Анджела Нешкарультына
Проект «Юный финансист»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования села Конергино».
Проект «Юный финансист».
Воспитатель: Нешкарультына А. Б.
Участники проекта воспитанники младшей группы, воспитатели, родители.
Срок реализации: 10 дней (2 недели)
Тип проекта : краткосрочный
Цель проекта : познакомить воспитанников и родителей младшей группы с основами финансовой грамотности на доступном уровне с помощью игр.
Задачи:
Публикация «Проект „Юный финансист“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Образовательные- привлечение внимания детей и родителей к вопросам финансовой грамотности с помощью игры «Я –знаю, зачем нужны деньги!». Вовлечение детей, родителей, воспитателей, младшей группы в работу проекта.
Информирование родителей о важности финансового образования детей.
Развивающие - формирование у родителей интереса к обучению своих детей основам финансовой грамотности с детства.
Ожидаемые результаты: благодаря использованным материалам, дети планируют и совершают покупку в магазине самостоятельно или с помощью родителей. Таким образом, дети осваивают базовые принципы использования финансов на личном опыте. Успешное вовлечение родителей и их активное участие в проекте.
План организации деятельности детей в рамках проекта :
1. Дидактическая игра «Какая бывает монета, деньги?». – знакомство с деньгами.
2. Сюжетно- ролевая игра «Профессии». Воспитывать интерес у детей к профессиональной деятельности взрослых.
3. Финансовая грамотность в дидактической игре «Деньги и предназначение».для детей младшего возраста.
4. фото презентация «Банк». Для чего нужны они. И домашние копилки.
Тема: финансовая грамотность детей младшего возраста.
Актуальность.
В настоящее время ребенок встречается с экономикой на каждом шагу. Дети узнают, что такое «деньги», «цена», «товар» и т. д. Первые знания о финансах дети получают в семье. Если родители сами не умеют правильно планировать свои расходы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, неверное мнение, не будет осознания, что денежные средства зарабатываются собственным трудом и нужно уметь правильно ими распоряжаться. Как правило, в возрасте трёх лет дети начинают понимать различия в стоимости товаров, разбираться в видах профессиональной деятельности. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить иному отношению к семейным финансам, если он привык к определенной системе поведения. У детей нужно поэтапно формировать основы финансовой грамотности, но не делать все за него. В формировании основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста на первый план ставится усвоение таких нравственных понятий как честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь. Ориентироваться в экономическом пространстве современного мира дошкольникам помогут полученные знания, посредством дидактических материалов, которые соответствуют возрастным возможностям.
-Финансовые решения мы принимаем ежедневно: расплатиться ли банковской картой, купить пылесос в кредит или застраховать квартиру от пожара.
Финансовая грамотность помогает решать текущие задачи, осознанно принимать финансовые решения и понимать их последствия, не попасть в беду
- Но человек живет не только сегодняшним днем, он планирует, проектирует свою жизнь.
-Для реализации долгосрочных планов человеку нужны деньги. Распоряжаясь ими, приходится выбирать, реагировать на жизненные вызовы, двигаться вперед в условиях неопределенности. Финансовая грамотность облегчает нам достижение поставленных жизненных целей.
Умения (навыки).
Самые важные общие умения (навыки, которыми владеет финансово грамотный человек :
- Умение считать – оценивать порядок величин, сопоставлять затраты, объемы и цены, оценивать суммарные значения.
-Умение выбирать - находить нужную информацию, определить важное и отказаться от второстепенного, расставлять приоритеты.
-Умение планировать - структурировать свои задачи, распределять ресурсы и возможности, видеть конечную цель своих действий.
Так же нужны разнообразные специальные навыки, например, умение разговаривать с банковскими сотрудниками или читать договор, выделяя наиболее существенную информацию.
Кто такой финансово грамотный человек?
Смотрит вперед, прогнозирует и планирует свою жизнь.
Живет не только сегодняшним днем, но и думает о будущем, ставит перед собой цели.
Анализирует различные варианты действий.
Реалистично оценивает свои возможности.
Принимает взвешенные решения и оценивает их последствия.
Несет личную ответственность за результаты своих действий.
Умеет адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.
Обладает необходимыми знаниями, навыками и установками
Формирование этих качеств должно происходить с детства!
Финансовая грамотность это взаимосвязь всех трех компонентов (знаний, навыков и убеждений).
Игры имеют массу преимуществ : ориентированы не только на знания, но и на формирование установок и тренировку навыков.
Они эффективны для преподавания финансовой грамотности (могут имитировать реальную жизненную ситуацию для дошкольников, создавая условия для приобретения собственного опыта).
Воспитатель при этом выполняет роль тьютора, который помогает ребенку, находится с ним в постоянном взаимодействии и делится своим опытом, рассказывает сначала о том, что близко и понятно, а затем, о том, что абстрактно и сложно.
