МААМ-картинки

Проект «Эмоциональный интеллект в действии»

Гульназ Галлямова
Проект «Эмоциональный интеллект в действии»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект «Эмоциональный интеллект в действии"

Актуальность.

Как известно, каждый исторический период в развитии психологической науки характеризуется своими приоритетными направлениями и проблемами, различным уровнем популярности объектов исследования. В настоящее время в зарубежной и отечественной психологии наблюдается рост интереса к изучению эмоционального интеллекта. Понятие «эмоциональный интеллект (EQ)» не является новым в педагогике. Об этом писали многие учёные, но использовали другие термины.

Публикация «Проект „Эмоциональный интеллект в действии“» размещена в разделах

В наше время этой проблемой занимаются специалисты уже по всему миру. Среди них Л. Моррис, Э. Ориоли, Д. Карузо, Д. Гоулман, С. Гринспен, Г. Орме, К. Кеннон и многие другие.

Для понимания термина “эмоциональный интеллект” необходимы теоретические разъяснения. Эмоциональный интеллект (EQ) – способность человека управлять самим собой и другими людьми. Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Это то, как мы справляемся с душевной болью, разочарованием, стрессом и неприятностями. Неразвитый EQ даже у самых блестящих людей может нивелировать карьерные перспективы, разрушить отношения и привести к разного рода зависимостям. Поэтому эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни и карьере каждого человека.

В современной психологии доказано, что эмоции тесно связаны с потребностями человека. Они помогают ему адаптироваться к окружению, побуждают к действию. Эмоции помогают человеку, понять насколько его собственное поведение и испытываемые им воздействия соответствуют его основным потребностям, интересам и ценностям. Эмоции выражают целостное отношение человека к миру, а формирование ценностно-эмоционального отношения детей опосредовано развитием эмоциональной сферы личности педагога.

Диагностика педагогического коллектива нашего детского сада по выявлению (методика оценки EQ Н. Холла) :

- эмоциональной осведомленности

- умения распознавать эмоции других людей

- умения управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений

- развития эмпатии

- развития самомотивации

показала низкий уровень управления своими эмоциями, то есть эмоциональной отходчивости и эмоциональной нерегидности. Таким образом, анализ диагностических результатов побуждает педагогический коллектив работать над развитием эмоционального интеллекта.

Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период идет активное эмоциональное становление детей, развитие их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умению встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства).

Работая с детьми дошкольного возраста, я обратила внимание, что детям порою сложно управлять своим эмоциональным состоянием, некоторые не умеют по-настоящему веселиться, испытывать эмоциональное благополучие и смеяться от души. Многим дошкольникам сложно определить грустит человек или радуется. Для маленького ребенка распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, который требует от него определенных знаний, определенного уровня развития. Передача эмоций — это не только выражение лица, но и определенная поза, жесты, которые соответствуют тому или иному эмоциональному состоянию. А ведь эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее, в конечном итоге определяют всю жизнь человека.

Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:

•умением контролировать свои чувства;

•способностью сознательно влиять на свои эмоции;

•умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);

•способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;

•умением эффективно общаться с другими людьми;

•способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.

К счастью, в отличие от IQ (интеллектуального развития, эмоциональный интеллект можно развивать и преумножать всю жизнь. Д. Гоулман (Goleman, 1995) утверждает, что полноценные детско-родительские отношения являются краеугольным камнем эмоционального интеллекта. Наши эмоциональные структуры формируются через подражание родителям и тем образам, среди которых мы выросли. Как и при изучении языков, новые эмоциональные знания можно приобрести во взрослой жизни, но с гораздо большими усилиями. Раннее детство - идеальный для усвоения период, и поэтому на родителей, ложится ответственность за EQ своих детей.

Проанализировав выше изложенное появилось обоснование необходимости разработки системы педагогических мероприятий, которые направлены на развитие эмоционального интеллекта у участников педагогического процесса в нашей дошкольной образовательной организации.

Цель: Формирование системы знаний о роли и функциях эмоционального интеллекта у участников педагогического процесса

Задачи:

1. Способствовать развитию эмоциональной сферы дошкольников.

2. Содействовать процессу личностного роста педагогического коллектива и родителей дошкольников, реализации их творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизненной удовлетворенности.

3. Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов.

Участники пед. проекта : дошкольники, родители, педагогический коллектив.

Длительность: 1год.

Методы реализации проекта : диагностика, коррекционо - развивающая деятельность, тренинг, консультации, родительские собрания, пед. совет, семинар-практикум.

