Ольга Антропова
Проект в первой младшей группе «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Тема: «Времена года».
Тип проекта : Познавательно-творческий, исследовательский, игровой, долгосрочный, групповой.
Авторы проекта : Воспитатели Антропова О. В., Заворницына Н. В., Михеева Е. Н.
Образовательное учреждение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20».
Публикация «Проект в первой младшей группе „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Времена года. Проекты, планы, тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Участники проекта : Дети 1 младшей группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор физо.
Срок реализации проекта : сентябрь 2018 – август 2019 год.
Актуальность: Знания и представления детей 2-3 лет скудны, ведь их жизненный опыт ещё слишком мал. Педагоги детского сада и родители в силах помочь малышам познать этот интересный, полный красок, звуков, ощущений мир природы. Дети в таком возрасте часто не знакомы с признаками времен года, не наблюдали за явлениями в природе. Но в этом возрасте они очень любознательны и готовы с большим интересом и вниманием познавать, исследовать, творить, тем самым обогащая свои знания о временах года.
Проблема: Экологическому воспитанию детей в раннем возрасте уделяется мало внимания. К трем годам большинство воспитанников имеют низкий уровень сформированности экологических представлений. Не сформировано представление о правильных способах взаимодействия с природой.
Цель: Формирование начальных представлений о временах года.
Задачи:
- Познакомить детей с характерными особенностями каждого времени года.
- Формировать представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы.
- Формировать представления о труде взрослых в природе.
- Развивать интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы.
- Повысить эффективность детско-родительских отношений и самооценки родителей в воспитании ребенка.
Предполагаемый результат проекта :
- Сформированы элементарные представления о временах года.
- Сформировано представление о труде взрослых в разное время года.
- Сформированы представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы.
- Проявляют интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы.
- Повысилась эффективность детско-родительских отношений и самооценка родителей в воспитании ребенка.
Этапы реализации проекта :
I. Подготовительный этап (сентябрь) :
- Создание развивающей среды.
- Подбор наглядного материала, художественной и методической литературы по теме проекта, материалов для экспериментирования, создание картотеки подвижных и пальчиковых игр.
- Планирование работы с детьми и сотрудничество с родителями.
II. Основной этап (1 октября – 15 мая) :
- Организации деятельности с детьми.
- Организация работы с родителями.
III. Заключительный этап (15 мая – 31 мая) :
- Определение результата практической деятельности с детьми.
- Презентация краткого содержания проекта.
IV. Пост проектная деятельность (июнь – август) :
- Организации деятельности с детьми и родителями в летний период.
План реализации проекта
Блок 1 «Разноцветная осень» : сентябрь - ноябрь
Работа с детьми:
Игровая деятельность:
- Игры-манипуляции с муляжами овощей, фруктов.
- Театрализованная игра «Репка».
- С/ р игры: «Компот для мишки», «Кукла Маша готовит салат», «Чудесная корзинка», «Зайкин огород», «Кукла идет гулять».
Коммуникативная деятельность:
- Словесно-речевые игры: «Огород», Спрячем овощи», «Найдем овощи», «Фрукты», «Подарим фрукты», «Осень пришла».
- Дидактические игры: «Что растет в саду?», «Что растет в огороде?», «Узнай и назови», «Узнай на вкус», «Что бывает осенью?», «Чего не стало?».
- Пальчиковые игры: «Овощи», «Фрукты», «По грибы», «Осень», «Репка», «Капуста, «Компот», «Апельсин».
- Дыхательные упражнения: «Листопад», «Чья птичка улетит дальше?».
Познавательно-исследовательская деятельность:
- Игры с природным материалом (шишки, листья и др.).
- Игры с песком: «Мокрый - сухой», «Посыпалки».
- Игры с водой «Что как плавает», «Переливание воды».
- Дидактические игры: «Сколько - листочков?», «Найди домик листочку», «Сложи картинку», «Большой - маленький», «Найди такой же листик», «Разложи овощи по корзиночкам», лото «Осень».