Так же были проведены дидактические игры по ознакомлению с профессиями: «Кому что нужно?», «Едем на работу», «Оденем куклу на работу», «Собираемся на работу». Были прочитаны стихи по ознакомлению с профессиями. Например: П. Образцова «Лечу куклу»; В. Степанова «Продавец», «Шофер»; Б. Заходер «Портниха»; В. Маяковский «Кем быть», «Чем пахнут ремесла» и др.
Этапы работы над проектом :
1 этап - подготовительный
1. Изучение справочной, методической литературы, интернет ресурсов.
2. Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Юный финансист».
3. Подбор мультфильмов, презентаций, художественной литературы для детей по выбранной тематике.
4. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта с помощью родителей.
2. этап – Основной
Реализация проектных мероприятий :
-Беседа: «История денег» с показом презентации.
-Дидактическая игра «Деньги и их предназначение».
- Беседа: «Зачем нужно работать» (значение денег в жизни человека). Сюжетно- ролевая игра «Профессии».
-Просмотр мультфильмов: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Простоквашино. Клад».
- Беседа «Банк, не банка». Фото презентация «Банк». Для чего нужны они. И домашние копилки.
3. этап – Заключительный.
Рефлексия - Контрольные закрепляющие вопросы в конце игр – занятий.
Что я узнал…
Я научился…
Мне понравилось. Игры по теме.
2 этап – Основной.
1. Непосредственная образовательная деятельность с детьми младшей группой.
Тема: «История денег»
Метод: беседа, нетрадиционное рисование (монетами, обведения предмета)
Направленность –познавательное, речевое, художественно- эстетическое направление.
Задачи:
Образовательные- научить детей понимать назначение денег; их необходимость в жизни человека; активизировать словарь детей (деньги, купюра, монета).
Развивающие - активизировать словарь детей закрепить знания детей о внешнем виде современных денег, что деньги бывают бумажные и металлические. Учить обводить предметы.
Воспитывающие - научить детей понимать назначение денег; их необходимость в жизни человека;
Виды детской деятельности: беседа с показом презентации, игровая, коммуникативная, продуктивная.
Материал: Презентация «История денег», деньги (бумажные, металлические, альбомные листы, карандаши.
Ход НОД.
Воспитатель спрашивает детей «Что такое деньги?» (дети отвечают). Воспитатель предлагает им посмотреть презентацию «История денег».
Воспитатель : А я вам принесла в кошелечке деньги. Давайте рассмотрим их вместе (дети рассматривают купюры).
Воспитатель: Какие бывают деньги? (бумажные и металлические). (дети рассматривают, щупают деньги).
Металлические деньги, какой формы? (круглые, а бумажные (прямоугольные).
Воспитатель: Давайте вместе с вами нарисуем наши собственные деньги. (дети обводят круглую монету).
Минутная пауза: «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (загибаем пальцы)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный) Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)
Воспитатель: Покажите мне, сколько у кого получилось денег? (много). Молодцы!
Рефлексия с мячом: Что я узнал…
Я научился…
Мне понравилось.
3. Непосредственная образовательная деятельность с детьми младшей группой.
Тема: дидактическая игра «Деньги и их предназначение».
Метод: беседа, игра.
Направленность –познавательное, речевое направление.
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей младшего возраста.
Задачи:
Образовательные - Расширять представления детей о деньгах и статьях расхода семейного бюджета;
Развивающие- Развивать коммуникативные качества детей,
Воспитывающие - умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
Ожидаемый результат:
По завершению игры:
• Дети приобретают первичные экономические знания;
• Используют в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, (деньги, цена, товар);
Ход НОД.
Дети вспоминают с воспитателем С. Михалков «Как старик корову продавал».
Воспитатель: Что делал старик? Значит он отдал свою корову за деньги. Это значит расход. Сейчас мы узнаем, что такое доходы и расходы, сбережения. Сбережения – от слова «беречь». Дети крутят стрелки часов расходов
(магазин, аптеки и т. п., называя при,этом куда можно потратить деньги. Мы отдаем деньги, значит их тратим – это расход. А если мы их копим, ни куда не тратим, ни чего не покупаем –это значит сбережения.
Динамическая пауза «Самолет». Мы накопили много денег и теперь можем отправится в путешествие на самолете. (дети имитируют полет на самолете).
Воспитатель: Посмотрите на стол, что лежит на столе (монеты) (Дети рассматривают деньги). Сколько монет у нас? (много).
Воспитатель: Давайте наши монеты положим в банк, чтобы накопить их на отпуск. (проводится сюжетно – ролевая ситуация «Банк».
Рефлексия с мячом: Что я узнал…
Я научился…
Мне понравилось.
Делается вывод о важности уметь правильно распределять свои денежные средства.
4. Непосредственная образовательная деятельность с детьми младшей группой.
