Ольга Казурова
Проект «Юный журналист»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Юный журналист»
Тип проекта : среднесрочный, групповой, поисково – творческий.
Сроки: апрель
Участники: воспитатели, дети, родители.
Актуальность темы: Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка. Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника. Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения начинает развиваться у ребенка с появлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована. Именно в диалоге дети учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. В дошкольном возрасте журналистика вызывает у детей большой интерес и может быть использована как средство повышения уровня речевой и коммуникативной компетентности воспитанников.
Публикация «Проект „Юный журналист“» размещена в разделах
Гипотеза: Если для решения задач развития диалогической речи дошкольников использовать игровые методы, в частности метод интервьюирования, то это усилит речевую мотивацию, создаст условия для формулирования вопросов, построения самостоятельных высказываний и рассуждений.
Цель проекта : Формирование и дальнейшее развитие связной диалогической речи, через игровую деятельность, формировать у детей коммуникативные навыки.
Реализация данного проекта позволит решить следующие актуальные задачи:
- формирование связной диалогической речи;
-закрепление навыков ведения диалога;
-формирование коммуникативного и личного взаимодействия детей друг с другом;
-расширение и активизация словарного запаса;
-способствование творческому и социальному самовыражению дошкольников;
-формирование умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе;
- формирование начального представления о профессиональных журналистских качествах и навыках.
Основные ожидаемые результаты:
- знакомство с различными видами и жанрами журналистики;
- знакомство с профессиями: специального корреспондента, фоторепортера, видеооператора, комментатора.
- экскурсии: в школьную библиотеку
- знакомство детей с основными терминами журналистики : интервью, репортаж, корреспонденция, рубрика, редакция, диктор, звукорежиссер, телеоператор и т. д. ;
- научить детей самостоятельно брать интервью (грамотно вести диалог, различать газетные жанры;
- проведение НОД
- проведение творческих игр: «Я - журналист», «Самый интересный сюжет», «Горячие новости», «Это интересно»;
- создание альбома «Семья – крепость моя»
Предварительная работа:
- подбор информации и наглядных материалов
- опрос детей о профессии журналист
- беседа с родителями.
Реализация проектной деятельности.
№ Интеграция образовательных областей мероприятие цель ответственные срок
Подготовительный этап
1 Познавательное развитие Изучение литературы по теме проекта; разработка и составление планов работы, анкетирование участников. Заинтересованность родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней. Воспитатели, родители, дети. 2.04 – 6.04
2 Художественно – эстетическое развитие. Изготовление поделок, атрибутов из бросового материала для сюжетно-ролевой игры Учить детей находить и изготавливать нужный материал. Воспитатели, дети 2.04 – 6.04
Основной этап
3 Познавательное развитие Беседа «Журналист-профессия творческая».
Беседа: «Кто такой журналист?»
Беседа – игра: «Мы журналисты»
Беседа – «Этикет телефонного разговора»
Просмотр презентаций по теме.
Беседа о видах печатной продукции.
Беседа на тему «Кто такой юнкор»? Объекты внимания юнкора.
Экскурсия в школьную библиотеку МОУ СОШ № 2 Дать представления о журналистике, журналисте, фотожурналисте, о значимости данной профессии во все времена;
Ввести понятия: фотоаппараты, диктофон, микрофоны, кепки с символикой, опорные карточки - символы, блокноты.
Узнали о местных газетах, телевидении. Дети, воспитатели 2.04 – 30.04
4 Развитие речи Чтение и просмотр газеты: «Светлые вести». Прочтение статьи о жизни нашего сада. Дети, воспитатели. 2.04 – 30.04
5 Социально – коммуникативное развитие. Сюжетно-ролевая игра «Журналисты», «Интервью».
Приём телефонных звонков Сюжетно-ролевая игра «Журналисты»
Игра «Угадайте, какая профессия у человека»
«Что лишнее?», «Я - журналист», «Самый интересный сюжет», «Горячие новости», «Это интересно».