- Наблюдения на прогулке за осенними цветами, листопадом, небом, ветром, птицами, работой дворника, дождем, погодой.
Двигательная деятельность:
- П/ игры: «Солнышко и дождик», «Птички и дождик», «Листопад».
- Хороводные игры «Огород», «Овощи».
- Речевые подвижные игры: «Собираем овощи», «Мы идем в сад», «Вкусные овощи», «Золотая осень», «Деревья», «Дождик», «Птицы осенью».
Трудовая деятельность:
- Сбор листьев для гербария.
- Сбор семян.
- Уборка территории.
Чтение художественной литературы:
- «Падают листья» М. И. Ивенсен, «Овощи» Тувим, «Дождик» Е. Благинина, «Осенью» Плещеев, «Листопад» В. Мирович, «Огуречик-огуречик», «Дождик-дождик», «Репка».
Музыкально-художественная деятельность:
- Слушание: «Осенью» муз. С. Майкапара.
- Пение «Дождик» рус. нар. мел., обр. В Фаре.
- Музыкально-ритмические движения «Дождик» муз. и сл. Е. Макшанцевой, пляска с листочками.
Продуктивная деятельность:
- Рисование «Мой любимый дождик», «Веселые мухоморы», «Ягоды и яблочки», «Листопад».
- Лепка «Яблочки».
Работа с родителями:
- Анкетирование о временах года и их приметах.
- Изготовление поделок из природного материала и овощей «Садовое царство, огородное государство» (совместно с родителями) – сентябрь.
- Консультация «Одежда вашего ребенка на прогулке осенью».
- Акция «Птичий домик» (совместно с родителями) – ноябрь.
Итоговые мероприятия:
- Выставка рисунков «Разноцветная осень» - октябрь.
- Праздник «На балу у Осени» - октябрь.
Блок 2 «В гости к зиме» декабрь – февраль
Работа с детьми:
Игровая деятельность:
- Игры-манипуляции с фигурками диких животных.
- Театральная игра «Зимовье зверей».
- С/ ролевые игры: «Кукла заболела», «Кукла идет гулять», «Путешествие в зимний лес», «Новый год у зверят».
Коммуникативная деятельность:
- Словесно-речевые игры: «В гости к нам зима пришла», «На чем катаются дети», «Что слепил Дед Мороз?», «Снегурочка со снежками», «Какие снежки?», «Нарядим елочку».
- Д/ игры: «Найди картинку», «Что зимой бывает?», «Кто спрятался в снегу», «Одень куклу на прогулку».
- Пальчиковые игры: «Зима», «Зимние забавы», «Новый год», «Елочка», «Ручки греем», «Снежок», «На елке».
- Дыхательные упражнения: «Снежинки», «Пузырь».
Познавательно-исследовательская деятельность:
- Игры с песком: «Следы», «Печем печенье».
- Игры с водой: «Поймай льдинку», «Заморозим», «Разогреем», «Цветные льдинки».
- Д/ игры: «» Сложи картинку», «Сколько снежинок?», «Большие - маленькие снежинки», «Какой снежок?», «Собери снеговика», Лото «Зима», «Что бывает белым?».
- Наблюдения на прогулке за: снегом, красотой зимних деревьев, узорами на окнах, снегопадом, птицами, следами на снегу, работой дворника.
Двигательная деятельность:
- П / игры «Зайка беленький сидит», «Птички в гнездышке», «Дед Мороз», «Снег кружится», «На елку».
- Хороводные игры «Елочка», «Дед Мороз».
- Речевые подвижные игры «Выпал беленький снежок…», «Снежинки», «На дворе Мороз и ветер…», «Мороз».
Трудовая деятельность:
- Расчистка дорожки от снега, подгребание снега к стволам деревьев, перенос снега в определенное место для сооружения снежных построек, посыпание дорожки песком, подкормка птиц.
Чтение художественной литературы:
- М. Познанская «Снег идет», О. Высотская «Холодно», В. Хорол «Зайчик», Н. Саксонская «Где мой пальчик?», О. Высотская «Покатились санки вниз», Я. Аким «Елка наряжается», Суриков «Зима».
