Анджела Нешкарультына
Проект «Эколята — дошколята» для детей разновозрастной группы (от 3–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования с. Конергино»
Проект «Эколята - дошколята».
Составила воспитатель 1-й категории: Нешкарультыной А. Б. на 2019-2020 гг.
Паспорт проекта.
Вид проекта : круглогодичный
Тип проекта – групповой, познавательно- исследовательский.
Участники проекта : дети разновозрастной группы (от 3-7 лет) и их родители.
Публикация «Проект „Эколята — дошколята“ для детей разновозрастной группы (от 3–7 лет)» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Эколята - защитники природы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2020
Проблема проекта : проблема отчуждения ребенка от природы и последствия этого явления. Отмечаются ограничения в общении современных детей с природой и пути изменения ситуации, в част-ности роль дошкольных учреждений в создании среды для общения с природой.
Цель проекта :
Развивающие- развивать наблюдательность и любознательность детей.
Обучающие - развивать эмоций ребенка — умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, уметь видеть красоту окружающего мира.
Воспитывающие –воспитывать у детей чуткое отношение ко всему живому (растениям, животным, птицам)
Задача проекта :
Обучающие -сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде.
Развивающие –выработать навыки грамотного и безопасного поведения на природе и в быту.
Воспитывающие –воспитывать у детей любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру.
Актуальность
Давайте, дошколята, природу созидать!
О ней ни на минуту не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и речки,
Это все для нас навечно!
Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. К числу самых волнующих причин, несомненно, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва. И это в свою очередь не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей.
В экологическом образовании дошкольников метод проектов получил признание раньше, чем в других областях дошкольного образования. Это связано, в частности, с тем, что большую роль в экологическом образовании играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.
Сегодня возрастает социальная значимость проектно - исследовательских работ дошкольников в области экологии и это не случайно, так как сегодня в современном мире остро стоит проблема взаимоотношений человека и природы, сегодня термин “экология” используют с такими словами как «общество», «семья», «культура».
В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Опыт показал, что дошкольники, воспитатели и родители с удовольствием, и с большим интересом участвуют в исследованиях подобного типа.
Несмотря на то, нет достаточной материально-технической базы для проведения настоящих исследований, я считаю, что заинтересовать дошколят, подтолкнуть их к разгадке чего-то более интересного можно и нужно всегда - ежедневно, ведь задача педагога, говоря словами В. Розова:
«. разгребать груды камней - а вдруг под ними окажется человек»!
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли – развитие компетентности людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.
Благодаря этому возможны формирование у детей : экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем, через процесс проектно – исследовательской деятельности в контексте ФГОС ДО.
Уровень экологической воспитанности в дошкольном учреждении зависит от проводимых мероприятий по экологическому воспитанию детей. Если в группе будет создана система проектно – исследовательской работы с детьми по экологическому воспитанию дошкольников и их родителей, то возрастёт уровень знаний и практических умений детей и взрослых, повысится их экологическая культура, а природно-развивающая среда группы и участка будет способствовать сохранению и укреплению здоровья и экологическому образованию детей дошкольного возраста.
Дошкольники, получающие определенные экологические знания, методом проекта, бережнее относятся к природе и в будущем это окажет влияние на оздоровление экологической обстановки в стране, а соответственно и в нашем Северном крае.
Все хорошее в людях из - детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем
сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Н. Луконин.
КЛЯТВА «ЭКОЛЯТ – МОЛОДЫХ ЗАЩИТНИКОВ ПРИРОДЫ».
-Я честный, добрый и заботливый человек. Я хочу вступить в ряды Эколят.
-Я люблю всех живых существ, поэтому я обещаю всегда защищать и беречь
братьев наших меньших!
-Я люблю дышать чистым воздухом, поэтому я обещаю беречь зеленые насаждения,
высаживать новые деревья и ухаживать за ними.
-Я хочу пить чистую воду, купаться в чистых реках, морях и озерах, поэтому я
обещаю беречь водоемы от загрязнений, экономить водопроводную воду.
-Я люблю гулять по красивым полям и лесам, поэтому я обещаю убирать за собой
мусор всегда и везде, сортировать бытовые отходы и сдавать вторсырье в
переработку.
- Вступая в ряды Эколят – Молодых защитников природы, я клянусь, что сделаю
все возможное, чтобы стать лучшим другом Природы, надежным и верным.
-Клянусь все свои знания и силы направлять на заботу о Природе, животных и
растениях.
-Клянусь нести знания о природолюбии окружающим меня людям.
-Клянусь! Клянусь! Клянусь!
Виды технологий по экологическому воспитанию дошкольников.
Для организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников я использую следующие виды технологий такие как:
- социально-игровые методы обучения (дети учат друг друга);
- использование компьютерных технологий;
- мультимедийные презентации.
Одной из наиболее прогрессивных форм работы с дошкольниками является применение компьютерных технологий и мультимедийных презентаций. Зачастую для проведения занятий по экологии недостаточно информации и наглядного материала. На помощь приходит компьютер. Ребенка многое интересует в окружающем него мире. Применяя принцип наглядности, становится возможным донести информацию в доступной для ребенка форме. В отличие от взрослого человека, детям, как нельзя лучше подходит поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Ребенку, с его наглядно - образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом. Именно поэтому так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации.
Одной из новых наиболее эффективных инновационных технологий стал метод проектов. Этот метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием. Проект может быть реализован в любом объединении дошкольников (в группе, подгруппе, одновременно в нескольких группах, по всему учреждению, между несколькими учреждениями, с привлечением родителей дошкольников.) Может быть различным по продолжительности (кратковременным — до трех недель, долговременным — до года).
Современные формы работы по экологическому воспитанию дошкольников.
Современной формой работы по экологическому воспитанию детей является использование моделирующей деятельности, использование графических моделей в процессе ознакомления с природой.
Модель – это предметное, графическое или действенное изображение чего - либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельности. Например, глобус – это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью. Географическая карта – это тоже модель Земли, но уже графическая, она отображает планету в плоскости бумаги. Глобус и карта – предметы, которые помогают ориентироваться в громадном пространстве, совершать путешествия по странам и континентам, не выходя из дома. С дошкольниками создаем и используем самые различные модели. Важнейшими из них являются календари природы – графические модели, которые отражают разнообразные явления и события в природе. Любой календарь природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения : сначала происходит его создание (моделирование явлений, затем – использование в учебном или воспитательном процессе. Второй тип графического моделирования – создание календаря наблюдений за ростом и развитием растения. Во всех возрастных группах один раз в неделю можно фиксировать (рисовать на отдельных страницах) прорастающий в банках репчатый лук. Графическая модель будет особенно интересной, если несколько луковиц прорастают в разных условиях. Все рисунки делаются с помощью двух картонных трафареток – банки и луковицы. Дети с удовольствием их обводят, пририсовывают корни и зелень, т. е. легко воспроизводят натуру. Такая модель в виде календаря наблюдений за растущим луком может быть создана как с детьми младшего, так и старшего возраста. Со временем лук съедают, банку с луковицей ликвидируют, а модель остается – ее можно многократно рассматривать как в свободное время, так и на специальных занятиях.
Нетрадиционной формой экологического образования является использование сказки. Еще одной из форм современных технологий экологического образования дошкольников является экологический театр, который способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности. Занятия экологическим театром предоставляют возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним. Задачи экологического театра : - привлечение внимания к проблемам окружающей среды; - развитие творческих способностей детей; вовлечение детей в активную природоохранную деятельность. В рамках экологического воспитания можно устраивать экологические конкурсы (рисунка, поделки и т. д.).
Работая по теме «Экологическое воспитание» педагоги учат каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считают, что достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи.
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию :
Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности, консультации по экологическому воспитаниюдетей. Подготовка дидактического материала для игр, ряжения.
Экологическое образование тесно связано с экологическим просвещением, часто рассматриваемым как один из его уровней. Отличительной чертой экологического просвещения считается направленность на привлечение внимания, формирование заинтересованности, придание эмоциональной окраски формирующимся экологическим представлениям.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, ориентированное на формирование экологической культуры, предполагает четыре основных составляющих:
1. Нравственное воспитание, направленное на формирование гуманного
отношения к природе, сочувствие, сопереживание с объектами природы.
2. Интеллектуальное развитие ребенка, предполагающее формирование системы взглядов об уникальности всего живого на Земле и взаимосвязях между собой различных объектов природы.
3. Развитие эстетических чувств путем развития умения видеть и чувствовать красоту природы, пробуждения желания сохранить её красоту.
4. Воспитание активной жизненной позиции путём посильной деятельности на благо природы.