Игра «Интервью» тема «наши игрушки»
Развивать познавательный интерес, воспитывать дружеские взаимоотношения. Развитие речи, раскрепощение детей. Формировать умение брать интервью у сверстников, задавать вопрос. Дети, воспитатели 2.04 – 30.04
6 Познавательное развитие, развитие речи. «Ты мне вопрос – а я тебе» - утренняя игра с родителями, блиц-интервью Проверить и обобщить знания детей о правильном поведении во время интервью, умении правильно строить предложение, умении выслуживать до конца, проявлять выдержку, умении читать модель последовательного задавания вопросов. Дети, воспитатели, родители 9.04 – 30.04
7 Познавательное развитие, СК развитие, речевое развитие Задание - командировка Продолжать учить брать интервью. Развивать интеллектуальные процессы и коммуникативные умения. Воспитывать самостоятельность. Дети, воспитатели, других групп. 9.04 – 30.04
Заключительный этап
8 Художественно – эстетическое развитие. Создание альбома:
«Семья – крепость моя» Проверить, углубить и уточнить знания детей о профессии журналист, корреспондент, фотожурналист. Воспитатели, дети, родители 26.04
9 Познавательное развитие. Выставка рисунков «Мой первый кадр» Развивать творчество. Дети, родители 29.04
Совместная деятельность детей и воспитателей.
Чтение диалога Н. Сладкова «Ласточка, латочка», «Лисица и еж», «Белка и медведь».
Драматизация диалога Крылова «Ворона и Лисица».
Беседа «Журналист-профессия творческая», беседа: «Кто такой журналист?», Беседа – игра: «Мы журналисты», Беседа – «Этикет телефонного разговора».
Просмотр презентаций по теме.
Изготовление атрибутов из бросового материала для с/р игр.
Самостоятельная деятельность детей.
1. Рассматривание иллюстраций, газет, журналов, тематических альбомов.
2. Самостоятельная творческая деятельность. Рисование по теме мой первый кадр.
Игровая образовательная деятельность «Мы журналисты»
Цель: Знакомство детей с профессией журналист.
Задачи:
• развитие наблюдательности к окружающему,
• совершенствование умения строить диалог,
• развитие психических познавательных процессов (слуховой памяти, словесно-логического мышления, внимания)
Оборудование: микрофон, карточки, изображающие человеческие эмоции.
воспитатель: Сегодня мы поговорим с вами о журналистах.
Чем они занимаются? Журналисты занимаются поиском наиболее значимых и важных событий, которые происходят в мире.
Как они рассказывают о них? Они рассказывают о них устно или письменно – в газетах, журналах или на телевидении и радио.
Что должен уметь журналист? Он должен много знать, хорошо говорить, писать, запоминать.
Зачем журналисту хорошая память? Он должен записывать и запоминать, то, что ему говорят.
Почему журналист должен быть наблюдательным?
Журналист описывает события. Он много видит и должен не пропустить ни единую деталь, иначе события окажутся не достоверными.
Игра «Острый глаз»
воспитатель предлагает детям ответить на вопросы о том, что они видели: «Какого цвета футболка у Лизы», «Сколько картин в кабинете» и т. д.
воспитатель: Чтобы описать событие в газете или журнале, журналист должен знать много слов русского языка. Проверить словарный запас помогут следующие задания:
1. Найти как можно больше слов, которые начинаются со звука «л».
Найди синонимы к слову «красивый» (очаровательный, прекрасный, великолепный)
2. Найти животных, название которых состоит из 3 букв (кит, кот, лев, лис, вол, бык т т. д.)
3. Скажи наоборот
чистый –
весело –
сладкий –
большой –
твердый –
белый –
теплый –
воспитатель : Журналист должен не только знать много слов, но и уметь правильно и понятно для слушателя строить предложения. В каждом предложении слова строятся в определенном порядке. Попробуйте построить предложение из следующих слов, переставив их местами:
- мама, магазин, конфеты, и, зашла, купила, в
- Оля, одежда, шкаф, убрала, в
- Саша, блюдце, котенок, молоко, в, налил
воспитатель: Журналист умеет правильно, кратко и понятно объяснять. Это мы проверим при помощи следующей игры.