Музыкально – художественная деятельность:
- Слушание Чайковский «Зима».
- Пение «Пришла зима» муз. М. Раухверга, сл. Т. Мираджи.
- Слушание «Зима» муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель.
- Музыкально-ритмические движения «Новогодний хоровод», «Дед Мороз», «Как на поле на лужок выпал беленький снежок…».
Продуктивная деятельность:
- Рисование «Снег идет», «Следы на снегу», «Рябина», «Украсим шарик», «Украсим елочку».
- Лепка «Снежки», «Снеговик», «Ягоды для птичек».
Работа с родителями:
- Консультация «Одежда вашего ребенка на прогулке зимой».
- Выставка поделок «Букет зимы холодной» (совместно с родителями) – декабрь.
Итоговые мероприятия:
- Выставка детского творчества «Белоснежная зима».
- Празднование новогодней елочки – декабрь.
- Театрализованное развлечение «Широкая Масленица» - февраль.
Блок 3 «Пришла весна» март – май»
Работа с детьми:
Игровая деятельность:
- Театрализованная игра «Заюшкина избушка».
- С/ролевые игры «Путешествие в весенний лес», «Кукла идет гулять», «Кукла заболела».
Коммуникативная деятельность:
- Словесно-речевые игры «Вот пришла весна», «Какие сосульки?», «Кап-кап», «Что весной бывает», «Узнай и назови», «Что изменилось?».
- Дидактические игры «Что сначала, что потом?», «Найди и покажи», «Одень куклу на прогулку», «У кого картинка?».
- Пальчиковые игры «Весна», «Первые цветы», «Возвращение птиц».
- Дыхательные упражнения «Одуванчик», «Плыви, кораблик».
Познавательно – исследовательская деятельность:
- Игры с водой «Тонет - плавает», «Теплый - холодный», «Как тают сосульки».
- Игры с песком «Торт для мамочки», «Солнышко из ладошек».
- Дидактические игры «Сколько лодочек в луже?», «Большие - маленькие сосульки», лото «Весна», «Сложи картинку».
- Наблюдения на прогулке за: таянием снега, лужами, ручьями, сосульками, птицами, почками, первыми листьями, первой травой, одуванчиками, работой дворника.
Двигательная деятельность:
- Подвижные игры «Веселый воробей», «Перешагни через лужу», «Солнечные зайчики», «Через ручеек», «Птички, раз! Птички, два!».
- Хороводные игры «Вейся венок», «Колпачок».
- Речевая подвижные игра «В гости к нам весна пришла».
- Ритмическая игра «Шаловливые сосульки».
- Закличка «Солнышко» с движениями.
Трудовая деятельность:
- Сбор мусора на участке, очистка территории от сухих листьев, подметание дорожки, сгребание рассыпанного песка обратно в песочницу.
Чтение художественной литературы:
- А. Плещеев «Сельская песенка», М. Полянская «Одуванчик», Укр. Песенка «Веснянка», закличка «Солнышко-ведрышко», закличка «Дождик», сказка «Заюшкина избушка».
Музыкально-художественная деятельность:
- Пение «Солнышко» муз. Н. Лукониной.
- Слушание «Апрель» муз. П. И. Чайковского, «Весенний вальс» муз. Ф. Шопена.
- Музыкально-ритмические движения «Веснянка», «Полянка» р. н. м.
Продуктивная деятельность:
- Рисование «Ручеек», «Травка зеленеет», «Одуванчики».
- Лепка «Сосульки», «Солнышко».
Работа с родителями:
- Консультация «Одежда вашего ребенка на прогулке весной».
- Помощь в оформлении выставки «Огород на окне» - март.
Итоговые мероприятия:
- Оформление выставки «Огород на окне» - март.
- Праздник «Мамин праздник приходит с весной» - март.
Блок 4 «Ах, лето» июнь – август
Работа с детьми:
Игровая деятельность:
- Игры с природным материалом (шишками, камешками, косточками и т. п.).
- Театрализованные игры «Теремок», «Колобок».