Тема: «Сбережения и расход»
Метод: беседа, нетрадиционная лепка (штампы - печатки)
Направленность –познавательное, речевое, художественно- эстетическое направление.
Задачи:
Образовательные- научить детей понимать слова (сбережения, расход) их необходимость в жизни человека;
Развивающие активизировать словарь детей закрепить знания детей о внешнем виде современных денег (круглые). Закреплять умение делать шарики и надавливать на них. .
Воспитывающие научить детей понимать назначение денег; их необходимость в жизни человека;
Виды детской деятельности: беседа с рассмотрением плаката «Деньги и расходы», игровая, коммуникативная, продуктивная.
Материал: плакат «Деньги и расходы», муляж денег (манеты, штампы - печатки штампы – печатки, пластилин.
Ход НОД.
Воспитатель с детьми ведет беседу по плакату. (метод вопрос- ответ).
Воспитатель : А я вам принесла в кошелечке деньги. Давайте рассмотрим их вместе (дети рассматривают монеты, закрепляя форму и размер).
Воспитатель: Какие бывают деньги? (бумажные и металлические). (дети рассматривают, щупают деньги).Металлические деньги, какой формы? (круглые, большие и маленькие.
Минутная пауза: «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (загибаем пальцы)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный) Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)
Воспитатель: что надо сделать, чтобы было много денег? (накопить).Давайте положим наши деньги в «Банк», чтобы накопить на отпуск. (проводится дидактическая игра «Банк».
Воспитатель: Пока наши деньги будут лежать в банке, давайте сделаем свои монеты из пластилина. Для этого нам понадобится пластилин и штамп – печатки. (дети лепят круги и штампами – печатками лепят монеты).
Рефлексия с мячом: Что я узнал…
Я научился…
Мне понравилось.
5. Непосредственная образовательная деятельность с детьми младшей группой.
Тема: сюжетно –ролевая игра «Профессии».
Метод: беседа, игра.
Направленность –познавательное, речевое направление.
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей младшего возраста.
Задачи:
Образовательные - Расширять представления детей о деньгах и о профессиях, познакомить о статьях расхода семейного бюджета;
Развивающие- Развивать коммуникативные качества детей.
Воспитывающие - воспитывать интерес у детей к профессиональной деятельности взрослых.
Ожидаемый результат:
По завершению игры:
• Дети приобретают первичные знания о профессиях;
• Используют в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, (деньги, цена, товар, профессии, работа);
Следующим этапом нашей работы была беседа о профессиях и о том, что каждый труд оплачиваем. Знакомство с профессиями мы проводили по следующей схеме:
1. Назови профессию (Кто продает в магазине? Кто строит дома)
2. Место работы. (Где работает)
3. Материал (инструменты, которые используются в процессе труда. (Что нужно продавцу)
4. Значимость и необходимость труда.
Воспитатель: теперь мы с вами заработали деньги и поедем на автобусе в магазин. Сделаем с вами покупки. Значит потратим их. (проводится сюжетно – ролевая ситуация «Автобус».
Воспитатель: мы с вами приехали в магазин. Я продавец сегодня, чтобы купить надо отдать деньги за товар. (проводится игровая ситуация «Покупки».
Воспитатель: Мы с вами сделали покупки, теперь надо нам вернутся домой. Автобус нас ждет.
Воспитатель: Вот мы с вами и дома. Что вам понравилось. Что мы узнали? (ответы детей»
3. этап – Заключительный.
Благодаря использованным материалам, дети узнали, что такое деньги, для чего они предназначены. Познакомились с новыми словами (сбережения, банк, расходы, доходы и т. п.). весь проект был построен на игру.
Игры имеют массу преимуществ : ориентированы не только на знания, но и на формирование установок и тренировку навыков.
Они эффективны для преподавания финансовой грамотности (могут имитировать реальную жизненную ситуацию для младших дошкольников, создавая условия для приобретения собственного опыта).
Воспитатель при этом выполняла роль, тьютора, который помогал ребенку, находится с ним в постоянном взаимодействии и делится своим опытом, рассказывала сначала о том, что близко и понятно, а затем, о том, что абстрактно и сложно. Детям и родителям понравился проект.
Работа с родителями по проекту :
Родители активно приняли участие в проекте. Дома с детьми вели беседы и закрепляли основные понятия (деньги, работа, доход, расход, сбережения, магазин и т. п.). Ходили с ребенком в магазин и ребенок сам делал покупки за деньги.
-Итылькеу Вероника Сергеевна и Чагдурова Дарима Жаргаловна сделала деньги (большие и маленькие) для сюжетно – ролевой игры в «Магазин» и «Банк».
-Володько Эмилия Николаевна нарисовала плакат «Деньги и расход» для беседы «Деньги и их предназначение».
-Мамышев Олег Эдуардович сделал из дерева штамп -печатки для работы с пластилином «Печатаем монеты».