Елена Телицына
Проект «Семья — что это?»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
«Семья – что это?»
Средняя группа № 3 «Золотая рыбка» общеразвивающей направленности
Воспитатель:
Телицына Е. В.
Тема: «Семья – что это?».
Вид проекта : творческий, групповой, познавательный.
Длительность: краткосрочный, 1 месяц.
Участники:
• Воспитатели группы, младший воспитатель.
• Дети средней группы.
• Родители.
Возраст детей: 4 года.
I этап - целеполагание
Проблема: Что такое семья?
Публикация «Проект „Семья — что это?“» размещена в разделах
Актуальность: «Семья – это та самая среда, в котором человек учится, и сам творит добро» - В. А. Сухомлинский.
Для любого ребёнка на первом месте всегда стоит семья. Она является его защитой и опорой, средой, в которой малыш растёт. Семья является хранителем традиций, обеспечивает связь поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей.
С помощью этого проекта педагоги совместно с родителями, могут помочь детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к членам семьи, привить чувство привязанности к семье и дому.
Ответы детей
Что мы знаем?
• Аня: Семья – это мама, папа, дедушка, бабушка и ребёнок.
• Марианна: Семья нас любит.
Что хотим узнать?
• Саша Д. и Аня: Как в семье любят друг друга?
• Софа С. : Как появляется семья?
• Марианна: Как семья живёт?
Что нужно сделать для того чтобы узнать?
• Аня: Спросить у мамы, папы, бабушки.
• Софа Б. : Прочитать в книге.
• Софа С. : Посмотреть в интернете.
• Милана: Посмотреть по телевизору.
II этап - аналитический
Совместное планирование.
Работа с детьми:
Беседы по теме.
Чтение художественных произведений.
Обсуждение и проигрывание проблемных ситуаций.
Просмотр и обсуждение фрагментов мультфильмов.
Создание альбома творчества детей.
Материалы для организации творческой и познавательной деятельности.
Рассматривание иллюстраций и альбомов по теме.
Подбор книг для рассматривания.
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
Конструирование из различных материалов: Лего, строительный материал.
Дидактические игры и пособия: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, «Собери семью», «Найди различия», «Продолжи ряд», «Одень малыша на прогулку».
Трафареты и раскраски, материалы и инструменты для рисования и лепки.
Совместная игровая деятельность детей, воспитателя.
Составление перспективного плана реализации проекта.
Формы взаимодействия с семьей :
Познакомить родителей с проектом.
Привлечь к сотворчеству по теме проекта.
Разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия.
Сбор информации, художественной литературы, иллюстраций.
Папки-передвижки: «Семья в жизни ребёнка», «День матери».
Совместная творческая деятельность родителей и детей.
Совместный праздник «День Матери».
III этап - основной
Цель: Формирование у детей представлений о семье.
Задачи:
• Расширять знания детей о семье.
• Развивать наблюдательность, любознательность, память.
• Вызвать интерес детей к теме.
• Воспитывать любовь к близким людям.
Предполагаемый результат:
Дети:
• Дети имеют представление о семье.
• Получат знания о том, что состав семьи бывает разным и может изменяться.
• Познакомятся с семейными традициями.
Родители:
• Появится интерес к совместной с ребенком творческой деятельности в процессе проектной деятельности.
Педагоги:
• Установят более тесное взаимоотношение.
• Пополнят пособиями развивающую среду.
IV этап. Продуктивный
План реализации проекта
Мероприятие Сроки Цель
- Альбом сотворчества с детьми «Моя семья».
- Альбом «Генеалогическое дерево».
- Папки-раскладки «Семья в жизни ребёнка», «День матери».
- Выставка: «Я - человек».
- Выставка: «Моя семья».
- Выставка: «Генеалогическое дерево».
- Создание объекта: «Семья».
- Праздник с чаепитием: «День Матери».
-Сотворчество детей и родителей «Моя семья».
-Просмотр мультфильма «Мама для мамонтёнка». ноябрь
Расширение представлений детей о семье.
Установление более тесных взаимоотношений с родителями с целью совместного образовательного, эмоционального и творческого развития детей.
Образовательная область Виды деятельности Задачи
1. Физическое развитие Беседы: «Папа, мама, я»,
«Играем вместе».
Проблемная ситуация:
«Что будет, если мамы и папы не будут с нами играть в подвижные игры?»
Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Угадай, о ком говорю?».
Подвижные игры:
«Займи свой домик», «Ловишки».
Физминутка: «Кто живёт у нас в квартире?» (см. приложение)
Дыхательная гимнастика:
«Вырасти большой», «Большой и маленький».
Пальчиковая гимнастика: «Семья» (см. приложение) Приобщать детей к здоровому образу жизни;
Вызывать желание вести здоровый образ жизни.
Побуждать детей решать проблемные ситуации.
Совершенствовать умения быстро ориентироваться в изменившейся обстановке.
Закрепление знаний о видах ходьбы, бега, прыжков.
Развивать речевое дыхание.
Воспитывать дружные взаимоотношения между детьми.
2. Социально-коммуникативное развитие Беседы: «Что такое семья», «Кто живёт в моей семье?», «Мой дом».
Дидактические игры: «Собери семью», «Подбери пару».
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья», «Магазин посуды»,
«Мебельный магазин», «На приёме с ребёнком у детского врача».
Театрализованные игры:
«Три медведя».
Игровая ситуация: «С мамой и папой на прогулке».
Строительно – конструктивные игры: «Мебель для моей семьи», «Дом для моей семьи».
Трудовая деятельность:
«Накроем стол для обеда»,
«Дежурим в уголке природы».
Безопасность:
«Если остался один дома». Развитие у детей интереса к семье в процессе игр, бесед.
Развитие умения выбирать роль, выполнять в играх с игрушками несколько взаимосвязанных действий.
Побуждать у детей интерес к театрализованной игре, создание условий для ее проведения.
Формирование у детей трудовых навыков.
Способствовать развитию детской фантазии, воображению, памяти.
Закрепить правила собственной безопасности.
3. Познаватель-ное развитие Рассматривание: сюжетных картинок «Семья».
Альбом: «Моя семья».
Беседы: «Семья – что это?», «Мамочка любимая», «Кто живёт вместе со мной?», «Кем работает моя мама».
Рассказ воспитателя: «Самое главное для человека».
Наблюдение: за трудом няни.
Проблемная ситуация:
«Мамочка заболела…». Познакомить детей с составом семьи.
Дать общее представление о различиях между поколениями, побуждать детей выделять различия.
Формировать представление о воде, ее значимости в жизни живых существ и для здоровья человека.
Воспитывать у детей любовь к близким людям.
Побуждать детей решать проблемные ситуации.
4. Речевое развитие Свободное общение:
«Моя семья», «Мамочка любимая».
Рассматривание: книг и альбомов о семье.
Чтение: Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы», В. Осеева «Просто старушка», Я. Сегель «Как я был мамой», П. Воронько «Мальчик Помогай», Д. Габе «Моя семья», Толстой «Три медведя»;
стихотворений: «Семья – это мы», М. Шварц «Семья», О. Бандур «Воскресенье», Н. Самоний «Семья – большое счастье!», Н. Самоний «Мне бабушка сказала». (см. приложение)
Отгадывание загадок о семье. (см. приложение)
Пальчиковые игры:
«Семья», «Имена», «Наш малыш». (см. приложение)
Проблемная ситуация: «Малыш потерялся…» Стимулировать развитие речевого общения.
Обогащать и активизировать словарный запас.
Закрепить знания о том, что семьи бывают разные, их состав может меняться.
Побуждать детей слушать произведения без наглядного сопровождения, отвечать на вопросы.
