Дарья
Проект «Это насекомое — бабочка»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Галановский детский сад»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема: Это насекомое- бабочка»
Выполнил: Машков Савелий, 5 лет
Воспитатель: Машкова Дарья Сергеевна
2018 год
Содержание
1. Введение…. 2 – 3 стр.
2. Основной этап: …. 4 – 6 стр.
2.1 Как появляются бабочки.
2.2 Строение бабочки.
2.3 Чем питаются бабочки.
2.4 Какую пользу приносят бабочки?
Публикация «Проект „Это насекомое — бабочка“» размещена в разделах
- Бабочка. Все о бабочках для детей
- Бабочки. Проекты, планы, тематические недели
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
2.5 Жизненный цикл. Почему нельзя брать бабочек в руки?
3. Мои исследования:…. 7 – 8 стр.
• Форма крыльев бабочек.
• Сколько разновидностей бабочек вообще?
• Приносят ли бабочки вред?
• Анкетирование в группе.
4. Заключение…. 9 стр.
5. Литература …. 10 стр.
6. Творческие работы детей… 11 – 12 стр.
7. Приложения…. 13 – 17 стр.
8. Рассказы и стихотворения о бабочках…. 18 – 21 стр.
То взлетит, то крылья сложит,
То расправит их. Похожа
На порхающий цветок
В летний солнечный денёк.
1. Введение
Однажды весенним, теплым днем я играл в песочнице и вдруг увидел красивый цветок, я захотел его сорвать и подарить маме, но вдруг цветок улетел. В разочаровании я подошел к маме и рассказал о таком чуде как летающий цветок. Мама меня выслушала и сказала мне, что это был не цветок, а бабочка. И с тех самых пор я заинтересовался этими маленькими и красивыми созданиями. Я стал их рассматривать и мне захотелось узнать больше о бабочках. Изучению этих красивейших насекомых посвящен мой проект.
Цель проекта : Изучение основных особенностей строения, жизни и развития бабочек.
Задачи:
• Узнать из различных источников о видах, развитии и жизни бабочек ;
• Понаблюдать за жизнью бабочек и узнать в чем их польза и вред;
• Провести опрос среди ребят моей группы и сделать выводы.
• Рассказать о своем исследовании.
Актуальность:
Бабочки - щедрый дар природы и самые красивые насекомые на Земле. Они как будто ожившие цветы. В нашей стране можно встретить поистине красивых бабочек, наделенных от природы чудными узорами или необычными формами. Интересно и то, что в такую красавицу бабочка превращается из непривлекательной гусеницы. Учёные долгое время не могли понять, что гусеница и бабочка – это одно насекомое. Только в 17 веке было научно доказано, что гусеницы – это стадия развития бабочки. Не будь их, насколько беднее были бы наши весна и лето. Но бабочки, как и все другие живые существа, нуждаются в охране и защите. Наблюдение за жизнью и развитием бабочек расширяет кругозор детей и развивает чувство прекрасного.
Гипотеза 1: Бабочка в своем развитии проходит несколько стадий превращений.
Гипотеза 2: Бабочки очень красивые и разнообразные, встречаются очень часто, радуют нас и приносят пользу.
Объект исследований: бабочка.
Предмет исследования: процесс развития бабочки.
2. Основной этап
2.1. Как появляются бабочки?
Вот так выглядят под микроскопом яйца, которые откладывают бабочки.
И из этих яиц появляются гусеницы. Личинки некоторых бабочек после съедают скорлупу своего яйца вещества входящие в ее состав, очень помогут им в дальнейшем развитии. Гусеница может отличать свет от темноты, день от ночи. Сильные челюсти гусеницы все время что-нибудь жуют. Гусеницы не могут дышать через рот, они дышат через отверстие по бокам брюшки. Когда гусенице пора превращаться в бабочку, она прикрепляется к листику или веточке и висит вниз головой. Из своего рта она выпускает тоненькую ниточку, которую наматывает на себя и получается куколка. Куколкой называется домик. В куколке гусеница превращается в бабочку. И бабочка начинает вылезать из своего домика, который ей становится уже не нужен. Потом она может летать. (Прил. 1)
2.2. Строение бабочки
Бабочки имеют : 1- брюшко, 2- грудь, 3- голова с усиками, 4 – хоботок, 5- передние средние и задние ноги, 6 - первая и вторая пара крыльев. У всех бабочек шесть ног, хотя у некоторых хорошо видны только четыре ноги –
еще две очень маленькие и их трудно разглядеть.
