Ольга Юрьевна Чайникова
Проект для детей 5–7 лет «Занимательная математика»
▼ Скачать + Заказать документы
Занимательная математика
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Качалинский детский сад «Малышок
Иловлинского муниципального района Волгоградской области
Проект
Разработала:
Воспитатель МБДОУ Качалинский
детский сад «Малышок»
Чайникова Ольга Юрьевна
2021 г.
Список литературы
1. Программа "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Темочки:
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
2. Петерсон Л. Г. «Раз-ступенька, Два - ступенька. Математика для детей».
3. А. А. Столяр Давайте поиграем.
4. В. П. Новикова «Математика в детском саду.» – М. : Мозаика-Синтез, 2002.
5. Козина Л. Ю. «Игры по математике для дошкольников»-М. : Сфера, 2008 г.
6. Михайлова З. А. «Игровые задачи для дошкольников»- СПБ. : Акцидент, 1996г.
7. Данилова В. В., Рихтерман Т. Д. «Обучение математике в детском саду»-М. : Академия,1997г.
8. Сербина Е. В. «Математика для малышей»-М. : Просвещение, 1992г.
9. Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л. «Развитие познавательных способностей дошкольников( 5-7 лет).
Паспорт проекта
Название»Занимательная математика»
Автор Чайникова Ольга Юрьевна
Вид проета Групповой
Тип проекта Познавательный, игровой
Продолжительность Краткосрочный
Возрастная группа 5-7 лет
Участники Дети, воспитатель, родители
Актуальность
Математика - очень важная наука она развивает у детей логическое мышление, речь, воображение, память, помогает формировать терпение, настойчивость, творческие способности, учит анализировать, умению объяснять свою точку зрения, более точно излагать свои мысли, планировать свои действия.
Но математика является одним из сложных для усвоения учебных предметов. Для успешного освоения математики необходимо начинать ее изучение уже в дошкольном возрасте. Но простое механическое запоминание материала - зубрежка, не принесет должного результата. Более эффективное понимание математических представлений проходит в контексте практической и игровой деятельности. Важнейшим условием развития математических представлений детей является занимательный математический материал : головоломки, лабиринты, дидактические игры, листы с заданиями для самостоятельного выполнения. Дети с интересом и удовольствием играя в математические игры, ненавязчиво и прочно усваивают основные математические понятия и закономерности.
Проблема
Проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста в современной жизни приобретает все больше значение. Это объясняется, прежде всего бурным развитием науки, связанной с математикой и проникновением ее в различные области знаний. Знание математики в наше время совершенно необходимо детям для их благополучного существования в цивилизованном человеческом обществе. Дети с самого раннего возраста связаны с математикой, любой малый знает, много или мало у него игрушек, сколько машиной или кукол у его друга или подружки и т. д. Кроме того, математика развивает умственные способности ребенка: научно доказано, что чем больше информации проходит через мозг ребенка, тем он быстрее развивается и лучше функционирует. Дошкольники не знают, что математика трудная дисциплина и не должны узнать об этом никогда. Моя задача – дать ребенку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. Сущность занимательности - необычность, неожиданность. Занимательный математический материал : активизирует умственную деятельность, заинтересовывает математическим материалом, увлекает и развлекает детей, развивает ум, расширяет, углубляет математические представления, закрепляет полученные знания и умения.
У меня возникло желание вызвать интерес у детей к математике, помочь им самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы и сделать занятия увлекательными. Этому посвящён мой проект «Занимательная математика». В основе проекта лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления, как раз то, что и требуется в нашем современном мире.
Цель проекта : формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через занимательный материал в организованной и самостоятельной деятельности детей.
Задачи:
Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.
Развивать умения считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;
Способствовать закреплению умения узнавать и называть геометрические фигуры.
Содействовать совершенствованию умения выделять совокупности предметов или фигур, обладающих общим свойством.
Содействовать развитию мыслительных операций: логического мышления, смекалки, зрительной памяти, воображения, умения сравнивать и анализировать.
Способствовать развитию интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия.
Способствовать воспитанию самостоятельности, умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Содействовать повышению уровня готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Побуждать родителей к участию в реализации проекта и заниматься с детьми дома.
Предполагаемые результаты:
Повышение уровня математических представлений у детей дошкольного возраста.
У детей выработан интерес к самому процессу познания математики.
Дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач, стремятся к достижению поставленной цели, преодолевают трудности, умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.
Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.
Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале.
Схема осуществления
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап:
Определение темы проекта.
Постановка цели и задач проекта.
Подбор методической, художественной литературы по теме проекта.
Подбор дидактических, подвижных игр, физкультминуток по теме проекта.
Изготовление развивающих игр по математике.
Составление плана основного этапа проекта.
Разработка конспектов предполагаемой образовательной деятельности, викторин.
Привлечение родителей к совместной работе над проектом :
— творческое задание: подобрать математические загадки, задачки,
— помощь родителей в изготовлении дидактических игр по ФЭМП.
Оформление папки – передвижки «Математика для дошкольников».
Беседа с родителями «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала»
Основной этап:
НОД по ФЭМП «Путешествие в королевство математики».
НОД по изобразительной деятельности: рисование «Забавные фигуры», аппликация из гороха «Волшебные цифры», лепка «Веселые цифры».
Чтение математических сказок, сказок с элементами счета: «Три медведя», «Три поросёнка», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания».
Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах.
Раскрашивание математических раскрасок, рисование цифр.
Конструирование.
Работа со счетными палочками.
Рисование геометрических фигур на манке.
Дидактические игры с математическим содержанием : «Крестики – нол, «Математическое лото», «Божьи коровки и ромашки», «Собери грибочки (сложение»,»Собери клубнику (вычитание) «Какие цифры потерялись», «Веселые цифры», «Математические домики», «Мозаика из крышек», «Танграм», «Математический планшет «Геометрик», «Волшебные круги», «Домино», тренажер «Божьи коровки», круги Луллия «На что похожа фигура»,»Подбери цифру».
Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок.
Подвижные игры.
Пальчиковые гимнастики.
Физкультминутки.
Взаимодействие с родителями:
Привлечение к изготовлению дидактических игр
Консультации:
«Удивительная математика»
«Знакомство со счетом и цифрами. Математические дидактические задачи»
«Как помочь ребенку запомнить графическое изображение цифр»
«Дидактические игры на умение детей ориентироваться в пространстве»
«Математика - это интересно!»
Буклет «Логические игры с блоками Дьенеша»
Заключительный этап:
Выставка развивающих игр.
Презентация «Как это было».
Самостоятельная деятельность детей в математическом уголке.
Использование дидактических игр по ФЭМП на НОД.
НОД по ФЭМП «Путешествие в королевство Математики».
Обработка и оформление материалов проекта.
Ход проекта.
Работа над проектом проходила в несколько этапов. На подготовительном этапе был составлен план реализации основного этапа проекта, подобраны методическая и художественная литература, иллюстративный материал, дидактические игры, физкультминутки, пальчиковые гимнастики. Были изготовлены развивающие игры математического содержания.
К подготовке реализации проекта были привлечены родители: с ними было проведено анкетирование, для них была оформлена папка – передвижка «Математика для дошкольников». Также родители оказали помощь в приобретении развивающих игр по математике. Родителям было дано задание: подобрать занимательный математический материал (задачки, загадки, головоломки, ребусы) и красочно его оформить.
На основном этапе реализации проекта многие занятия были связаны с темой проекта. На занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы мы с детьми:
— читали математические рассказы и сказки с математическим содержанием. Заучивали стихи про цифры, считалки, математические загадки.
На занятиях по художественному творчеству дети создавали рисунки с помощью геометрических фигур, делали «волшебные» цифры из гороха и пластилина.
На занятиях по математике и во время свободной деятельности дети работали с математическими прописями – раскрасками, делали постройки из конструктора, мозаики, блоков Дьенеша. Также дети работали со счетными палочками: собирали фигуры по образцу и по замыслу. Ребятам очень понравилось рисовать геометрические фигуры на манке.
Решали шуточные задачки, головоломки, отгадывали математические загадки. В этой работе мы использовали книжки-малышки, сделанные родителями. Вместе с детьми мы разучили и освоили новые подвижные игры, физкультминутки и пальчиковые гимнастики математического содержания.
На заключительном этапе проекта были оформлены : уголок занимательной математики, выставка совместных творческих работ родителей и детей.
Результаты проекта
Проект предлагает систему работы с детьми, родителями по внедрению в образовательный процесс развивающих игр с математическим содержанием с целью развития логического мышления и творческих способностей у детей дошкольного возраста. Формирование математических представлений и элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребенка, так и в самостоятельной деятельности. Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулирует развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.
Продуктом проекта стала папка-кейс «Занимательная математика», где собрана все материалы по формированию математических представлений посредством игровых технологий. Создание «Математической видеотеке»-коллекции мультимедийных презентаций, дидактических игр- тренажеров, развивающих мультфильмов для математического развития детей.
Данный проект может быть использован педагогами ДОО, педагогами дополнительного образования. Проект подтолкнет педагогов образовательных учреждений к поиску новых работ с детьми и родителями.