Татьяна Мальцева
Проект «Экологическая тропа на территории ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Название: «Экологическая азбука»
Местонахождение: Территория МДОУ «Детский сад комбинированного вида №19»
Вид тропы: экологическая
Количество видовых точек (объектов): 15
Назначение экологической тропы: познавательно-исследовательское, развивающее, обучающее, практическое.
Публикация «Проект „Экологическая тропа на территории ДОУ“» размещена в разделах
- Проекты по благоустройству территории участков детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель организации экологической тропы - формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста как совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Задачи:
1) Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, сформировать его самоидентификацию в качестве части природы.
2) Сформировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы.
3) Привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
4) Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
Описание тропы
Экологическая тропа располагается на территории МДОУ «Детский сад комбинированного вида №19». Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение от одного объекта к другому, и наглядно показан нумерацией на картосхеме тропы.
Карта - схема экологической тропы
Название: «Экологическая азбука»
Местонахождение: Территория МДОУ «Детский сад комбинированного вида №19»
Вид тропы: экологическая
Количество видовых точек (объектов): 15
Назначение экологической тропы: познавательно-исследовательское, развивающее, обучающее, практическое.
Цель организации экологической тропы - формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста как совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Задачи:
1) Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, сформировать его самоидентификацию в качестве части природы.
2) Сформировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы.
3) Привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
4) Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
Описание тропы
Экологическая тропа располагается на территории МДОУ «Детский сад комбинированного вида №19». Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение от одного объекта к другому, и наглядно показан нумерацией на картосхеме тропы.
Карта - схема экологической тропы
Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задание педагога. Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение, труд в природе.
Все мероприятия на тропе проводятся с участием хозяина тропы Лесовичком, который предлагает решить какую-либо проблемную ситуацию.
На протяжении маршрута экологической тропы 15 видовых точек, где дети могут более подробно ознакомиться с теми или иными объектами природы.
Начало маршрута от «полянки Доброго Лесовичка» - хозяина тропы, затем движение по территории вокруг детского сада:
Точка № 1 «Полянка старичка-Лесовичка»
Точка № 2 «Хвойники»
Точка № 3 «Береза»
Точка № 4 «Розарий»
Точка № 5 «Ива плакучая»
Точка № 6 «Цветочная фантазия»
Точка № 7 «Фруктовый сад»
Точка № 8 «Аллея смешанных деревьев» Точка № 9 «Первоцветы»
Точка № 10 «Фитоогород»
Точка № 11 «Домик для насекомых»
Точка № 12 «Лес»
Точка № 13 «Муравейник»
Точка № 14 «Птичья столовая»
Точка № 15 «Водоем»
Описание объектов экологической тропы:
1. «ПОЛЯНКА СТАРИЧКА-ЛЕСОВИЧКА»
Здесь расположена схема тропы. На этой точке дети знакомятся с объектами тропы, правилами поведения на тропе. К Лесовичку дети могут обратиться за советом, получить новые знания, ответы на затруднительные вопросы, все, что касается природы.
Цели:
Познакомить с хозяином тропинки – Лесовичком.
Развивать умение работать с планом экологической тропинки.
Формировать представление о нормах и правилах поведения в природе.
Учить детей проводить экскурсии на экологической тропинке.
Воспитывать доброе, заботливое и бережное отношение ко всему живому.
Показывать детям, что природа прекрасна во все времена года.
Методические рекомендации по работе:
Знакомство с хозяином тропинки.
Знакомство с картой-схемой экологической тропинки Лесовичком.
Закрепление правил поведения в природе.
2. «ХВОЙНИКИ»
Цель: Закреплять знания о деревьях и кустарниках (сосны, ели, пихта, лиственница, туя, их роли в природе и жизни человека. Воспитывать эстетические чувства.
Методические рекомендации по работе:
Знакомство с хвойными растениями;
рассматривание и наблюдение за деревьями в разное время года;
сравнение с другими деревьями;
организация и проведение исследовательской деятельности: дождемеры, измерение высоты, толщины деревьев, рисование тени деревьев;
сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений.
Дидактические игры: «Все по домам», «Найди дерево по описанию»
3. «БЕРЕЗА»
Цель: создать условие для наблюдения за березами разного возраста и разной толщины; воспитывать отношение к растению как к живому организму.
Методические рекомендации по работе:
Рассматривание и наблюдение за деревьями в разные времена года;
Сравнение между собой: ствол, ветки, листья, кора, цветы и т. д. ;
Забота человека о деревьях;
Проведение исследований: измерение высоты, толщины, рисование тени дерева;
Связь с животными.
Игры с детьми: «Хоровод вокруг березки», «Подари дереву подарок» и т. д.