У бабочки четыре крыла два передних и два задних. Передние и задние крылья могут работать независимо.
Бабочка очень интересно устроена. У бабочки есть усики – антеннки, они нужны для того, чтобы дотрагиваться до предметов и чувствовать запахи. Бабочка так же может смотреть в разные стороны одновременно.
2.3. Чем питаются бабочки?
Вкус эти насекомые чувствуют ногами. Если бабочка встанет на нектар, то она сразу почувствует его вкус, и если он ей понравится, то она развернет свой хоботок и начнет пить нектар. Хоботок-это такая трубочка, через которую бабочка может пить нектар из цветов. Вывод: бабочки питаются нектаром. Если же бабочка проснулась ранней весной, когда цветы еще не раскрылись, она может, полакомится сладким березовым соком или кленовым соком. Вот и все, чем питается бабочка.
2.4. Какую пользу приносят бабочки?
Бабочка украшает природу, радует нас сочетанием красок. Я узнал из книги «Жизнь животных», «Насекомые», что эти насекомые не только украшают наши луга и поля, но например гусеницы бабочки тутового шелкопряда дарят людям тончайшие нити, из которых получают натуральный шелк. А еще бабочки опыляют цветковые растения. Тело и крылья этих красавиц покрыто мельчайшими чешуйками, эти чешуйки разного цвета, и они как цветная мозаика, создают узор на крыльях и теле. У бабочки нет костей, зато ее тело имеет твердую оболочку.
2.5. Жизненный цикл. Почему нельзя брать бабочек в руки?
Не стоит их брать в руки, поскольку чешуйчатый слой, который покрывает крылья, крайне легко повредить. И хорошо, если вы испортите только рисунок, однако чаще всего повреждается верхний слой, из-за которого бабочка не сможет летать. Рассматривать бабочек лучше издалека, во всяком случае, не нужно брать их в руки. Сколько живут бабочки, сложно ответить однозначно: некоторые из них два, а есть бабочки, которые живут всего несколько недель или часов. Все зависит от вида бабочки. А есть и долгожители, живут до 1 года. К ним можно отнести Монарха (до 8-9 месяцев) и Лимонницу (до 1 года).
Вывод: Давайте беречь красоту природы - бабочек!
3. Мои исследования:
1-е исследование: когда я рассматривал бабочек, то заметил, что у них разная форма крыльев. (Прил. 2)
Крылья бывают широкие или длинные, толстые или тонкие, круглые или угловатые, тупые или острые, с ровными краями или зазубренные, стебельчатые или без стебелька.
Вывод: не все бабочки имеют одинаковую форму крыльев.
2-е исследование: всех бабочек подразделяют на две группы: дневные и ночные. Дневные бабочки яркие, а ночные серые, темные. Дневных и ночных бабочек отличают по усам. (Прил. 3)
Вывод: цвет зависит от условий проживания и вида групп.
3-е исследование: Сколько разновидностей бабочек вообще?
Оказывается бабочки – это чешуекрылые (чешуя и крылья). Чешуекрылые являются одной из крупнейших групп насекомых, включающей в себя более 157 000 видов. На территории России встречается 2166 родов и 8879 видов. Чешуекрылые являются весьма разнообразными, а большинство их видов плохо изученными. Посмотрите, какие красивые и разные бабочки! (Прил. 4)
4-е исследование: Приносят ли бабочки вред?
Иногда бабочки приносят и вред. Например: гусеница поедает листья растений. Некоторые личинки такие прожорливые, что могут съесть весь лист. (Прил. 5)
После того что я выяснил и узнал о бабочках с помощью мамы и воспитателя Дарьи Сергеевны, мы решили узнать что знают о бабочках мои друзья. Для этого предложили ответить на 4 вопроса. В анкетировании принимало участие 10 человек. (Прил. 6)
Можно сделать вывод, что мои друзья очень мало знают о бабочках. Поэтому я могу им рассказать и показать. Для этого мы создали стенд «Это насекомое – бабочка».
Заключение
Мои гипотезы подтвердились. Бабочка в своем развитии проходит 4 стадии превращений. Яйцо - личинка или гусеница – куколка – бабочка.
Бабочка очень красивая, поэтому радует нас и приносит пользу, а гусеницы еще и вред. Надо беречь это хрупкое и прекрасное создание!
Мне было интересно проводить исследования. Я подробно узнал о строении и жизни бабочек, видах. Меня они так вдохновили, что я с не терпением буду ждать следующего лета и продолжу изучать эти прекрасные создания природы.
Мою работу можно использовать на занятиях: ознакомление с окружающей природой, изобразительное искусство, развитие речи. Множество стихотворений, рассказов про бабочек, и конечно мама помогали мне проводить исследования и оформлять работу. Большое им спасибо!
Литература
1. Насекомые. Полная энциклопедия.
2. Эксмо, Москва 2010-256с. :ил.
3. Жизнь животных. В 7-ми тонах. Членистоногие. 2-изд. ,перераб. -М Просвящение,1984.-463с. ,ил. ,32л ил.
4. Энциклопедический словарь «Бабочки или чешуекрылые»
5. Ф. А. Брогауза и И. А. Ефрона.
6. https://www.thebabochka.ru/2009/09/02/razvedenie- babochek.html
7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Vanessa_atalanta
8. scribd.com›doc/51034920/Чешуекрылые-—-Википедия
Приложение
Приложение № 1 «Как появляется бабочка»
Как появляются бабочки?
Приложение № 2 «Формы крыльев бабочки»
Приложение № 3 «Ночные и дневные бабочки»
Приложение № 4 «Разнообразие бабочек»
Чешуекрылые являются одной из крупнейших групп насекомых, включающей в себя более 157 000 видов. На территории России встречается 2166 родов и 8879 видов.
Приложение № 5 «Вред гусениц»
Приложение № 6 «Анкетирование»
Вот какие вопросы и ответы.
1. Когда появляются бабочки?
Летом – 5 чел.
Весной – 3 чел.
Не знаю – 2 чел.
2. Как появляются бабочки?
Из гусеницы - 3 чел.
Из кокона - 2 чел.
Не знаю – 5 чел.
3. Какие бывают бабочки?
Не знаю - 5 чел.
Разные – 5 чел.
4. Чем питаются бабочки?
Не знаю – 2 чел.
Травой – 6 чел.
Нектаром и пыльцой – 2 чел.
Творческие работы детей
Работы из пластилина:
пластилинография
Работы красками:
Работы из соленого теста:
Аппликации:
Рассказы и стихотворения о бабочках.
Сб. Детские рассказы. Чудеса Ярославушки. Бабочка
Татиания
Бабочка.
После выхода на пенсию бабушка Таня купила себе недорогой фотоаппарат. Она не умела с ним обращаться, поэтому первой осваивала его Ясенька. Бабушка разрешала ей брать на улицу и фотографировать чудеса. И в этот солнечный, летний денек Ярослава решила отыскать очередное чудо, вооружилась бабушкиным фотоаппаратом, надела босоножки и вышла во двор. Она сфотографировала свою куклу, сидящую на скамейке, её коврик, платьице, миску щенка, ванну с водой, она фотографировала всё, что попадало в её поле зрения. И, вдруг, она увидела, что на зеленый коврик села красивая, обворожительно-красивая бабочка. Крылья ее не трепетали, усики не шевелились.
- "Устала бедная, как тихо-то сидит, - проговорила бабушка про бабочку, выйдя на крылечко, - а ты, что замерла, она ведь фотографироваться к тебе прилетела. Наверное, только родилась, наряд, какой яркий, новый. Вот ведь какие модницы! Нам приходится шить, а им матушка-природа такой наряд с рождения дает".
- А, что у них тоже есть день рождение, они его отмечают, им тоже торт покупают?
- Да нет, они ведь сами волшебницы, вот перед тобой такая красота, глаз отвести не можешь, а бабочку зовут огневка, а знаешь, до этого она какая была, ты бы даже не подумала, что из этого существа появляется бабочка.
- Покажи, пожалуйста, баб, - стала упрашивать Яся свою бабушку.
- Хорошо, как только придет Санечка, я его попрошу, чтобы он тебе это существо нашел, - и она ушла в дом.
А Яся продолжала наблюдать за бабочкой, которая, посидев на коврике, взлетела, взмахнув своими огненными крылышками, и улетела. Санечка пришел домой из леса он собирал малину в лесу. Бабушка позвала Ярославу попробовать ягоды, когда девочка сама достала ягоды из ведерка, она закричала: "Бабушка там гусеница, я не буду, есть эти ягоды, они с этими противными гусеницами".
