Наталья Панченко
Проект «Юные туристы»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта
1. Название проекта: «Юные туристы»
2. Автор проекта: Панченко Наталья Геннадьевна, инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад №2» города Сосновый Бор.
3. Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, воспитатель-эколог, родители детей.
4. Возраст детей: 6-7 лет.
5. Сроки реализации проекта: 2017-2020 учебный год.
6. Вид проекта: информационно-творческий
7. Тип проекта: долгосрочный
8. Форма проведения: коллективный проект.
Обоснование.
Публикация «Проект „Юные туристы“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Туристический поход. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
Одной из задач, утверждаемых Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Недаром выдающийся педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в знаниях, вера в свои силы. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.
«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие физических дефектов и болезней» - так трактует определение «здоровье» Всемирная Организация Здравоохранения
Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения приобретает все большую актуальность. В настоящее время в России уровень отклонения в состоянии здоровья детей возрастает с каждым годом.
Актуальность:
Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния дошкольников, к их общекультурной готовности при переходе из детского сада в общеобразовательную школу. В связи с этим активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей, средствами физической культуры, которые могли бы повышать не только физическую подготовленность, но и одновременно развивать умственные, познавательные способности и готовить их к жизни.
В системе мероприятий, направленных на укрепление здоровья, важное место принадлежит туристским прогулкам. «День, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его здоровья», писал Г. А. Сперанский. Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, повышают иммунитет ребенка. В походе дети получают солнечные и воздушные ванны, что благотворно действует на весь организм, повышает тонус нервной системы и увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, в процессе туристской прогулки расширяется кругозор детей, познавательные психические процессы, воспитываются патриотические чувства и положительные черты характера.
Следует подчеркнуть, что реализация современных ориентиров образования возможна только на прочном духовно-нравственном фундаменте, в котором чувство любви к Родине, чувство патриотизма играет ключевую роль. Туристско-краеведческая деятельность дошкольников является важным средством получения знаний о родном крае, изучение его природы, истории, быта. С давних времен в отечественной педагогике (К. Д. Ушинский, А. П. Флёриной, А. П. Усова) проповедуется главный принцип: воспитывать детей на искусстве того края, где живёт человек. Познать и полюбить свою малую Родину. В наши дни этот принцип является ключевой идеей региональной концепции воспитания.
Важно отметить, что детский туризм зарекомендовал себя, как эффективная форма активного отдыха, которая позволяет при минимальных затратах времени, увеличить резервы здоровья; восстановить силы, работоспособность, расширить функциональные возможности детского организма, обогатить двигательный опыт, пополнить объем знаний в области физической культуры, туризма, краеведения.
Туризм предполагает выход на природу, значит, включает в себя наблюдение за окружающим миром, сезонными изменениями в нём; установление взаимосвязей в окружающей среде. Незаметно для себя ребёнок вовлекается в исследовательскую деятельность, у него активизируются познавательные и мыслительные процессы, формируется умение систематизировать, обобщать, делать выводы и умозаключения. Возникает желание делиться своими впечатлениями с друзьями и взрослыми. Получают развитие все стороны речи; формируется умение пользоваться монологической и диалогической речью, совершенствуется эмоциональная сфера. Прививаются основы экологических знаний, закрепляется умение применять правила безопасного поведения в походе. Формируется желание беречь и охранять природу.
Цель: Организация системы работы дошкольного учреждения по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у воспитателей, родителей, детей в процессе организации занятий пешим туризмом.
Оздоровительные задачи:
- Укреплять сердечно сосудистую систему.
- Совершенствовать физические качества ориентировку в пространстве.
- Совершенствовать основные виды движений.
Образовательные задачи:
- Формировать представления о временах года, об изменениях в природе.
- Расширять знания о правилах поведения в природе, об охране окружающей среды.
- Учить пользоваться картой, самостоятельно выполнять поставленную задачу, оценивать результат своей деятельности.
- Учить систематизировать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные задачи:
- Формировать представления о справедливости, честности.
- Воспитывать умение работать в группе, коллективе.
- Воспитывать умение оказывать помощь, внимание к ближним, их переживаниям и радостям.
- Формировать навыки самообслуживания, самоконтроля.
- Воспитывать аккуратность, ответственность, бережному отношению к снаряжении и спортивному инвентарю.
- Воспитывать любознательность, морально-волевые качества, выдержку, настойчивость в достижении положительных результатов, организованность, самостоятельность, наблюдательность.
Ожидаемые результаты:
В результате нашей работы у детей будет сформировано осознанное отношение к своему здоровью; дети научаться способам оказания доврачебной помощи, ориентирования на местности, бережному отношению к растительному и животному миру, укрепят все группы мышц, улучшат координацию движений, ориентировку в пространстве, силу и выносливость. Повысят экологическую культуру.
Родители больше будут заботиться о здоровом образе жизни, познакомятся с элементами детского туризма, как средством совместного здорового семейного отдыха; получат знания о простейших навыках безопасного туризма, получат дополнительные педагогические знания по вопросу физического воспитания дошкольника, научатся проводить совместные подвижные и спортивные игры с ребенком. Увеличиться посещаемость спортивных мероприятий, спортивных секций вне детского сада.
