Нагаева Юлия Валерьевна
Проект «Эколята-дошколята»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование экологической культуры, представлений детей о значении природы в жизни людей, для развития и существования человека
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
Публикация «Проект „Эколята-дошколята“» размещена в разделах
- Проекты
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Эколята - защитники природы. Проекты
- Темочки
Педагогический творческий проект в ДОУ "Эколята-дошколята" позволит расширить общий кругозор детей и способствовать развитию их творческих способностей, помогает ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром, способствует воспитанию у детей потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
Любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру, как проявление патриотизма. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.
Цели
• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов
• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
• Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
Задачи
• сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
• научить воспитанников осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
• сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
• дать представление, с учётом принципа информационной безопасности, о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, заболевания, переутомления ;
• дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
• обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
• сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
• сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
• дать ребёнку знания об окружающей его Природе,
• познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины,
• показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
• способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
• помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
• расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
• помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром; разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приёмов, способных сформировать у ребёнка чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;
• способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
Методы, используемые при реализации проекта:
• Объяснительно-иллюстративный метод (объяснение, рассказ);
• Частично-поисковый;
• Продуктивный;
• Наглядный (образцы, иллюстративный материал);
• Практический
• Работа с родителями
Методика работы с детьми строится на следующих принципах:
• Принцип личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку;
• Принцип развития;
• Культурно-деятельностный принцип;
• Принцип взаимодействия;
• Принцип доверительного сотрудничества;
• Принцип взаимного развивающего влияния педагог – ребенок.
• Индивидуального подхода к детям.
Направления работы
Воспитание любви к природе, гордости за свой край в котором ты живёшь, за прошлое своего народа, уважения к живому на планете, спланированы через интеграцию образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие (познавательные беседы, чтение художественной литературы, экскурсии к историческим местам нашего края, рассматривание альбомов; подвижные, словесные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры; совместная с родителями деятельность: экскурсии, субботники)
Речевое развитие (развивающие занятия, рассказывание и инсценированние сказок, использование стихов, загадок, пословиц, былин)
Познавательное развитие (природоохранная деятельность, опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность, эколого- просветительская деятельность, целевые прогулки, наблюдения)
Художественно- эстетическое развитие (рассказы педагога, рассматривание иллюстраций и образцов жизни животных с сопровождением художественного слова.)
Физическое развитие (подвижные игры, соревнования)
Ожидаемые результаты
• Знания полученные в ходе реализации программы используются детьми практически в разных жизненных ситуациях (правила этикета, правила безопасности в пути, правила безопасного поведения в лесу и т. д.).
• В занимательной форме активизирована мыслительная деятельность детей. Углублены экологические знания природосообразности жизнедеятельности у детей, воспитывается у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле:
• формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;
• повышение общей культуры ребёнка;
• формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;
• развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;
• расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
• Закреплены знания и умения по санитарно-гигиеничеким требованиям.
• Улучшение динамики сезонных заболеваний.
• Уменьшение случаев детского травматизма.
• Уменьшение утомляемости детей.
• Создание методических папок с материалами необходимыми для проведения занятий.
• Создание библиотечки детского здоровья, доступной для воспитателей и родителей.
Подготовительный
Подбор познавательной и методической литературы по основам экологической культуры и здоровьесбережению.
Подготовка наглядного иллюстративного материала
(открытки, картинки, видео).
Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта.
Разработка мероприятий с детьми.
Обязательное размещение в блоге на сайте дошкольной образовательной организации логотипа «Эколята», текста клятвы «Эколят», текста гимна «Эколят» и образов сказочных героев Эколят – друзей и защитников Природы («Умницы», «Шалуна», «Тихони» и «Ёлочки») На протяжении всего проекта
Деятельностный
Использование в совместной занятийной деятельности образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы; организацию и проведение различных игровых программ, конкурсов и викторин, других подобных мероприятий; организацию и проведение практических занятий по охране и защите Природы.
1. Проведение тематических «Уроков Природолюбия» с «Эколятами» – друзьями и защитниками природы и выставок поделок и рисунков по теме: «Цветы в окнах домов»; «Лекарственные растения»; «Безопасность в природе»; «Юные исследователи»; «Птицы Урала»; «Помощь птицам и животным зимой»; «Лисичкина нора»; «Береги природу от пожара»; «Моря и океаны планеты Земля»
2. Проведение тематических «Уроков Природолюбия» с «Эколятами» – друзьями и защитниками природы и выставки поделок и рисунков по теме: «Мой город – маленькая страна» (природный и растительный мир Свердловской области); «Природные достопримечательности нашего города»; «Времена года»; «Земля – наш общий дом»
3. Организация опытных и экспериментальных проектов по выращиванию рассады растений «Огород на окне»; «Рассада для клумбы»; «Лук для нашего стола»;
4. Проведение тематических «Уроков Природолюбия» с «Эколятами» – друзьями и защитниками природы и выставок поделок и рисунков по темам: «В мире растений»; «В мире животных»
5. Проведение акции «Наш дом – планета Земля! Береги ее!»; «Покорми птиц зимой»; «День Земли»; «Субботник на нашем участке»; «Посвящение в эколята»;
6. Проведение «Марафон заний уроков эколят» с детьми на темы по охране безопасности жизнедеятельности и Природолюбию:
«Здоровье и безопасность»
«Природа вокруг нас»
«Как устроен мир»,
«Путешествия»
«Чему учит красная книга»
«Что значит любить Природу и заботиться о ней?»
«Основы правильного поведения на прогулке в лесу, на природе?»
«Почему нужно убирать за собой мусор»
«Основы правовой культуры»
«Эколята учат сортировать мусор»
«Важнейшие номера телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации»
«Правила безопасности поведения в лесу»
«Твоя ответственность перед Природой»
«Правила безопасности поведения на льду»
«Принципы природосообразности деятельности человека»
«Любование Природой»
«Чудеса Природы»
«Явления Природы»
«Почему важно соблюдать Правила Пожарной Безопасности? «
Подготовка и проведение игротеки и викторин по закреплению знаний и умений полученных на занятиях по основам экокультуры.
Игротека:
«Эколята отвечают Почемучкам»
«Шалун и Тихоня в гостях у Эколят»
«Волшебные герои в гости к нам пришли, много игр веселых с собою принесли»
«Умница-затейница и Елочка-проказница играют и танцуют – снежинки нам рисуют»
Викторина:
«Умники и Умницы в гостях у Природы»
«Кто, где и как живет?»
«Времена Года»
7. Совместно с родителями и социальными партнерами проведение экскурсий в библиотеку, краеведческий музей, часть пожарной охраны, в лес; участие в конкурсах, турслете и др. мероприятий, соответствующих теме проекта
Заключительный
Проведение торжественного посвящения детей в «Эколята»
Создание методического материала по темам проекта для воспитателей.
Проведение фотовыставок и выставок рисунков и поделок по темам проекта.
Оформление стенгазеты в группе детского сада по результатам проекта.
Создание видеоролика по итогам проекта и презентация на сайте детского сада;
Участие в мероприятиях в рамках природоохранного
социально-образовательного проекта «Эколята – Дошколята» в дошкольных
образовательных организациях российских регионов
Я учитываю в своей деятельности индивидуальные особенности развития учащихся: темпа развития и темп деятельности. В используемой системе необходимо знать психологические и возрастные особенности младших детей, скорость усвоения материала и разные склонности в реализации продуктивной деятельности.
. В этой связи и для достижения личностных результатов в разработке материалов занятий нужно использовать разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте) к учебной.
В нашем саду, также, созданы и реализуются дополнительные образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни: проводятся дни здоровья, спортивные праздники, спартакиады, программы кружков и секций и т. п.