- "Вот видишь, специально идти и искать то существо не пришлось, оно само к нам в гости пришло", - проговорила бабушка.
- " Ты это про кого, баб?" - спросила Яся.
- " Да я про твою бабочку? Вот из этих гусениц и появляются бабочки. Гусеничка очень много кушает, несколько раз меняет свою кожицу и вот наступает момент, когда она себя обматывает тоненьким клейким веществом и превращается в куколку, похожую на беззащитного младенца, завернутого в пелёночки, и ждет, когда произойдет волшебство - она превратится в прекрасную принцессу бабочку".
Аромат спелой малины привлекал Ясю, она достала гусеницу, прошептав ей: "Иди принцесса, я буду ждать, когда ты ко мне прилетишь"
Она еще долго обсуждала, какая бабочка появится из этой гусеницы, какие у нее будут крылышки, как Яся ее назовет, как будет дружить с бабочкой.
Только ни кто ей не стал говорить, что жизнь бабочек скоротечна.
Сказка про бабочку
Жила была на свете одна маленькая бабочка. Звали ее капустница, потому что крылышки у нее были белые, почти прозрачные, похожие на молодые капустные листочки. Занималась она тем, что перелетала с одного цветочка на другой и собирала пыльцу. Светило солнышко, пели птички, стрекотали кузнечики, и все вокруг было ярким и прекрасным. Но вот на небе появились тучки, и начался ливень. Бабочка попыталась спрятаться от дождя, но ее крылышки очень быстро намокли, стали тяжелыми, и бабочка упала на землю и осталась лежать в луже. Как ни пыталась она оторвать крылышки от земли, чтобы долететь до спасительного листочка, под которым можно было бы укрыться от дождя, ничего не получалось. Тут она увидела невдалеке жука.
- Помоги мне, пожалуйста. Мои крылышки совсем промокли, и я не могу оторвать их от земли.
Жук попытался приподнять бабочку, но у него тоже ничего не получилось.
- Придется еще кого-нибудь позвать на помощь. Одному мне не справиться, - сказал жук и пополз искать помощника.
Он увидел гусеницу, ползущую по стебельку цветка вверх под листик.
- Пойдем со мной, надо помочь бабочке, - крикнул жук.
- Сейчас, только развернусь, - ответила гусеница.
Она медленно развернулась, сползла вниз, и они вдвоем поспешили обратно к бабочке. Им удалось немного приподнять ее, но сил все-таки не хватило.
- Чем это вы тут занимаетесь? - Раздался вдруг чей-то голос.
Жук с гусеницей обернулись и увидели муравьишку.
- Пытаемся вытащить бабочку из лужи, - ответили они.
- Давайте я вам помогу. Раз, два, взяли, - командовал муравей, подпихивая под брюшко бабочки широкую палку. Им удалось приподнять бабочку.
- Еще немного, - кричал муравей.
Все поднажали и вытащили бабочку из лужи, помогли расправить ей крылышки.
- Спасибо, вам, большое. Помогли вы мне. Без вас я бы не смогла выбраться, совсем замерзла и заболела бы,- сказала бабочка. Затем она просушила на ветру свои крылышки, помахала ими на прощание жуку, гусенице и муравьишке и улетела опять на цветочек.
***
Бабочка капустница
Летать она искусница.
Маленькая белая
И такая смелая.
Села прямо на окошко,
Я подставила ладошку
И была ей очень рада,
А она летала рядом.
Косов В.
***
Бабочка мило порхнула,
Села на яркий цветок,
В сладкий нектар окунула
Крохотный свой хоботок.
Крылья - цветочки раскрыла -
Ими любуюсь стою.
Я про игрушки забыла,
Песню уже не пою.
Громко кричать перестану,
Братец мой тоже молчит.
Бабочку трогать не стану -
Пусть куда хочет летит.
Мелехова Л.
***
Бабочка проснётся летом.
Полюбуется рассветом.
Вальс станцует с ветерком,
Танго - с белым мотыльком.
Передаст привет цветочкам -
Разноцветным ангелочкам.
Не желая отдохнуть
Полетит в далёкий путь.
С ней отправятся подружки -
Пчёлки - труженицы, мушки.
Времечко пришло опять
Им цветочки опылять,
Чтобы новая весна
Посадила семена!
Н. Розбицкая