Игра «Инопланетянин»
Ребенок выступает в роли инопланетянина. Он показывает предмет и просит объяснить, что это такое, остальные отвечают.
Игра «Рассеянный»
Ребенок выступает в роли Рассеянного, он забыл, как называется предмет и может только его описать, остальные должны отгадать о каком предмете он говорит.
воспитатель: Журналисту приходится общаться с незнакомыми людьми. Поэтому он должен понимать настроение своего собеседника по выражению лица и интонации, с которой он произносит ту или иную фразу. Я буду показывать фотографии людей, вы определите, какие чувства, эмоции испытывает этот человек.
Игра
Выбирается ведущий, который должен взять интервью у остальных детей. Они выбирают настроение, которое должны передать через ответы журналисту. Журналист, в свою очередь, должен определить настроение собеседника по интонации, с которой отвечают.
Игра «Дружеское интервью»
Ребенок садится в центр круга на стул. Остальные задают ему дружеские вопросы: «У тебя есть брат или сестра?», «Какое животное тебе нравится?» и т. д. пока все дети зададут вопрос, затем садится другой ребенок и игра продолжается.
Рефлексия
• Что должен уметь журналист?
• Какие задания вам понравились?
• Какие задания было трудно выполнять?
• В какие игры вы еще хотели бы поиграть?
Посещение библиотеки МОУ СОШ № 2
Цель экскурсии: знакомство с библиотекой и правилами поведения в ней.
В библиотеке детишек радушно встретила работник Марина Николаевна. Она ознакомила воспитанников с ассортиментом книг, рассказала о правильном обращении с книгой.
Выставка произведений различного жанра, организованная к приходу детей, заворожила своим разнообразием, яркостью. Библиотекарь рассказала о великом русском писателях, ознакомила с их творчеством, с произведениями, написанными для детей. Дети были поражаны многочисленностью книг и их разнообразием.
Дошкольники с большим интересом слушали рассказ о том, как правильно нужно обращаться с книгами, для чего нужны книги и как они создавались. Затем дети увлеченно рассматривали предложенные им новинки книг, выставку «Путешествие в книгоград». Больше всего ребятам понравилась викторина «По страницам любимых сказок». Экскурсия произвела на дошкольников огромное впечатление. Они теперь с нетерпением будут ждать, когда станут читателями этой библиотеки.
Чтение и драматизация диалога диалога Н. Сладкова «Ласточка, латочка», «Лисица и еж», «Белка и медведь».
Разгадывание ребусов по произведениям.
Сценка "Лиса и еж" (по рассказу Н. Сладкова)
Л. : Всем ты, Еж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу.
Ё. : А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?
Л. : Да не то чтобы некрасивый.
Ё. : Может я с колючками неуклюжий?
Л. : Да не то чтобы неуклюжий.
Ё. : Так какой же я такой с колючками-то?
Л. : Да какой-то ты, брат, с ними несъедобный.
Чтение и пересказ басни Ворона и Лисица по ролям.
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
"Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица, -
Ведь ты б у нас была царь-птица!"
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, -
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал - с ним была плутовка такова.
Блиц – игра «Журналист».
Детям раздавались карточки с изображением животных. Они их рассматри Второй вариант: дети сами выбирали себе карточку с изображением фруктов, овощей, подробно рассказывали о нем, брали интервью у остальных детей о значимости овощей и фруктов в нашей жизни, для жизни животных.
КТО ЧТО УСЛЫШИТ?
Цель: Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать фразовую речь.
Оборудование: Ширма, колокольчик, бубен, молоточек, «шумелка», барабан и т. п.
Ход: Воспитатель за ширмой по очереди издает звуки выше перечисленными предметами и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать.
Просмотр и чтение газет и детских журналов.
Итогом проектной деятельности стала выставка детских работ «Мой первый кадр».
Создание альбома «семья – крепость моя» захватила каждую семью. Дети с помощью мнемотаблицы брали интервью у родителей, подбирали к альбому картинки, соответствующие любимым семейным традициям и увлечениям.