План реализации проекта

Содержание работы

1. Подготовительный этап

изучение литературы по теме проекта;

подбор диагностического материала;

выбор и конкретизация направлений работы;

2. Основной этап

Работа с педагогическим коллективом.

Психодиагностика:

методика оценки EQ Н. Холла

Семинар-практикум:

Игровые педагогические технологии для развития эмоциональной сферы дошкольников.

Тренинги:

«Тренинг развития эмоциональной гибкости педагога»

«Профилактика СЭВ у педагогов»

Пед. совет:

«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.»

Консультации:

Особенности развития эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта.

Что мешает успеху?

Использование эмоций для повышения мышления и деятельности.

Работа с дошкольниками.

Коррекционно-развивающая деятельность на развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников. В течение года психолог

Работа с семьей

Родительские собрания:

Особенности эмоционального развития мальчиков и девочек.

Влияние типа родительского отношения на эмоциональное развитие старшего дошкольника

Консультации:

Секреты эмоционального благополучия ребенка.

Значение игрушки в развитии эмоциональной сферы ребенка- дошкольника.

Развитие эмпатии.

Воспитываем добротой.

3. Заключительный этап

Провести круглый стол по итогам реализации проекта и дальнейшего его развития.

Подготовить публикацию материалов в СМИ

Предполагаемый результат:

1. Умение педагогов управлять своим эмоциональным состоянием.

2. Творческая реализация педагогов в профессиональной деятельности, инновационная активность (статьи, выступления и т. п.).

3. Формирование у дошкольников представлений о базовых эмоциях и чувствах.

4. Профилактика отклонений в эмоциональном развитии ребёнка.

5. Обеспечить осознанное участие семьи в формировании эмоциональной сферы ребенка.

Психодиагностика: наблюдение, методика оценки EQ Н. Холла.

Список литературы:

1. Балакирева Т. С. Эмоции и дети – комплексные занятия педагога-психолога // Дошкольное воспитание. 2005.

2. Гоулман Дэниел, Эмоциональный интеллект ; пер. с англ. А. П. Исаевой. - М. : ACT : ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. - 478с.

3. Загвоздкин В. К. Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания// Управление ДОУ. 2008. № 4.

4. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. М., 2003.

5. Митина Л. М., Асмаковец Е. С. «Эмоциональна гибкость учителя : психологическое содержание, диагностика, коррекция».- М., 2001

Публикации по теме:

Проект «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ»Проект «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ» Актуальность: Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить.

«Масленица-кривошейка, встречаем тебя хорошенько!» (эмоциональный фотоотчёт праздника)«Масленица-кривошейка, встречаем тебя хорошенько!» (эмоциональный фотоотчёт праздника) Вот и заканчивается зима, начинается весна. Дни становятся длиннее и светлее, яркое солнце светит на голубом небе. Весёлому русскому народному.

Идеи с МAAM в действииИдеи с МAAM в действии Здравствуйте, коллеги! Хочу поблагодарить Вас за идеи. В своей работе активно использую материал с нашего любимого сайта, которым поделились.

Играем в шашки — развиваем интеллект. Фотоотчёт.Играем в шашки — развиваем интеллект. Фотоотчёт. Играем в шашки – развиваем интеллект. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является актуальной проблемой современного.

Интеллект-карта по итогам экскурсии на хлебозаводИнтеллект-карта по итогам экскурсии на хлебозавод Метод интеллект - карт в переводе с английского означает "карта ума". Интеллект - карта - простой и уникальный метод информации, с помощью.

Интеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском садуИнтеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском саду Интеллект- карта, карта мыслей или ассоциаций- это способ записи мыслей с помощью схем. В работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Интеллект-карта «Весна»Интеллект-карта «Весна» Интеллект-карта — это особый вид записи материалов в виде структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие.

Использование интеллект-карт в работе логопедаИспользование интеллект-карт в работе логопеда .

Консультация для родителей «Эмоциональный контакт с особым ребенком» Между ребенком и матерью с самых первых дней жизни формируется связь, неподдающаяся осязанию, между ними устанавливается тесный контакт,.

Районный конкурс «Инновации в действии» Тема: «Формирование экологический культуры дошкольников» автор: Ануфриева Н. В ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ, РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ПРИРОДОВЕДЧЕСКУЮ ТЕМАТИКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Эмоциональный интеллект в действии»
Опубликовано: 16 апреля 2021 в 16:02
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Эмоциональный интеллект в действии»» (включая файлы) размещена пользователем Гульназ Галлямова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД