Гульназ Галлямова
Проект «Эмоциональный интеллект в действии»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Эмоциональный интеллект в действии"
Актуальность.
Как известно, каждый исторический период в развитии психологической науки характеризуется своими приоритетными направлениями и проблемами, различным уровнем популярности объектов исследования. В настоящее время в зарубежной и отечественной психологии наблюдается рост интереса к изучению эмоционального интеллекта. Понятие «эмоциональный интеллект (EQ)» не является новым в педагогике. Об этом писали многие учёные, но использовали другие термины.
Публикация «Проект „Эмоциональный интеллект в действии“» размещена в разделах
В наше время этой проблемой занимаются специалисты уже по всему миру. Среди них Л. Моррис, Э. Ориоли, Д. Карузо, Д. Гоулман, С. Гринспен, Г. Орме, К. Кеннон и многие другие.
Для понимания термина “эмоциональный интеллект” необходимы теоретические разъяснения. Эмоциональный интеллект (EQ) – способность человека управлять самим собой и другими людьми. Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Это то, как мы справляемся с душевной болью, разочарованием, стрессом и неприятностями. Неразвитый EQ даже у самых блестящих людей может нивелировать карьерные перспективы, разрушить отношения и привести к разного рода зависимостям. Поэтому эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни и карьере каждого человека.
В современной психологии доказано, что эмоции тесно связаны с потребностями человека. Они помогают ему адаптироваться к окружению, побуждают к действию. Эмоции помогают человеку, понять насколько его собственное поведение и испытываемые им воздействия соответствуют его основным потребностям, интересам и ценностям. Эмоции выражают целостное отношение человека к миру, а формирование ценностно-эмоционального отношения детей опосредовано развитием эмоциональной сферы личности педагога.
Диагностика педагогического коллектива нашего детского сада по выявлению (методика оценки EQ Н. Холла) :
- эмоциональной осведомленности
- умения распознавать эмоции других людей
- умения управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений
- развития эмпатии
- развития самомотивации
показала низкий уровень управления своими эмоциями, то есть эмоциональной отходчивости и эмоциональной нерегидности. Таким образом, анализ диагностических результатов побуждает педагогический коллектив работать над развитием эмоционального интеллекта.
Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период идет активное эмоциональное становление детей, развитие их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умению встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства).
Работая с детьми дошкольного возраста, я обратила внимание, что детям порою сложно управлять своим эмоциональным состоянием, некоторые не умеют по-настоящему веселиться, испытывать эмоциональное благополучие и смеяться от души. Многим дошкольникам сложно определить грустит человек или радуется. Для маленького ребенка распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, который требует от него определенных знаний, определенного уровня развития. Передача эмоций — это не только выражение лица, но и определенная поза, жесты, которые соответствуют тому или иному эмоциональному состоянию. А ведь эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее, в конечном итоге определяют всю жизнь человека.
Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
•умением контролировать свои чувства;
•способностью сознательно влиять на свои эмоции;
•умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
•способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
•умением эффективно общаться с другими людьми;
•способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.
К счастью, в отличие от IQ (интеллектуального развития, эмоциональный интеллект можно развивать и преумножать всю жизнь. Д. Гоулман (Goleman, 1995) утверждает, что полноценные детско-родительские отношения являются краеугольным камнем эмоционального интеллекта. Наши эмоциональные структуры формируются через подражание родителям и тем образам, среди которых мы выросли. Как и при изучении языков, новые эмоциональные знания можно приобрести во взрослой жизни, но с гораздо большими усилиями. Раннее детство - идеальный для усвоения период, и поэтому на родителей, ложится ответственность за EQ своих детей.
Проанализировав выше изложенное появилось обоснование необходимости разработки системы педагогических мероприятий, которые направлены на развитие эмоционального интеллекта у участников педагогического процесса в нашей дошкольной образовательной организации.
Цель: Формирование системы знаний о роли и функциях эмоционального интеллекта у участников педагогического процесса
Задачи:
1. Способствовать развитию эмоциональной сферы дошкольников.
2. Содействовать процессу личностного роста педагогического коллектива и родителей дошкольников, реализации их творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизненной удовлетворенности.
3. Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
Участники пед. проекта : дошкольники, родители, педагогический коллектив.
Длительность: 1год.
Методы реализации проекта : диагностика, коррекционо - развивающая деятельность, тренинг, консультации, родительские собрания, пед. совет, семинар-практикум.
План реализации проекта
Содержание работы
1. Подготовительный этап
изучение литературы по теме проекта;
подбор диагностического материала;
выбор и конкретизация направлений работы;
2. Основной этап
Работа с педагогическим коллективом.
Психодиагностика:
методика оценки EQ Н. Холла
Семинар-практикум:
Игровые педагогические технологии для развития эмоциональной сферы дошкольников.
Тренинги:
«Тренинг развития эмоциональной гибкости педагога»
«Профилактика СЭВ у педагогов»
Пед. совет:
«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.»
Консультации:
Особенности развития эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта.
Что мешает успеху?
Использование эмоций для повышения мышления и деятельности.
Работа с дошкольниками.
Коррекционно-развивающая деятельность на развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников. В течение года психолог
Работа с семьей
Родительские собрания:
Особенности эмоционального развития мальчиков и девочек.
Влияние типа родительского отношения на эмоциональное развитие старшего дошкольника
Консультации:
Секреты эмоционального благополучия ребенка.
Значение игрушки в развитии эмоциональной сферы ребенка- дошкольника.
Развитие эмпатии.
Воспитываем добротой.
3. Заключительный этап
Провести круглый стол по итогам реализации проекта и дальнейшего его развития.
Подготовить публикацию материалов в СМИ
Предполагаемый результат:
1. Умение педагогов управлять своим эмоциональным состоянием.
2. Творческая реализация педагогов в профессиональной деятельности, инновационная активность (статьи, выступления и т. п.).
3. Формирование у дошкольников представлений о базовых эмоциях и чувствах.
4. Профилактика отклонений в эмоциональном развитии ребёнка.
5. Обеспечить осознанное участие семьи в формировании эмоциональной сферы ребенка.
Психодиагностика: наблюдение, методика оценки EQ Н. Холла.
Список литературы:
1. Балакирева Т. С. Эмоции и дети – комплексные занятия педагога-психолога // Дошкольное воспитание. 2005.
2. Гоулман Дэниел, Эмоциональный интеллект ; пер. с англ. А. П. Исаевой. - М. : ACT : ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. - 478с.
3. Загвоздкин В. К. Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания// Управление ДОУ. 2008. № 4.
4. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. М., 2003.
5. Митина Л. М., Асмаковец Е. С. «Эмоциональна гибкость учителя : психологическое содержание, диагностика, коррекция».- М., 2001