Развивать интонационную речь, проговаривать простые и более сложные фразы.
Помочь детям понять содержание стихотворений, сказок.
Вызывать желание слушать стихотворения, сказки неоднократно.
Развивать интерес к рассматриванию иллюстраций в книгах.
5. Художествен-но-эстетическое развитие Лепка: «Посуда для мамочки», «Личико», «Дом для моей семьи».
Аппликация: «Подарок для мамочки».
Рисование: «Моя семья», «Букет для мамочки».
Конструирование: (из палочек Кюизенера) «Мой дом», «Моя семья», «Чашка для мамы».
Дидактическая игра: «Собери семью».
Слушание: песня: сл. Н. Денисов, музыка Е. Зарицкая «Радость моя»,
песня мамонтёнка из мультфильма «Мама для мамонтёнка», песня «Мама» в исполнении группы «Непоседы».
Пение: «Мамочка»
Танцы: «Вальс друзей», «Ты и я»
Музыкальные игры: «Угадай мелодию», «Громко – тихо запоём.
Просмотр мультфильмов:
«Мама для мамонтёнка»
Праздник «День Матери». (сценарий – см. приложение) Познакомить с различными приемами лепки.
Развивать навык аккуратного обращения с пластилином.
Способствовать развитию умения детей составлять из готовых форм задуманный образ.
Формировать умение правильно пользоваться кистью, наносить клей на детали из бумаги, пользоваться тряпочкой.
Развивать творческое воображение, фантазию.
Воспитывать аккуратность.
Формировать умение слушать музыкальные произведения, проявлять интерес к музыке.
V этап. Итоговый.
Итоговое мероприятие:
• Праздник «День Матери».
• Совместное творчество детей и родителей «Моя семья».
• Совместное творчество детей и родителей «Генеалогическое дерево».
Выводы:
В ходе реализации проекта дети, родители и педагоги расширили представление о семье, её значении в жизни человека.
Родители активно и с интересом включились в совместную работу с ребенком и педагогами.
Перспективы:
Дети:
• Пополнить альбом для рассматривания «Моя семья»
• Продолжать работу с детьми по теме.
• Продолжать подбор игр, иллюстраций, книг.
• Продолжать совместное творчество, используя различные материалы.
Родители:
• Продолжить совместное творчество родителей и детей.
• Продолжать беседы, консультации по теме «Значение семьи в жизни ребёнка».
• Пополнить уголок для родителей по данной теме: папки-раскладки, наглядный материал, уголок здоровья и т. д.
Педагоги:
• Продолжать работу по обогащению развивающей среды: пополнить картотеки, альбомы, наглядные материалы и т. д.
• Продолжать сотрудничество с родителями.
• Продолжать работу в совместном творчестве с детьми, используя нетрадиционные техники.
Приложение
Пальчиковые игры:
«Семья»
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
(Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого.)
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья.
(Энергично сжать руку в кулак несколько раз).
«Наш малыш»
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – наш малыш.
(Поочерёдно загибаем пальцы рук, начиная с большого).
«Имена»
И у бабушки есть,
И у дедушки есть,
И у мамы есть,
И у папы есть,
И у сына есть,
И у дочки есть,
(Поочерёдно загибаем пальцы рук, начиная с большого).
Чтобы его узнать –
Надо вслух назвать.
(Хлопки в ладоши).
Физминутка:
«Семья»
Раз, два, три, четыре, (хлопки в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (повороты в стороны)
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать (движения указательными пальцами рук).
Папа, мама, брат, сестрёнка,
Кошка Мурка, два котёнка,
Мой щегол, сверчок и я –
Вот и вся наша семья! (загибают поочерёдно пальцы на руке).
Загадки:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная. (семья)
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья)
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
— Всех милее наша. (мама)
Днем работает она,
Вечером она — жена,
Если праздник, она — дама,
Кто же это? — Моя. (мама)
Кто стирает, варит, шьет,
На работе устает,
Просыпается так рано? —
Лишь заботливая. (мама)
Фотография стоит
В золотистой рамочке,
Чей взгляд солнцем согревает?
