Татьяна Исупова
Проект «Эта величавая Хохлома». Знакомство с росписью, ее историей возрождения
▼ Скачать
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.
Нельзя не отметить роль народной культуры и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам огромнейший запас народной мудрости.
Публикация «Проект „Эта величавая Хохлома“, Знакомство с росписью, ее историей возрождения» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Проекты, планирование
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Эта тема, несомненно, привлекательна для детей, как все творческое, красивое, яркое и достаточно необходимое в повседневной жизни. Вместе с тем, на мой взгляд, это приобщение детей к истокам русской культуры, традициям и изобразительному искусству. И рассказывать об этом детям, знакомя их с историей русского народного творчества – наша обязанность, передавая эти знания и традиции. Особенно актуально в наши дни, когда за повседневной суетой мы забываем о важном, недостаточно информации получают дети о жизни и быте русского народа.
ВИД ПРОЕКТА :
информационно-творческий,
краткосрочный (неделя).
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
- знакомить детей с одним из народных промыслов России - хохломской росписью, с историей ее возрождения;
- закрепить умение детей выполнять декоративные узоры хохломской росписи на разных шаблонных формах;
- обогащать духовную культуру детей через игру на русских народных музыкальных инструментах (ложках);
- обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта «Эта величественная хохлома».
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА :
- дети старшей группы,
- воспитатели,
- родители.
ПРИЧИНЫ РАЗРАБОТКИ:
- недостаток знаний о декоративно – прикладном искусстве,
- необходимость развития широких творческих способностей,
- необходимость приобщения к истокам русского народного творчества.
ЗАДАЧИ:
- привлечь внимание детей к русской народной культуре;
- воспитывать у детей гордость за свой народ;
- формировать уважение традициям и обычаям страны, края;
- познакомить детей с народными промыслами;
- познакомить детей с традициями хохломской росписи;
- воспитывать желание детей играть на музыкальных инструментах не только на занятиях музыки, индивидуальной работе, но и в часы досуга, дома;
- воспитывать музыкальных, интеллектуальных, всесторонне развитых дошкольников.
- прививать детям интерес к прошлому родной страны.
ВОПРОСЫ ПРОЕКТА :
Что такое народные промыслы?
Что такое Хохлома?
Как вы думаете, какие характерные изобразительные приемы используют хохломские мастера в своих работах?
Как называются элементы узора?
Делают ли эту посуду в наши дни?
Из какого материала делают посуду?
Где можно встретить такую посуду?
Что вам кажется самым необычным в этой посуде?
Что вам больше всего нравится в этой посуде?
Какие основные цвета используют в хохломской росписи?
СОТРУДНИЧЕСТВО С СЕМЬЕЙ:
1. Беседа с родителями «Что вы знаете о хохломе»?
2. Консультация для родителей «История хохломы».
3. Помощь родителей в приобретении демонстрационного материала для работы с детьми.
4. Домашнее задание – с детьми подобрать и принести картинки для оформления альбома.
НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
- книги;
- иллюстрации;
- журналы;
- художественные произведения;
- проектор,
- шаблоны,
- посуда для показа.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Для педагогов:
- инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;
- повышение уровня компетентности в музыкальной деятельности;
- знание детьми декоративно-прикладного искусства - хохломской росписи;
- умение детьми составлять узоры по мотивам хохломской росписи.
- творческое использование игры на деревянных ложках;
- обобщение, распространение опыта работы по данной теме.
Для воспитанников:
- повышение качества усвоения знаний во время непосредственно образовательной деятельности;
- появление интереса к истории России;• формирование у детей патриотических чувств и развития духовности;
- ознакомление с историей создания расписных деревянных ложек, хохломской росписи и конструктивными особенностями;
- появление интереса к музыкальной культуре;
- развитие художественных способностей и творческого воображения у детей;
- активизация эмоциональной отзывчивости в самостоятельной деятельности, проявление творческого самовыражения;• получение первичных представлений и знаний о русских народных инструментах;
Для родителей:
- повышение нравственно - патриотического воспитания детей;
- усиление интереса и внимания к народному искусству;
- повышение музыкальной культуры;• желание родителей участвовать в совместных мероприятиях в ДОУ;
- мотивация на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребенка в условиях семейного воспитания;
- повышение статуса семейного воспитания через творческое сотрудничество с педагогами.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный
Поисковая работа материалов о хохломской росписи.
Подбор для рассматривания альбомов, фотографий, иллюстраций народного промысла «Хохлома».
Подбор для рассматривания с детьми иллюстраций, слайдов,альбомов с изображением русских народных инструментов;
Подбор для слушания с детьми народных музыкальных произведений в исполнении балалаечников, гармонистов, ложечников на аудиокассетах и CD дисках.
Подбор методической литературы для знакомства детей с историей хохломы.
Составление дидактических игр: «На чем играю», «Обведи элемент», «Обведи и раскрась», «Укрась вазу», «Продолжи элемент», «Найди пару».
Оформление папки передвижки «Хохлома».
Оформление выставок детских работ: «Хохломская роспись», «Ложечка из Хохломы».
Составление рекомендаций для родителей по изготовлению экспериментальных инструментов (инструментов-самоделок).
Подборка стихов о Хохломе.
Чтение стихов: Л. Гулыга «Пёстрый хоровод», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома»; /См. «Декоративное рисование с детьми 5-7 лет». В. В. Гаврилова, Л. А. Артемьева. /
Заучивание стихов;
Загадывание загадок;
Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи).
Наличие у участников проекта чёткого представления о необходимости работы над ним.
2 этап – основной (практический)
Беседы об истории хохломской росписи, быте русского народа, посуде.
Составление развлечения «Путешествие деревянной ложки».
Раскрашивание плоскостных силуэтов красками: «Ложка», «Блюдо», по предварительно нанесенному узору.
Дидактические игры «Продолжи рисунок», «Найди пару».
Рисование и роспись хохломских ложек.
Формирование задач;
накопление информации по теме проекта;
описание последовательности работы.
3 этап – заключительный (оценка результатов проекта)
Провели анализ и обобщение результатов, по мере получения информации детьми по данной тематике.
Изготовили папку- передвижку для родителей.
Изготовили дидактические игры, с целью закрепления элементов хохломской росписи.
Выставка рисунков «Хохломская ложка». представление дидактических игр по теме проекта;
организация выставок по теме проекта;
высокий уровень знаний детей по теме проекта.
Алгоритм разработки проекта
У детей группы провела небольшой опрос с целью выяснения объема знаний по данной теме.
Что мы знаем?.
Это роспись
Красивая посуда.
Сделано человеком.
Что мы можем и хотим узнать?
Из чего сделана посуда?
Технология ее изготовления.
Для чего покрывали посуду рисунком, потом лаком?
Где зародилась Хохлома?
Почему ее так называют?
Какие цвета используют в рисунках?
Как называются элементы росписи?
Как мы это узнаем?
Беседы.
Просмотр слайдов, иллюстраций, рассматривание образцов поэтапного рисования,
Знакомство с шаблонами.
Чтение литературы об истории Хохломы.
Реализация проекта через образовательные области:
художественно-эстетическая,
познание,
развитие речи.
ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :
Альбом «Золотая хохлома».
Выставки детских рисунков по декоративно – прикладному искусству «Хохломская роспись», (ложка)
Папка – передвижка «Золотая хохлома»
Дидактические игры;
Музыкальные произведения на CD дисках;
Мини выставка изделий народного промысла Хохлома;
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ:
Изготовление с детьми и родителями альбома «Золотая хохлома».
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. А. А. Вахрушев. «Здравствуй, мир!» г. Москва, «Баласс» 2006 г. ,
2. Яхнин Л. Л. «Веселое слово Хохлома»; - М. ; Малыш, 1987,
3. Молотилова Л. К. «Народные художественные промыслы России». Ассоциация «Народные художественные промыслы России». Каталог – альбом под - М. : Интербук бизнес. - 1998.245 с. ;
4. Орлова Л. В. «Хохломская роспись», - М. ; Мозаика-Синтез, 2002, 18с.
5. Шевчук Л. В. «Дети и народное творчество». – М. : Просвещение, 1985.- 128 с.
Интернет-ресурсы:
https://sovetprosto.ru/dlya-shkolnika/9-klass/proekt-zolotaya-hohloma/
https://www.artvek.ru/lit004.html
https://webartplus.narod.ru/folk13.html
https://hohloma.pp.ua/