Елена Иванова
Проект экологической тропы «В гости к Берендею»
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация инновационного проекта МА ДОУ
Экологическая тропа "В гости к Берендею"
«Охраняйте природу! Она не имеет ни кулака, ни зуба, чтобы защищаться от недругов. Её сокровища вверены нашей совести, справедливости, уму и благородству. Л. Леонов
Раздел работа с дошкольниками.
Аннотация
Публикация «Проект экологической тропы „В гости к Берендею“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
В проекте предлагается творческое решение задачи подготовки малышей к пониманию экологических проблем на основе духовно-нравственного отношения к природе через организацию в детском саду экологической тропинки.
Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников чувство ответственности за судьбу природы - обязательное условие обеспечения экологической безопасности не только нашего города, но и всей страны в целом.
Введение в проект.
Актуальность
Последние десятилетия ознаменовались выраженным интересом к проблемам экологического образования подрастающего поколения.
Можно ли в наше время переоценить важность и необходимость экологического воспитания? Его основная и конечная цель – вернуть людям нормальное, естественное экологическое чутье. И начинать это воспитание необходимо, безусловно, с самого раннего возраста, с детского сада. По данным Минобразования РФ, детские дошкольные учреждения (ДОУ) посещают более половины малышей России.
Эффективная работа ДОУ по формированию основ экологической культуры детей и родителей требует грамотного подхода в этом направлении со стороны педагогов детского сада. Надо тренировать в детях наблюдательность, сочувствие, сопереживание. Каждый выход на улицу для ребенка должен оборачиваться увлекательной прогулкой, дающей возможность наблюдать, познавать, запоминать!
Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды в детском саду – экологическая тропа, которая позволяет дошкольнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их. Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу.
Работу на экологической тропе можно построить интересно и содержательно, чтобы решить практически все задачи экологического образования детей дошкольного возраста. Именно экологическая тропа позволяет понять общую связь живого организма с внешней средой, наблюдать жизнь живых организмов в экосистемах, их взаимное влияние друг на друга и т. Д.
Планирование работы на экологической тропе, мы осуществляем с учетом сезонных изменений и местных условий. Важно сочетать ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями и видами труда в природе.
Таким образом, с помощью экологической тропинки можно грамотно использовать земельный участок детского сада в экологическом образовании детей. В идеале эта территория должна быть зоной максимальной экологической безопасности, обеспечивая на современном уровне следующие функции:
Оздоровительную;
Рекреационную;
Учебно-просветительскую.
Все эти функции позволяют отнести территории дошкольных образовательных учреждений в ведение федерального закона «об особо охраняемых природных территориях». К сожалению, в существующей редакции закона упоминание о доу отсутствует. Но общими усилиями можно сделать каждый детский сад действительно цветущим садом.
Тип проекта : Долгосрочный, познавательный.
Участники проекта : Реализация проекта проводилась совместно: заведующая дет. с. "Теремок" Ткачева О. Н., воспитатель группы "Колобок" Иванова Е. Н. с участием детей и родителей.
Цель проекта : Обогащать и систематизировать экологические знания дошкольников средствами экологической тропы ДОУ.
Задачи проекта :
Уточнение, систематизация и углубление знаний детей о растениях, животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды,
Формирование знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие, взаимодействие с другими объектами природы,
Развитие интереса к миру природы;
Воспитание гуманного отношения ко всему живому, чувства милосердия и умения сопереживать;
Формирование основ экологической культуры личности путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой.
Активизировать участие родителей в экологическом воспитании ребенка.
Гипотеза проекта : Реализация проекта позволит повысить экологическую культуру детей, расширит их кругозор, привьет навыки труда в природе.
Ожидаемые результаты.
Дети:
Сильные эмоциональные проявления, радость от общения с растительным миром;
Интерес к познанию живого;
Формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
Родители:
активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментального - познавательного, трудового, экскурсионного характера.
Педагоги:
обогащение мелодической базы ДОУ дидактическими материалами экологического направления;
Презентация проекта на метод. совете ;
повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний детей.
Механизм выполнения.
Реализация данного проекта возможна в дошкольном учреждении любого типа. Предусматривает работу с детьми по экологическому воспитанию младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги. Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.
Экологическая тропа - одна из современных форм воспитания и образования детей, представляющая собой работу в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты.
Знакомясь с различными растениями и животными, их строением, развитием, средой обитания и особенностями природных ландшафтов, дети и взрослые расширяют свой кругозор, обогащаются знаниями, практикуются в создании благоприятных условий для живой природы.
Проект «экологическая тропа» нацелен на внедрение и развитие вариантных форм работы с детьми дошкольного возраста в течение четырёх времён года.
Для осуществления воспитательно-образовательной работы в весенне-летний период в детском саду имеется участок с достаточно большим количеством разнообразных природных объектов.
Новизна проекта заключается в содержании и в форме организации экологической работы с детьми. А это: цикл экскурсий, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.
Проект «экологическая тропа» открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка и, исходя из детских потребностей и интересов, развивает его как личность.
При организации процесса экологического образования детей дошкольного возраста необходимо учитывать, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для экологического развития детей, это обусловлено особенностями этого возраста: психологической включенностью в мир природы, восприятием природных объектов в качестве полноправных субъектов, стремлением к взаимодействию с миром природы.
К реализации проекта активно привлекаются родители, так как данная работа не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера.
В апреле на общее родительское собрание в детский сад заглянул старичок Берендей. Посетовал на засушливое лето и на холодную зиму. Многие растения погибли. Попросил помощи: починить мосток, вскопать землю, посадить лекарственные растения. Родители с большим удовольствием откликнулись на просьбу. На экологической тропе появились : Адонис душистый, Марьин корень, Сон трава (подснежник луговой) и многие другие растения нашего края. Тропинки отсыпали просеянной галькой. А какой получился водоем!1070*70*50.
Работа в рамках проекта проводится регулярно, ненавязчиво, поддерживается интерес детей и их любознательность в тесном контакте педагогов и воспитанников.
Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные эмоции и переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.
Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и преумножать ее богатства.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Теремок» расположен в п. Селенгинск МО «Кабанский район» республики Бурятия.
Экологическая тропа расположена на территории детского сада, это позволяет детям и педагогам групп постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой природы.
Экологическая тропа имеет разнообразные видовые точки:
Огород
Цветник (многолетние цветы)
Дикорастущие цветы
Лекарственные растения
Лужайка
Кустарники и деревья
Муравейник
Перспективный план работы с детьми НОД по маршруту экологической тропы
Таблица №1
Название объекта Цель Объект деятельности
Огород 1. Продолжать знакомить детей с разнообразными овощными культурами и способами ухода за ними. Огородные грядки;
Семена;
Рассада;
Плоды овощных культур.
Цветник 1. Уточнить представление детей от цветника, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста. Многолетние и однолетние цветущие растения.
Дикорастущие цветы 1. Уточнить представление детей о цветах в природе. Многолетние цветущие растения.
Лекарственные растения 1. Расширить и закрепить знание детей о лекарственных растениях, развивать умения рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни.
2. Учить собирать и сушить лекарственные растения для оздоровительных мероприятиях в холодное время года. Деревья и кусты;
Цветущие растения и травы.
Лужайка 1. Воспитывать чувства прекрасного.
Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, закрепить их названия, учить находить различия у растений "стебель, цветок, листья" Одуванчики;
Ромашки;
мать-и-мачеха и др.
Кустарники и деревья 1. Закрепить название деревьев и кустов, их строение, внешние признаки;
2. Учить детей различать деревья и кусты по внешним признакам;
3. Систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях;
4. Воспитывать бережное отношение Береза;
хвойные деревья (ель, сосна);
сирень;
черемуха и др.
Муравейник Сформировать представления о роли муравьев в жизни леса.
Воспитывать бережное отношения к муравьям. Муравейник