Взгляд любимой. (мамочки)
Ты трудилась, ты устала
И совсем не отдыхала,
Буду солнышко просить
Утром в окна не светить:
— Не вставай так рано,
Не буди ты. (маму)
Кто любимей всех на свете?
И за всю семью в ответе?
От зарплаты до зарплаты
Что б мы делали без. (папы)
Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш. (папа)
Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, —
Это наш любимый. (папа)
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша. (бабушка)
Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш. (дед)
Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой. (братишка)
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая. (сестренка)
Мамы старшая сестра —
С виду вовсе не стара,
С улыбкой спросит: «Как живете?»
Кто в гости к нам приехал? (Тетя)
Кто же с маминой сестрой
Приезжает к нам порой?
На меня с улыбкой глядя,
«Здравствуй!» — говорит мне. (дядя)
Угостит всегда вареньем,
Стол накроет с угощеньем,
Лада наша ладушка,
Кто? — Родная. (бабушка)
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый. (дед)
Стихи о семье
«Семья – это МЫ»
Семья – это МЫ. Семья – это я,
Семья – это папа и мама моя,
Семья – это Павлик — братишка родной,
Семья – это котик пушистенький мой,
Семья – это бабушки две дорогие,
Семья – и сестренки мои озорные,
Семья – это крестный, и тети, и дяди,
Семья – это елка в красивом наряде,
Семья – это праздник за круглым столом,
Семья – это счастье, Семья – это дом,
Где любят и ждут, и не помнят о злом!
«Семья – большое счастье!»
У каждого на свете
Должны быть папа с мамой
— У тех, кто всех послушней,
И непослушных самых.
У каждого на свете
Должны быть братья, сёстры…
Чтоб жизнь была весёлой
И от улыбок пёстрой.
У каждого на свете:
Детишек, птиц, зверья,
Должны быть те, кто дорог
— Родимая семья!
У каждого на свете
Должны быть папа с мамой,
Семья большое счастье
— Подарок самый-самый! (Натали Самоний)
Семья
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили?
Получается семь человек,
Семь «Я»!
– А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит Во! – семья. (М. Шварц)
«Воскресенье»
Воскресенье — вот везенье!
Воскресенья так нужны!
Потому что в воскресенье
Мама делает блины.
Папа к чаю чашки моет.
Вытираем их вдвоем,
А потом мы всей семьёю
Чай с блинами долго пьем.
А в окошко льется песня,
Я и сам запеть готов,
Хорошо, когда мы вместе,
Даже если нет блинов. (Олег Бундур)
«Мне бабушка сказала»
Мне бабушка сказала:
-«Семья – всего дороже!»
А буля* – всех умнее,
Она ведь мама тоже.
Мне бабушка сказала:
«Семья – всего дороже!»,
Что злиться, обижаться
И ссориться – негоже.
Мне бабушка сказала:
-«Семья – всего дороже!»,
Что коль семья дружна,
То жизнь – стократ пригожей:
Что жизнь в сто раз прекраснее!
И с булей я согласная:
Семья всего дороже! (Натали Самоний)
Сценарий праздника «День Матери».
Дети под музыку змейкой заходят в зал, встают полукругом.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие наши мамы! В последнее воскресенье ноября мы отмечаем замечательный праздник – День матери. Наш праздник мне бы хотелось начать с притчи:
За день своего рождения ребенок спросил у Бога:
- Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать?
Бог ответил:
- Я подарю тебе ангела, который будет рядом с тобой. Он все тебе объяснит.
- Но как я пойму его, ведь я не знаю языка?
- Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.
- А как зовут моего ангела?
- Не важно, как его зовут, у него много имен. Но ты будешь звать его «МАМА».
