Наталья Соколова
Воспитание экологической культуры у дошкольников. Проект «Экологическая тропа»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Экологическая тропа»
В современном мире экологическое воспитание и образование стало приоритетным направлением. Это вызвано резким ухудшением среды нашего обитания, а в результате - понижением уровня жизни людей. Здоровье человека на 20 % зависит от экологических условий, на 80 % определяется наследственностью, и изменить в благоприятную сторону мы можем только первый компонент, путем изменения своего отношения к природе. Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Окружающая нас природа является всегда доступным, неиссякаемым источником наглядно-чувственного, эстетического, творческого, эмоционального и речевого развития детей. Способствует формированию у них доброжелательности, внимания, чуткости, наблюдательности и других положительных качеств. На протяжении двух лет одним из направлений работы Афанасьевского МДОУ является ознакомление детей с природой, формированием экологической культуры.
Публикация «Воспитание экологической культуры у дошкольников, Проект „Экологическая тропа“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
На территории детского сада создана экологическая тропа - одна из современных форм воспитания и образования детей в экологически значимом пространстве. Главное назначение экологической тропы для дошкольников не столько информационное, сколько деятельностно-игровое. Учитывая особенности возраста, а также специфику развивающей среды, при организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры (Угадай цветок, Когда это бывает, Доскажи словечко, конкурсы, праздники. В разное время можно посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года.
Как мы используем нашу экологическую тропу.
– Используем во время прогулок, для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
– Используем во время наблюдений за живой природой, для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
– Знакомим с разными объектами живой природы и показываем ее взаимосвязь с окружающим миром.
– Стараемся сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
– Формируем чувства близости к природе и сопереживать всему живому, учим заботится и бережно относится к природе.
– Формируем умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
Мы вместе с детьми выбрали «хозяина тропинки» — сказочного персонажа - Лесовичка, который даёт задания детям (игры, загадки, и приглашает в гости, что делает увлекательнее знакомство с природой.
Методы и приемы работы очень разнообразны: наблюдения, практическая деятельность по уходу за растениями уголка живой природы, чтение художественной литературы, уроки доброты, проведение конкурсов, выставок поделок из природного материала, праздников.
Объктами для исследования являются:
1. клумба (дети имеют возможность наблюдать за ростом и развитием разных цветов, за появлением семян, учатся сравнивать их)
2. Водоем (влаголюбивые растения, обитатели водоемов)
3. Зеленая аптека (дети расширяют знания детей о лекарственных растениях, учатся собирать и сушить растения)
4. Береза, клен, рябина (знакомство с лиственными деревьями)
5. Огород (выращивание сначала на окне в группе, затем на грядках различных овощей, знакомство с полезными витаминными продуктами)
6. Птичий городок (пернатый мир) (наблюдение за птицами, развешивание кормушек и скворечников)
7. Цветник (уточнить представления детей о цветниках, о цветущих растениях, их названия, строения, способы ухода)
8. Яблоневый сад (место, где можно вести наблюдение круглый год, начиная с холодной зимы, весенним цветением, летним ростом плодов и осенним плодородием).
9. Домишко муравьишек.
10. Жужащий и ползущий мир (луг)
11. Сельский дворик (где дети отдыхают, рисуют)
12. Оздоровительная дорожка.
Также применяются разнообразные методы работы с родителями на экологической тропе :
1. Изготовление рисунков, поделок
2. Субботник по облагораживанию территории детского сада
3. Участие в конкурсах
4. Фотовыставки
5. Проведение экскурсий для родителей
https://portal.iv-edu.ru/dep/mouoshuyarn/afanas_mdou/ohranaokrsredy.aspx