Взаимосвязь интеллектуального и эмоционального восприятия природы в сочетании с практической деятельностью по её улучшению является необходимым условием достижения цели экологического воспитания дошкольников.
Учитывая возрастные особенности детей – неустойчивое внимание, быструю утомляемость от однообразной деятельности, высокую эмоциональность, любознательность, педагоги постоянно ищут новые разнообразные формы и методы занятий экологической и природоохранной тематики. Среди наиболее распространенных являются экологические праздники, игры, экологические сказки, экскурсии (по поселку, на берег моря, тундру, на поляну, на озеро и т. д.).
Нам представляется, что особую значимость для достижения цели экологического образования в дошкольном учреждении являются экологические экскурсии.
Остановимся более подробно на их организации. Современные подходы к организации экологической работы с детьми дошкольного возраста основываются на представлении ребенку максимальных возможностей для организации контактов, общение детей с миром природы. На экскурсии дети воспринимают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов и непосредственного ознакомления с ними.
При подготовке и проведении экологической экскурсии для детей дошкольного возраста мы опираемся на несколько основных правил:
Длительность экскурсий для детей 5-6 лет не превышает 30-40 минут.
Место проведения экскурсии всегда новое для ребят в любое время года оно обладает какими-то элементами новизны (окрас листочков, цветочки, и т. д.). Учитывая ограниченность территории ДО мы используем элементы моделирования экосистем, дополняя естественные природные объекты искусственными: фотографиями, коллекциями, гербариями.
-Количество объектов для показа на экскурсии для детей такого возраста оптимально 4-6 объектов.
-Рассказ об объекте проводится на эмоциональном, но достаточно кратким рассказом, чтобы не переутомлять экскурсантов. Эффективным приемом, повышающим интерес воспитанников, является использование на экскурсии театральных эффектов – включение в проведение экскурсии сказочных персонажей региона. Например, Сову, пуночку, и др.
-Для эстетического восприятия окружающей природы экскурсию сопровождаем чтением отрывков из поэтических произведений, доступных данному возрасту, использовать загадки, народные пословицы и поговорки.
-Предусматриваем возможности для двигательной активности экскурсантов, например небольшие подвижные игры, соответствующие тематике экскурсии. п\и «Поймай бабочку», «Охотник и гуси» и т. д.
-Предусматриваем возможность для организации практической
природоохранной деятельности, или, как минимум, обсуждаем с детьми возможность и необходимость её осуществления. Зимой – это изготовление и развешивание кормушек
для птиц и подкормка их, весной – очистка дорожки от снега, и т. д., летом – озеленение участка д\сада и полив цветов на полянке д\сада. И т. д.
Мы учитываем, что экологические экскурсии, помимо своей основной цели –формировании экологической культуры ребенка, выполняют еще несколько важных функций: совместная практическая деятельность в ходе экскурсий объединяет детей, благотворно сказывается на развитии коллективных взаимоотношений; как и на других занятиях, на экскурсии действуют правила поведения, подчинение которым дисциплинирует ее участников; экскурсии благотворно влияют на физическое развитие дошкольников, пребывание на свежем воздухе способствует оздоровлению.
Таким образом, экологические экскурсии, оказывая комплексное воздействие на личность ребенка, способствуют формированию его экологической культуры, что предполагает развитие нравственного, гуманного отношения к природе, и вместе с тем совершенствование внутреннего мира самого дошкольника.
Экологические игры - это ведущая деятельность в дошкольном детстве. Они помогают увидеть ребенку неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами.
Экологическая акция
-«Покормите птиц» цель акции – экологическое воспитание дошкольников через организацию практической деятельности по защите окружающей среды и оказанию помощи птицам. Результатом стало изготовление детьми и родителями кормушек, сбор корма и подкормка птиц в зимний период;
Список литературы
1. Асташина, Н. И. Методические рекомендации по использованию экологической
сказки «Как синичка в гости летала»
2. Асташина, Н. И. Организация и использование экологических троп в условиях
перехода на новые образовательные стандарты
3. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования / С. Н.
Николаева // Дошкольное воспитание. 2014. № 5. С. 14–8.
4. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте : учеб.
пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., стер. –М. : Издательский центр
«Академия», 2014.
5. Букина В. О. «Пространство детского сада: познание5 экология». Издательство «ТЦ Сфера» 2016г
6. «Ребенок в д/саду» за 2019 год
7. «Дошкольное воспитание»за 2019 г.