Этапы реализации проекта
На 1 этапе: мы накапливаем знания о туризме. Оздоровительная роль туризма: как мы путешествуем семьёй, словарь юного туриста, фотовыставки, встречи с туристами школ, экскурсии. От познавательных посещений городского дома туристов «Ювента» - беседы, игры, загадки, стихи, переходим к формированию умений лазанье по канату, шесту, гимнастической стенке, верёвочной лестнице. Упражнения в висах и упорах; подтягивание. Упражнения в парах. С эспандером, на тренажерах, велосипедах. Переправа по бревну. Метание в цель, в даль, с утяжелителями 200 гр. - 1 кг. Укладка рюкзака. Компас и карта.
На 2 этапе: организуем совместные прогулки с родителями, «Путешествие в парк Белые пески». Формируем первоначальные туристические навыки: правила поведения туристов в походе, основы безопасности, оказание первой помощи в походе, ориентирование по плану-карте, обозначь на карте-схеме, где ты находишься, обозначь на карте ориентиры, которые прошли, определение расстояния на местности на глаз, “Найди клад”. Лыжная подготовка туриста.
Проводим специальные виды упражнений: эстафеты туристические, эстафеты с лазанием, перетягивание каната, вытолкни из круга, челночный бег на подъёме и спуске, подъём и спуск с горы бегом, на лыжах. Быстрая ходьба по 6 человек с переноской «пострадавшего» (зайца 6 кг - 10 м.)
На 3 этапе: продолжаем формирование туристических навыков. Песни, речёвки, кроссворды, игры по технике туризма. Вязка узлов, виды костра, переноска пострадавшего, обработка ран, наложение повязок; топографическая подготовка туриста, преодоление естественных препятствий в походе, виды переправ. Организация страховки и само страховки. Спуск, подъём, узлы. Ходьба, длительный бег, бег с препятствиями, по пересеченной местности. Круговая тренировка, эстафеты: “К походу готов”, “Мы спасатели”. Челночный бег с максимальной скоростью. Основы безопасности в природной среде.
На 4 этапе закрепляем полученные туристические навыки: подготовка снаряжения “Что возьмём с собой в поход”, укладка рюкзака, личное снаряжение и уход за ним, установка палатки, разработка маршрутов, план местности, туристические знаки, установка палатки, составление меню. Передвижение с рюкзаком вес 500 г. – 1 кг. по пересечённой местности 2 км. Способы транспортировки пострадавшего. Лазание по верёвочной лестнице, скальной стенке, преодоление навесной переправы, оказание первой помощи в походе. Определение по деревьям, муравейнику, где север, юг. Полоса препятствий туристов. Организация биваков и охрана природы. Виды туристского ориентирования. Виды туризма – фото презентации; походы с родителями, книжки-раскладушки, стенгазеты, осенняя выставка-конкурс из природного материала.
Календарный план реализации проекта:
Октябрь
• «Поход выходного дня с семьёй» - родители
• Экскурсия в ДДЮТиЭ «Ювента» - воспитатель, инструктора, методист ДДЮТиЭ «Ювента»
• Что такое поход? - инструктор ФК, воспитатель (Мультфильмы «Ох и Ах идут в поход», «Поход» про Лунтика
• Кладовая Осени - воспитатель-эколог
Ноябрь
• Эколого-туристский поход - инструктор ФК, воспитатель, воспитатель-эколог
• Походная стенгазета- воспитатель, дети, родители
• Виды туризма – видео-презентация - инструктор ФК
• Осенняя выставка из природного материала – дети, родители, воспитатель
Декабрь
• Что делать, если ты поранился? - инструктор ФК
• «Мы спасатели» - спортивный праздник - инструктор ФК
• Что такое спортивное ориентирование – инструктор ФК,
беседа с просмотром видеофильма
• «На приз Деда Мороза» - подготовка к городским соревнованиям - инструктор ФК, родители, дети
Январь
• Лыжная подготовка туристов - инструктор ФК
• «Новогодний стеклянный шар» – краеведческий поход к стеклодуву
• Зимняя природа - воспитатель-эколог
• Если хочешь быть здоровым - занимайся!- инструктор ФК
Февраль
• Путешествие по карте - инструктор ФК
• Как определить в лесу куда идти? - воспитатель-эколог, инструктор ФК
• Правила поведения в походе - воспитатель-эколог, инструктор ФК
• Экскурсия «Что такое скалодром?» в ДДЮТиЭ «Ювента» - инструктор ФК
Март
• Закаливание, гигиена туриста в походе - инструктор ФК
• «Гонка патрулей» - инструктор ФК, родители, дети
• Смешарики идут в поход - инструктор ФК
• Мемори «топографические знаки - инструктор ФК, воспитатель
Апрель
• «Космос» спортивные соревнования - инструктор ФК, воспитатель, воспитатель-эколог
• Техника вязания узлов - инструктор ФК
• «Космическое путешествие»-презентация-викторина, инструктор ФК, воспитатель, воспитатель-эколог.
• Краеведческий поход в музей - инструктор ФК, воспитатель, воспитатель-эколог
Май
• «День победы» - поход к городскому мемориалу - воспитатель, инструктор ФК
• Наблюдение за природой - воспитатель-эколог
• «В гости к Лесной Феи» поход в парк «Белые пески» - инструктор ФК, воспитатель, воспитатель-эколог
• Совместный поход с родителями на берег Финского залива - инструктор ФК, воспитатель, воспитатель-эколог, родители, дети.