Задания детям: «Нарисуй березу», «Собери семена и листья», «Сочини сказку о дереве» и т. д.
Проведение праздников: «Праздник русской березки» и др.
4. «РОЗАРИУМ»
Цель: развитие интереса к изучению разновидностей розария.
Методические рекомендации по работе:
На территории детского сада цветут прекрасные розы, где дети получат первые трудовые навыки по уходу за ними, эстетическое воспитание.
Целевая прогулка к цветам Розариума.
Проведение исследований строения цветка: стебель, листья, цветы, корешки, имеет запах.
Экологическая сказка про розу и ромашку.
Подвижная игра «Садовник и цветы».
5. «ИВА ПЛАКУЧАЯ»
Цель: познакомиться с лекарственным деревом ива плакучая; узнать место его произрастания; изучить его лекарственные свойства. Способствовать развитию наблюдательности, воспитанию эстетических чувств, любви к природе родного края.
Методические рекомендации по работе:
Экскурсии и наблюдения в разные времена года; исследование внешних особенностей: лист, ствол, цветы, плоды; связь с животным миром; польза для человека.
Сравнение с другими деревьями: толщине и гибкости веток, цвету и особенностями коры; рассмотреть крону, ветки и их расположение, почки.
Проведение исследований о взаимосвязи ивы плакучей с окружающей средой и ее лекарственных свойствах.
Передавать впечатление в рисунке.
6. «ЦВЕТОЧНАЯ ФАНТАЗИЯ»
Цель: создание условий для обогащения представлений детей о разнообразии цветущих растений, их названиях, строении, способах ухода и условиях роста; поддерживать интерес к жизни растений и насекомых.
Методические рекомендации по работе:
труд с детьми: подготовка клумб, посадка новых растений, полив, рыхление, прополка, сбор семян;
наблюдение за цветами: биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми;
сенсорное развитие детей во время прогулок на цветники;
беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование);
проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой;
Сбор сухоцветов для зимней флористики.
Экологическая беседа «Берегите цветы – красу Земли!»
Подвижная игра «Цветы», «Назови цветок», «Узнай по описанию», Доскажи словечко» и т. д.
7. «ФРУКТОВЫЙ САД»
Цель: закрепление знаний детей о фруктах и фруктовых деревьях.
Методические рекомендации по работе:
Наблюдений за деревьями в разное время года, а также за птицами, насекомыми;
Расширить и уточнить знания детей о фруктовых деревьях, уходом за ними, этапах роста, разновидностях плодов.
Сбор плодов.
Сказки, стихи, песни о плодовых деревьях.
Дидактические игры: «Найди в букете такой же листок», «Продайте то, что назову»
8. «АЛЛЕЯ СМЕШАННЫХ ДЕРЕВЬЕВ»
Цель: Способствовать формированию представлений детей о хвойных и лиственных деревьях; учить детей различать деревья и кусты по внешним признакам; формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязях в природе.
Методические рекомендации по работе:
Сравнить деревья между собой: ствол, ветки, листья, кора, цветы, плоды, семена;
провести исследование: с помощью дождемера определить, сколько осадков выпадает под разными деревьями, как на это влияет густота и расположение ветвей;
измерить и сравнить толщину разных деревьев, связать с возрастом дерева;
с помощью лупы рассмотреть строение и особенности коры разных деревьев;
наблюдать, как дерево связано с животными, птицами, кто может жить под деревом, на дереве, под корой; как человек заботится о деревьях, почему;
Игры с детьми: «Мы деревца», «Подари дереву подарок», «С какого дерева листок» и т. д.
Задания детям: «Нарисуй любимое дерево», «Собери семена и листья», «Сочини сказку о дереве», «Нарисуй любимое дерево в разные времена года» и т. п.
9. ПЕРВОЦВЕТЫ
Цель: Формировать представление детей о первоцветах (тюльпан, одуванчик лекарственный, нарцисс, ландыш, мать-и-мачеха); находить связь между цветущими растениями и насекомыми. Выделять разницу и сходство дикорастущих и культурных растений-первоцветов. Учить детей восхищаться красотой раннецветущих растений. Вызвать потребность бережного отношения к «подснежникам».
Методические рекомендации по работе:
Труд с детьми: подготовка клумб. Посадка новых растений, полив, рыхление, прополка.
Наблюдение за цветами: биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми.
Беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование и т. п.).
Проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой.
Беседа с детьми: Какие изменения происходят весной? Почему? Как одним словом назвать травянистые растения, цветущие весной? (Первоцветы)
10. «ФИТООГОРОД»
Цель: формирование представлений о многообразии и значении растений-лекарей в жизни человека и животного мира. Учить распознавать части растении; исследовать форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводить тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т. п.). Выявить благоприятные условия произрастания лекарственных растений, правила их сбора в лечебных и оздоровительных целях.
Методические рекомендации по работе:
Наблюдение за работой взрослых
Наблюдение за цветами на клумбе: появлением растений, их ростом, развитием.
Уход за посаженными растениями: поливка, прополка, посадка рассады цветов и т. д.
Организация и проведение опытной и исследовательской деятельности.
Рассматривание и сбор семян растений.
Игры с детьми: «Узнай растение», «Магазин семян», «Чем полезна», «Чей листочек» и т. д.
11. «ДОМИК ДЛЯ НАСЕКОМЫХ»
Цель: формировать экологическую культуру детей; прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; знакомить детей с многообразием мира насекомых, их ролью в природе.
Методические рекомендации по работе:
Рассматривание и наблюдение за жизнью насекомых.
Беседы с детьми об обитателях лужайки, как о сообществе растений и животных, которые не могут жить друг без друга.
Забота человека о братьях наших меньших.
Использование луп для наблюдений.
Связь с миром животных, птиц, насекомых.
Игры с детьми: «Экологическая цепочка», «Звуки природы», «Жилище на коленях» и т. д.
Задания детям: «Нарисуй жучка», «Сочини сказку про насекомых» и т. д.
12. «ЛЕС»
Цель: уточнить и обобщить знания детей о лесе, о деревьях, о взаимосвязях (цепи питания, развивать умение видеть красоту дерева в разное время года, закреплять правила поведения в лесу.
Методические рекомендации по работе:
Беседа о лесе;
Наблюдения: лесная почва, кустарники, травы, грибы, высокие и низкие деревья;
Кто живет в лесу, как можно увидеть следы пребывания белки, птиц;
Следы пребывания человека;
Правила поведения в лесу людям;
Что нужно животным, чтобы выжить в лесу;
Игры «Дары леса», «Что сделано из дерева?», «Загадай, а мы отгадаем», «Что где растет»;
Стихи, загадки, пословицы о лесе, экологические и подвижные игры.
13. «МУРАВЕЙНИК»
Цель: развивать познавательный интерес и экологически бережное отношение детей к представителям мира насекомых – муравьям; углубить знания детей о муравьях, их образе жизни; сформировать представления о роли муравьев в жизни леса; воспитывать бережное отношение к муравьям.
Методические рекомендации по работе:
Наблюдение за муравейником в разные времена года.
Связь с растительным и животным миром.
Беседа «Муравьи», «Где живут муравьи»; о полезных свойствах муравьиной кислоты.
Наблюдение, как муравьи работают;
Организация и проведение исследовательской деятельности: взять на прогулку лупы. Засыпать дорожки: песком и сахарным песком – пронаблюдать, что муравьи будут делать и как они будут все собирать. Ответить на вопрос: Кто же самый сильный на Земле?
Игры с детьми: п/и «Муравей и дождик», «Мы муравьи».
Задания детям: «Нарисуй муравейник», «Сочини сказку», «Построй сам муравейник» и др.
Организация и проведение трудовой деятельности в природе: очистка участка от мелкого мусора…
14. «ПТИЧЬЯ СТОЛОВАЯ»
Цель: познакомить детей с жизнью птиц, зимующих в нашем крае; способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами; развивать представление действенной заботы о животных.
Методические рекомендации по работе:
проведение разных видов наблюдений
проведение природоохранительных акций, экологических проектов (подкормка птиц зимой, изготовление кормушек, развешивание на деревьях скворечников).
беседа с детьми о птицах, их особенностях, о том, чем они питаются, какую пользу приносят природе, о том, как человек может помочь птицам;
загадывание загадок о зимующих и перелетных птицах, узнают их на картинках;
Составление рассказов по иллюстрациям; конкурсы: «Каждой птичке по кормушке», «Как я спасу птичку».
15. «ВОДОЕМ»
Цели: познакомить детей с природным водоемом и его обитателями, помочь понять, что водоем - сообщество разных организмов, воспитывать грамотное поведение у водоема.
Методические рекомендации по работе:
Использование различных форм работы: рыбалка, и дидактические игры.
Наблюдение за изменениями живых объектов природы,
Отгадывание загадок, связанных с водоемом и его обитателями.
Использование иллюстративного материала
Беседа с детьми об обитателях водоема (растения, животные, насекомые).
Игры: «Раз, два, три - рыб назови», «Создай водоем», «Летает, ползает, плавает».
Организация и проведение трудовой деятельности.
КОНЕЦ МАРШРУТА
Маршрут завершается там же где начинался, от хозяина тропы Лесовичка. Завершением путешествия может быть экологическая игра или получение от хозяина тропы природного материала для поделок или создания коллекции.