Алёна Клюквина
Проект взаимодействия с родителями «Волшебная страна детства»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект взаимодействия с родителями «Волшебная страна детства» Актуальность темы
Семья – главный институт воспитания. Воспитывают предметы, образ жизни, люди и их отношения. Для родителей многих детей воспитание – это отдельный момент.
Проблема взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе развития общества очевидна. Семья и детский сад, являясь основным институтом социализации и воспитания дошкольника, не могут осуществлять данные процессы эффективно и оптимально для развития ребенка без сотрудничества и взаимодействия.
Публикация «Проект взаимодействия с родителями „Волшебная страна детства“» размещена в разделах
Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезную трансформацию. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте.
В сентябре 2016 года был проведен опрос 20 родителей детей, посещающих первую младшую группу.
Анализ полученных сведений показал:
- некоторые родители перекладывают ответственность за воспитание детей на педагогов ДОУ;
- большинство родителей настроены позитивно, демонстрируют готовность сотрудничать, но с оговоркой (дефицит времени);
- отсутствует четкое представление о системе совместной работы родителей и педагогов.
Пожелания родителей относительно результатов совместной деятельности выглядели следующим образом:
- получить максимально полную информацию о своем ребенке хотели бы 68% опрошенных;
- получить возможность общения с психологом – 55%;
- получить психолого- педагогическую консультацию по решению проблем- 36%;
- научиться определять способности детей – 21%;
- получить возможность общения с родителями других детей – 28%.
Анкетирование родителей свидетельствует о том, что они готовы к сотрудничеству и доверительности. Авторитет воспитателя в вопросах воспитания очень высок. 86% опрошенных родителей считают воспитателя наиболее важным источником информации по воспитанию ребенка, которому они более всего доверяют.
Обработка анкет позволила получить сведения о том, что ожидают родители от ДОУ, очертить круг вопросов, увидеть трудности и проблемы родителей в воспитании и развитии детей. И, кроме того, стало понятно, что формы и методы работы с родителями, применяемые ранее (выступления на родительских собраниях, наглядная агитация и др.) оказались недостаточно эффективными, не позволяющими родителям занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ.
И здесь удачной находкой оказался метод проектов, цель которого - объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.
Тип проекта : практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный.
Цель: повышение компетентности родителей по вопросам социально-личностного развития детей.
Задачи: актуализировать воспитательные умения родителей и направить их на конструктивные партнерские взаимоотношения с ребенком;
помочь родителям устранить недопонимание эмоциональной сферы ребенка через совместную игровую, творческую и познавательную деятельности. Создание условий в саду для эмоционального общения взрослых и детей.
Установить сотрудничество между образовательным учреждением и семьей.
Участники проекта : воспитатели, родители, дети, специалисты.
Сроки реализации: в течение года.
Ожидаемый результат:
1. Создание системы комплексной работы с родителями.
2. Обобщение опыта семейного воспитания.
3. Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам социально-личностного развития детей.
Формы работы с родителями :
• консультации, беседы;
• развлечения, праздники;
• открытые занятия;
• родительские собрания;
• практикумы;
• прогулки, экскурсии;
• папки-передвижки, фотовыставки, выставки детских работ;
• обобщение опыта семейного воспитания.
Этапы реализации проекта
Первый этап — подготовительный (оформление стендов наглядной информации, работа с детьми, родителями и педагогами).
Второй этап — организационно-практический (определение инновационных форм работы с родителями в каждой группе, планирование этапов работы на год по новым формам взаимодействия с родителями, тестовая работа, анализ, обработка материалов по данному проекту, инновационная работа по группам).
Месяц Проводимая работа
Сентябрь Анкетирование родителей на предмет социального заказа
Родительское собрание "Давайте познакомимся"
Октябрь Мастер – класс «Волшебная соль»
Папка-передвижка «Совместные игры детей и родителей»
Ноябрь Информационный лист «что происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой»
Театр - игрушек «Ежик в осеннем лесу»
Декабрь Творческая мастерская "Праздник в нашем доме"
Консультация «Как воспитать ребенка без криков и наказаний»
Январь Семинар – практикум «Физическое развитие ребенка в семье и ДОУ»
Игровая программа «Как снеговик друзей искал»
Февраль Оформление фотовыставки "Мой папа хороший"
Консультация «Игрушка в жизни ребенка»
Март Театр игрушек «Как мы лечили петушка»
Полезные советы в стихах
Мастер – класс «Нетрадиционные техники рисования»
Апрель Информационный лист «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка»
Открытый просмотр «Закаливание детей в раннем возрасте»
Май Оценка эффективности деятельности
Спортивное развлечение "Весна в лесу"
Третий этап — заключительный (подведение итогов, выводы).