ольга бибнева
Проект «Воспитание толерантности у младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Воспитание толерантности у младших дошкольников»
Воспитатель : Бибнева О. С.
Актуальность:
Необходимость создания инклюзивных групп
Формирование у детей позитивной жизненной позиции по отношению к детям «не таким, как все»
Гипотеза:
Публикация «Проект „Воспитание толерантности у младших дошкольников“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Средняя группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Если детей с ОВЗ будут принимать в группе как желанных членов, это придаст им уверенности, научит полагаться на собственные силы, поможет в социальной адаптации; в то же время для типично развивающихся детей инклюзия способствует развитию толерантности
Проблема:
недостаток доступных средств для воспитания толерантности у дошкольников
МЫ НАШЛИ ВЫХОД, -
используя
в воспитании толерантности
КУКЛЫ ПОМОЩНИКИ.
В настоящее время очевидно повышение научного и общественного интереса в стране к проблеме воспитания толерантного отношения к людям – инвалидам в период дошкольного детства.
К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к людям – инвалидам, к их образу жизни, привычкам всегда существовал и продолжает существовать как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и детский сад.
Воспитание толерантности связано с приобщением ребёнка к миру общечеловеческих ценностей – отзывчивости, терпения, принятия, доброжелательности, чуткости, сочувствия. Способность поделиться, помочь, уступить, разделить чужую радость и беду – драгоценный талант, который встречается всё реже. От воспитания общечеловеческих качеств зависит не просто благополучие, а выживание нашего общества.
Мы предлагаем вашему вниманию идею решения актуальной проблемы педагогики – воспитание толерантности у детей дошкольного возраста, которое предусматривает терпимость, доброжелательное отношение к людям «не таким, как все», уважения людей разной национальной и расовой принадлежности. Современное общество столкнулось с проблемой недостатка мест в специализированных дошкольных учреждениях для детей с ограниченными физическими возможностями.
По данным министерства здравоохранения и социального развития на август 2012года, численность детей – инвалидов в России составляет 545 тысяч человек. Именно поэтому назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на дошкольное образование, желание и готовность включить их в детское сообщество. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в группы, где воспитываются типично развивающиеся дети, так называемая инклюзия, даёт возможность не только детям – инвалидам принять участие «в нормальной жизни», но и здоровым детям узнать о проблемах своих сверстников, об их сильных и слабых сторонах, учить жить и сосуществовать в едином социуме.
И здесь в практике дошкольных учреждений складывается противоречие: с одной стороны, мы должны создать комфортное пребывание каждого малыша в детском саду, с другой – сделать это обычно бывает не просто. И дело даже не в ресурсах, а в самом микроклимате. Как оградить ранимое сердце нездорового малыша от детской непосредственности, а порой и жестокости сверстников, навешанных ярлыков и прозвищ? Как помочь поверить в собственные силы, избежать насмешек, не чувствовать себя изгоем?
Только воспитание толерантного отношения к людям, причём с младшего дошкольного возраста, позволит решить данную проблему. Существует много разнообразных методов нравственного воспитания : это и личный пример педагога, и беседы, и ознакомление с образцами художественной литературы. Но в сё это доступно и понятно детям более старшего дошкольного возраста. А к этому возрасту у ребят уже складываются определённые стереотипы поведения.
Мы абсолютно убеждены, что начинать надо значительно раньше – с младшего дошкольного возраста. Наша задача научить детей не замечать физического недостатка товарищей, естественно воспринимать их особенности, а при необходимости оказывать им помощь и поддержку, проявляя заботу и милосердие. И в решении поставленных задач мы предлагаем опереться на игровую деятельность как ведущую для дошкольников.
Игрушка… Милая сердцу игрушка… Она не просто обязательный спутник детства; именно с её помощью ребёнок познаёт окружающую действительность. Это своеобразное окно в мир, школа воспитания чувств малыша. Мы уверены, что если среди привычных стандартных игрушек появятся с помощью педагога игрушки не такие как все, в дальнейшем ребёнок сможет перенести их образ на действительность, окружающую реальность, проявляя к «необычным» людям не только тактичное отношение, но и сочувствие, доброжелательность, желание помочь.
Новая игрушка не сразу завоёвывает сердце ребёнка. И здесь многое зависит от педагога, тех жизненных ситуаций, которые он создаст, и в которых малыш включит её в качестве партнёра. Наши игрушки именно такие:
Вот взгляните – это ёж.
На других он не похож.
Колючки есть у всех ежей.
А этот, представляете,
Родился с шубкой из кудрей
И цветом солнца раннего.
Он был как спелый апельсин
Кудрящки так сверкали.
В лесу он был такой один,
Все сразу замечали.
Ёж только выйдет за порог,
Смеялись даже пташечки –
Клубком кататься он не мог
Пружинили кудряшечки…
Ёж всех любил в своём лесу
Зверей, букашек маленьких,
И даже хитрую лису,
И уважал всех стареньких.
Он не такой как все ежи…
Но разве это – важное? –
Любовь, тепло его дущи
Согреют сердце каждое!
А это девочка – сова.
Она с рождения глуха.
У сов обычно чуткий слух,
А бедная малышка
Зароется в свой мягкий пух,
Во сне ей снится мышка.
Она хотела бы играть,
Да ничего не слышит.
Помог ей слухоаппарат,
Что подарили мыши.
Всего лишь тонкий проводок
Ей прикрепили к ушку,
И вот теперь она для всех
Весёлая подружка.
Она хохочет день – деньской
И весело играет.
А этот добрый проводок
Никто не замечает.
Пришёл котёнок к нам слепой.
Он грустно так мяукал.
И в тихой песенке его
Лишь жалобные звуки.
Ему надели мы очки –
Он в красках мир увидел
А то, что знатный он певец
Никто и не предвидел.
Поёт котёнок день и ночь
На дереве и крыше.
Послушать музыку не прочь
Не только птицы, - мыши!
А то, что носит он очки
Для всех друзей не важно.
В очках котёнок наш слепой
Стал смелым и отважным!
Какой улыбчивый малыш!
Он ласков, обаятелен.
Хоть не похож он на других.
Но всё ж, очарователен!
Ему с большою головой
Передвигаться сложно.
Зато он выдумщик большой
И признанный художник.
Его работы хороши,
Добро в рисунках этих.
В них чуточку своей души
Он дарит милым детям.
В лесу избушке жили мишки
Три мишки, словно в старой книжке
Он из них был бел как мел,
«Полярный» прозвище имел.
Другой медведь был с шёрсткой бурой
Хоть с той же мишкиной фигурой.
А третий медвежонок
Пандой был.
Тростник, он словно мёд, любил.
И отличался чёрно – белой грудкой
Наш добрый и затейливый мишутка.
И жили мишки очень дружно,
Любили спать, гулять, играть
И, как положено медведям,
Конфетку – лапу пососать.
И отношения медвежьи
Были так искренни и нежны,
Что позавидовать им мог
Любой в стране лесной зверёк.
Пусть шёрстка разная, ну что с того!
Они все мишки, больше ничего.
Дружили мишки и не замечали,
Что друг от друга отличались.
Мы опробировали метод.
Вы не поверите, друзья,
Урок добра понятен детям
Сегодня нужен, так как никогда.
С такими куклами, как эти
Мы можем проще и доступнее всё детям объяснить.
Нам в помощь золотое правило дидактики,
Чем о добре часами говорить.
Игрушки эти дети любят
И с удовольствием играют.
А то, чем куклы отличаются от всех
Теперь ребята и не замечают.