- С/ролевые игры «Кукла идет гулять», «Путешествие в летний лес», «Кукла Маша готовит салат», «Едем на дачу», «Едем отдыхать на речку».
Коммуникативная деятельность:
- Словесно-речевые игры «Летние забавы», «Лето к нам пришло», «Кто машет крылышками?», «Принесла я вам цветок», «Кап-кап-кап».
- Дидактические игры «Одень куклу на прогулку», «Ковер из цветов», «Что бывает летом?».
- Пальчиковые игры «Лето», «Насекомые».
- Дыхательные упражнения «Ветерок»», «Бабочка, лети!».
Познавательно-исследовательская деятельность:
- Игры с водой «Прозрачная – мутная», «Разноцветная водичка», «Достань камешек».
- Игры с песком «Я пеку, пеку, пеку», «Посыпалки», «Зоопарк из песка».
- Дидактические игры «Лото», «Сложи картинку», «Найди цветок для бабочки», «С какого дерева листик?», «Сколько цветочков?».
- Наблюдения на прогулке за: деревьями, цветами, травой, насекомыми, животными, птицами, ветром, солнцем, тенью, песком, работой дворника, одеждой людей.
Двигательная деятельность:
- Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Мы веселые ребята», «Солнечные зайчики», «У медведя во бору», «Жуки».
- Хороводные игры «Вейся венок», «Веселый хоровод».
- Речевые подвижные игры «Летом», «Бабочка», «В лес с ребятами идем», «Два жука».
Трудовая деятельность:
- Уборка территории, подметание дорожки, сгребание песка в песочницу, полив растений.
Чтение художественной литературы:
- Потешки «Вокруг розовых кустов», «Как по лугу», «Травка – муравка», сказки «Колобок», «Теремок», «Земляничка» Н. Павлова, стихотворение «Солнечные зайчики» А. Бродский.
Музыкально-художественная деятельность:
- Пение «Колокольчик», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой.
- Слушание «Утро», муз. Г. Гриневича, сл. С. Прокофьевой, «Цветики», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель.
- Музыкально-ритмические движения «Пляска с платочками», «Пляска с цветами».
Продуктивная деятельность:
- Рисование/лепка «Цветы», «Божья коровка», «Мухомор», «Украсим бабочке крылышки».
Работа с родителями:
- Консультация «Одежда вашего ребенка на прогулке летом».
Итоговые мероприятия:
- Выставка рисунков «Здравствуй лето» - июнь.
- Развлечение «Праздник лета».
- Смотр-конкурс «Здравствуй лето».
Продукты проекта :
- Выставки детского творчества «Разноцветная осень», «Белоснежная зима», «Здравствуй лето».
- Выставки поделок из природного и др. материала, выполненных родителями совместно со своими детьми: «Садовое царство, огородное государство», «Наша елка высока…», «Букет зимы холодной», «Огород на окне».
- Изготовление платковых кукол «Осень», «Зима», «Весна», «Лето».
- Картотека подвижных и пальчиковых игр.
Список литературы
1. Алябьева Е. А. Как организовать работу с детьми летом. Ч. 1. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
2. Алябьева Е. А. Как организовать работу с детьми летом. Ч. 2. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
3. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
4. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей. Пособие для воспитателя дет. сада. «Просвещение», 1978. – 158 с.
5. А. Ануфриева, О. Митюкова «Игры и занятия для малышей».
6. «Комплексные занятия» по программе «От рождения до школы».
7. Громова О. Н., Прокопенко Т. А. «Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей».
8. Картушина М. Ю. «Праздники здоровья для детей 3-4 лет».
9. Кислинская Т. А. «Гениальность на кончиках пальцев».
10. Лобынько Л. В., Швецова Т. Ю. «Игры – занятия для детей раннего возраста».
11. Смирнова Л. Н. «Развитие речи у детей 2 – 3 лет».
12. Теплюк С. Н. «Занятия на прогулке с малышами».
13. Тимофеева Е. А. «Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста».
14. Интернет-ресурсы.