Приложение МААМ

Проект «Эта величавая Хохлома». Знакомство с росписью, ее историей возрождения (2 фото)

Татьяна Исупова
Проект «Эта величавая Хохлома». Знакомство с росписью, ее историей возрождения
▼ Скачать + Заказать документы

Проект «Эта величавая Хохлома». Знакомство с росписью, ее историей возрождения

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.

Нельзя не отметить роль народной культуры и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам огромнейший запас народной мудрости.

Публикация «Проект „Эта величавая Хохлома“, Знакомство с росписью, ее историей возрождения» размещена в разделах

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

Эта тема, несомненно, привлекательна для детей, как все творческое, красивое, яркое и достаточно необходимое в повседневной жизни. Вместе с тем, на мой взгляд, это приобщение детей к истокам русской культуры, традициям и изобразительному искусству. И рассказывать об этом детям, знакомя их с историей русского народного творчества – наша обязанность, передавая эти знания и традиции. Особенно актуально в наши дни, когда за повседневной суетой мы забываем о важном, недостаточно информации получают дети о жизни и быте русского народа.

ВИД ПРОЕКТА :

информационно-творческий,

краткосрочный (неделя).

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :

- знакомить детей с одним из народных промыслов России - хохломской росписью, с историей ее возрождения;

- закрепить умение детей выполнять декоративные узоры хохломской росписи на разных шаблонных формах;

- обогащать духовную культуру детей через игру на русских народных музыкальных инструментах (ложках);

- обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта «Эта величественная хохлома».

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА :

- дети старшей группы,

- воспитатели,

- родители.

ПРИЧИНЫ РАЗРАБОТКИ:

- недостаток знаний о декоративно – прикладном искусстве,

- необходимость развития широких творческих способностей,

- необходимость приобщения к истокам русского народного творчества.

ЗАДАЧИ:

- привлечь внимание детей к русской народной культуре;

- воспитывать у детей гордость за свой народ;

- формировать уважение традициям и обычаям страны, края;

- познакомить детей с народными промыслами;

- познакомить детей с традициями хохломской росписи;

- воспитывать желание детей играть на музыкальных инструментах не только на занятиях музыки, индивидуальной работе, но и в часы досуга, дома;

- воспитывать музыкальных, интеллектуальных, всесторонне развитых дошкольников.

- прививать детям интерес к прошлому родной страны.

ВОПРОСЫ ПРОЕКТА :

Что такое народные промыслы?

Что такое Хохлома?

Как вы думаете, какие характерные изобразительные приемы используют хохломские мастера в своих работах?

Как называются элементы узора?

Делают ли эту посуду в наши дни?

Из какого материала делают посуду?

Где можно встретить такую посуду?

Что вам кажется самым необычным в этой посуде?

Что вам больше всего нравится в этой посуде?

Какие основные цвета используют в хохломской росписи?

СОТРУДНИЧЕСТВО С СЕМЬЕЙ:

1. Беседа с родителями «Что вы знаете о хохломе»?

2. Консультация для родителей «История хохломы».

3. Помощь родителей в приобретении демонстрационного материала для работы с детьми.

4. Домашнее задание – с детьми подобрать и принести картинки для оформления альбома.

НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

- книги;

- иллюстрации;

- журналы;

- художественные произведения;

- проектор,

- шаблоны,

- посуда для показа.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Для педагогов:

- инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;

- повышение уровня компетентности в музыкальной деятельности;

- знание детьми декоративно-прикладного искусства - хохломской росписи;

- умение детьми составлять узоры по мотивам хохломской росписи.

- творческое использование игры на деревянных ложках;

- обобщение, распространение опыта работы по данной теме.

Для воспитанников:

- повышение качества усвоения знаний во время непосредственно образовательной деятельности;

- появление интереса к истории России;• формирование у детей патриотических чувств и развития духовности;

- ознакомление с историей создания расписных деревянных ложек, хохломской росписи и конструктивными особенностями;

- появление интереса к музыкальной культуре;

- развитие художественных способностей и творческого воображения у детей;

- активизация эмоциональной отзывчивости в самостоятельной деятельности, проявление творческого самовыражения;• получение первичных представлений и знаний о русских народных инструментах;

Для родителей:

- повышение нравственно - патриотического воспитания детей;

- усиление интереса и внимания к народному искусству;

- повышение музыкальной культуры;• желание родителей участвовать в совместных мероприятиях в ДОУ;

- мотивация на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребенка в условиях семейного воспитания;

- повышение статуса семейного воспитания через творческое сотрудничество с педагогами.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный

Поисковая работа материалов о хохломской росписи.

Подбор для рассматривания альбомов, фотографий, иллюстраций народного промысла «Хохлома».

Подбор для рассматривания с детьми иллюстраций, слайдов,альбомов с изображением русских народных инструментов;

Подбор для слушания с детьми народных музыкальных произведений в исполнении балалаечников, гармонистов, ложечников на аудиокассетах и CD дисках.

Подбор методической литературы для знакомства детей с историей хохломы.

Составление дидактических игр: «На чем играю», «Обведи элемент», «Обведи и раскрась», «Укрась вазу», «Продолжи элемент», «Найди пару».

Оформление папки передвижки «Хохлома».

Оформление выставок детских работ: «Хохломская роспись», «Ложечка из Хохломы».

Составление рекомендаций для родителей по изготовлению экспериментальных инструментов (инструментов-самоделок).

Подборка стихов о Хохломе.

Чтение стихов: Л. Гулыга «Пёстрый хоровод», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома»; /См. «Декоративное рисование с детьми 5-7 лет». В. В. Гаврилова, Л. А. Артемьева. /

Заучивание стихов;

Загадывание загадок;

Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи).

Наличие у участников проекта чёткого представления о необходимости работы над ним.

2 этап – основной (практический)

Беседы об истории хохломской росписи, быте русского народа, посуде.

Составление развлечения «Путешествие деревянной ложки».

Раскрашивание плоскостных силуэтов красками: «Ложка», «Блюдо», по предварительно нанесенному узору.

Дидактические игры «Продолжи рисунок», «Найди пару».

Рисование и роспись хохломских ложек.

Формирование задач;

накопление информации по теме проекта;

описание последовательности работы.

3 этап – заключительный (оценка результатов проекта)

Провели анализ и обобщение результатов, по мере получения информации детьми по данной тематике.

Изготовили папку- передвижку для родителей.

Изготовили дидактические игры, с целью закрепления элементов хохломской росписи.

Выставка рисунков «Хохломская ложка». представление дидактических игр по теме проекта;

организация выставок по теме проекта;

высокий уровень знаний детей по теме проекта.

Алгоритм разработки проекта

У детей группы провела небольшой опрос с целью выяснения объема знаний по данной теме.

Что мы знаем?.

Это роспись

Красивая посуда.

Сделано человеком.

Что мы можем и хотим узнать?

Из чего сделана посуда?

Технология ее изготовления.

Для чего покрывали посуду рисунком, потом лаком?

Где зародилась Хохлома?

Почему ее так называют?

Какие цвета используют в рисунках?

Как называются элементы росписи?

Как мы это узнаем?

Беседы.

Просмотр слайдов, иллюстраций, рассматривание образцов поэтапного рисования,

Знакомство с шаблонами.

Чтение литературы об истории Хохломы.

Реализация проекта через образовательные области:

художественно-эстетическая,

познание,

развитие речи.

ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :

Альбом «Золотая хохлома».

Выставки детских рисунков по декоративно – прикладному искусству «Хохломская роспись», (ложка)

Папка – передвижка «Золотая хохлома»

Дидактические игры;

Музыкальные произведения на CD дисках;

Мини выставка изделий народного промысла Хохлома;

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ:

Изготовление с детьми и родителями альбома «Золотая хохлома».

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. А. А. Вахрушев. «Здравствуй, мир!» г. Москва, «Баласс» 2006 г. ,

2. Яхнин Л. Л. «Веселое слово Хохлома»; - М. ; Малыш, 1987,

3. Молотилова Л. К. «Народные художественные промыслы России». Ассоциация «Народные художественные промыслы России». Каталог – альбом под - М. : Интербук бизнес. - 1998.245 с. ;

4. Орлова Л. В. «Хохломская роспись», - М. ; Мозаика-Синтез, 2002, 18с.

5. Шевчук Л. В. «Дети и народное творчество». – М. : Просвещение, 1985.- 128 с.

Интернет-ресурсы:

https://sovetprosto.ru/dlya-shkolnika/9-klass/proekt-zolotaya-hohloma/

https://www.artvek.ru/lit004.html

https://webartplus.narod.ru/folk13.html

https://hohloma.pp.ua/

Фото «Эта величавая Хохлома»
Публикации по теме:

План по самообразованию. Тема: «Приобщение детей к истокам народной культуры через подвижные игры» План по самообразованию. Тема: «Приобщение детей к истокам народной культуры через подвижные игры Содержание работы: 1. Сбор и изучение методической.

Приобщение дошкольников к русскому народному творчеству посредством музыки Приобщение дошкольников к русскому народному творчеству посредством музыки. «…Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Эта величавая Хохлома». Знакомство с росписью, ее историей возрождения
Опубликовано: 10 февраля 2015 в 17:26
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Эта величавая Хохлома». Знакомство с росписью, ее историей возрождения» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Исупова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД