Пятерка был большой фруктовый сад. Там росли яблони, груши.
Пятерка: Если вы, ребята, отгадаете, сколько яблонь и сколько груш растет в саду, тогда угощу вас.
Дети отгадывают, выходят все цифры, угощают детей фруктами. Звучит музыка. Цифры под музыку кланяются и прощаются с детьми.