ПЕСНЯ «МАМОЧКА»
1 реб. : Мама — это небо! Мама — это свет!
Мама — это счастье! Мамы лучше нет!
2 реб. : Мама — это сказка! Мама — это смех!
Мама — это ласка! Мамы любят всех!
3 реб. : Мама улыбнется, Мама погрустит,
Мама пожалеет, Мама и простит.
4 реб. : Мама — осень золотая, Мама — самая родная,
Мама — это доброта, Мама выручит всегда!
ТАНЕЦ «ТЫ И Я» (совместно с родителями)
Ведущий:
Воспитание ребенка –
Непростая работенка,
Нужно научить дитя
Всем основам бытия.
Чтоб ребенок одевался
И в искусстве разбирался,
Знал, что плохо, а что нет,
Развивал свой интеллект.
Детский садик – его мир,
Воспитатель в нем – кумир,
Помогает малышам,
Подменяя на день мам.
ПЕСНЯ «ДЕТСКИЙ САД»
ТАНЕЦ «ПЯТОЧКА – НОСОЧЕК» (совместно с родителями)
КОНКУРС ДЛЯ МАМ «ОДЕНЬ СВОЕГО РЕБЁНКА»
Ведущий:
Мамочек красивых, добрых и любимых
мы сейчас поздравим, песню им подарим!
ПЕСНЯ «ЁЖИК» - ЭЛЯ
Ведущий: Мальчишки, девчонки, вы не зевайте,
На «ВАЛЬС ДРУЗЕЙ» любимых мам приглашайте.
КОНКУРС ДЛЯ МАМ «ЗАПЛЕТИ КОСИЧКУ»
Ведущий:
На свете добрых слов не мало,
Но всех добрее и важней одно:
Из двух слогов, простое слово «МАМА»,
И нету слов дороже, чем оно.
Эй, мальчишки и девчушки, запевайте – ка частушки.
ЧАСТУШКИ
Вместе: Мы весёлые ребята,
Мы нигде не пропадём,
Если надо, мы станцуем,
Если надо – мы споём.
Девочки: У меня на сарафане,
Бантики, да бантики,
Скоро вырасту большая,
Берегитесь мальчики!
Мальчики: На окошке два цветочка,
Голубой, да аленький,
Я мальчишка боевой,
Хоть и ростом маленький.
Девочки: Мы частушек много знаем,
Все частушки разные.
Вы хорошие ребята,
А ладошки грязные.
Мальчики: Мы ребята боевые,
Мы вам спляшем и споём,
Приносите нам конфеты,
А мы чаю вам нальём.
Вместе: Мы частушки вам пропели,
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы вы похлопали.
Родители: 1. Маме дочка помогает,
В доме лихо подметает.
А потом денька четыре
Пыль столбом стоит в квартире.
2. Раз пошёл Алёша сам -
За крупой в универсам.
«Мама, а крупы там нет,
Мне пришлось купить конфет!»
ОРКЕСТР
Ведущий:
Мы подарок маме покупать не станем,
Приготовим сами, своими руками.
Можно вышить ей платок, можно вырастить цветок.
Можно дом нарисовать, речку голубую.
А еще расцеловать МАМУ ДОРОГУЮ!
(Дети дарят подарки)
ТАНЕЦ «ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА» (совместно с родителями)
Ведущий:
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках.
Самая прекрасная из женщин -
Женщина с ребенком на руках!
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Где она и будет жить в веках,
Самая прекрасная из женщин -
Женщина с ребёнком на руках!
ДОРОГИЕ МАМЫ, ПРИГЛАШАЕМ ВАС В ГРУППУ НА ЧАЕПИТИЕ.
Список используемой литературы
1. Веракса Н. Е., Васильева, М. А. «От рождения до школы»
2. Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. Тематическое планирование.
3. Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением».
4. «Формирование целостной картины мира», под редакцией Каушкаль О. Н., Карпеевой М. В.