Юлия Санникова
Проект «Волшебство дыхания» в старшей группе
▼ Скачать
Проект «Волшебство дыхания» в старшей группе
Паспорт проекта
Тема проекта: «Волшебство дыхания»
Тип проекта: познавательно-оздоровительный
Участники проекта: дети – педагоги – родители
Продолжительность проекта: среднесрочный, с 9.01.2020 – 31.01.2020г
Области интеграции: «физическое», «познавательное», «социально-коммуникативное», «художественно-эстетическое».
Публикация «Проект „Волшебство дыхания“ в старшей группе» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Основные педагогические принципы:
• Принцип культуросообразности — формирование здорового образа жизни должно основываться на ценностях и традициях национальной культуры, строиться в соответствии с ценностями и нормами, присущими в данных семьях.
• Принцип гуманистической ориентации — ребенок главная ценность, осознание ребенком социальной защищенности, уважительное отношение к нему.
• Принцип опоры на эмоционально чувственную сферу ребенка — требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые усиливают внимание ребенка на действиях и поступках.
• Принцип дифференциации — создание благоприятной среды для развития интереса к физической культуре.
Проблема:
• частая заболеваемость детей;
• отсутствие у детей мотивации сохранения и укрепления собственного здоровья;
• отсутствие понятия у детей о необходимости правильно дышать для сохранения своего здоровья;
• недостаточная информированность родителей по вопросам детского оздоровления.
Актуальность проблемы
«Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют,
потому что болеют, а болеют,
потому что не умеют правильно дышать.
Научите их этому – и болезнь отступит».
А. Н. Стрельникова
В настоящее время, проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития, в частности и на состояние здоровья в целом.
Дыхание является главнейшим источником жизни. Человек может прожить без пищи и воды несколько дней, но без воздуха самое большее – несколько минут. При недостаточном поступлении воздуха сердце и иммунная система начинают работать активнее, предотвращая тем самым проникновение инфекции и недостаток кислорода.
Поэтому педагоги большое внимание уделяют дыхательным упражнениям на учебных занятиях и в свободной деятельности, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких.
За последнее десятилетие состояние здоровья дошкольников ухудшилось: снизилось число абсолютно здоровых детей. Уровень детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья и с хроническими заболеваниями повысился.
Поэтому организованная своевременная работа по улучшению качества здоровья детей по средствам применения дыхательной гимнастики, становится крайне необходимой и важной. Поэтому и возникла идея создать проект «Волшебство дыхания», где изучить понятие «дыхательная гимнастика» и ее влияние на здоровье детей.
Одним из необходимых условий сохранения здоровья детей в ДОУ является применение здоровьесберегающих технологий. Эффективно развивающие здоровье и личность ребенка технологии предлагает М. Лазарев в своей программе «Здравствуй». Многие упражнения Лазарева способствуют решению логопедических задач и могут успешно применяться как логопедом на индивидуальных и подгрупповых занятиях (возможно, в содружестве с музыкальным руководителем, так и воспитателями и профильными специалистами ДОУ.
Задачи программы «Здравствуй» - формирование физического здоровья на базе личностного (духовного) роста через дыхательно-эмоциональную деятельность с использованием музыки. Процесс эмоционально- дыхательного музыкального тренинга осуществляется через вокально - речевую деятельность. За счет данной деятельности возникает эффект стимуляции работы правого полушария мозга, что изменяет межполушарные взаимоотношения и приводит в результате длительной работы к творческому развитию личности. На стержень эмоционально-дыхательного тренинга нанизывается программа интеллектуального и физического развития. В программе реализуется принцип единства духовной и физической составляющей здоровья. Её цель: на личностном уровне научить ребенка любить себя.
Оздоровительно - развивающая программа М. Л. Лазарева «Здравствуй!» разработана на основе современных научных подходов к воспитанию детей дощкольного возраста в рамках существующих стандартов.
Данная программа направлена на оздоровление детей в д. с и семье. Его цель – помочь педагогам и родителям в процессе ежедневной деятельности детей организовать оздоровительную работу, связанную с формированием мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни. В программу входят не только оздоровительные, но и познавательные элементы, способствующие воспитанию личности ребенка. В программе обширный сказочный материал. В своей работе я использую упражнения на создание положительного эмоционального настроя: «Слон», «Здравствуй солнце», на развитие дыхания: «Барабан», «Жуки», «Шарик», «Гуси», «Комары» «Самолет». «Паровоз» После сна: упражнения «Потягушечки», «Водичка», обучение приемам самосассажа: «Рельсы». На прогулке: отображать движения животных (медведь, лиса, заяц) «Слон»- развивать силу, «Заяц» - развивать скорость, «Веселые движения» - на создание положительного настроя.
В самостоятельной деятельности: игры – драматизации по сказкам, которые способствуют развитию умения подражать движениям животных, прослушиваем песенки по теме, с целью –воспитывать любовь к музыке, умение слушать и воспринимать музыку.
Забота о здоровье детей – важнейшая задача всего общества. Данная задача должна осуществляться не только родителями, но и педагогами образовательных учреждений начиная с дошкольного возраста. Здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, распевки, артикуляционная гимнастика, игровой самомассаж и др., используемые на занятиях музыкой при подготовке к пению, помогают развивать музыкальные способности детей, укреплять здоровье и являются одним из средств физического развития ребенка.
Новизна данной темы заключается в использовании здоровьесберегающих технологий в игровой форме на традиционных музыкальных занятиях во время певческой деятельности.
Данный проект поможет родителям задуматься о проблеме «правильного» дыхания. Актуален он так же для работников образовательных учреждений, так как, используя его, можно научить дошкольника «правильному» дыханию, тем самым снизив уровень заболеваемости детей в ДОУ.
Гипотеза:
Если проводить дыхательную гимнастику в течение трёх месяцев по программе Лазарева, используя её в разных режимных моментах, то уровень заболеваний дыхательных путей у детей в нашей группе снизится.
Цель проекта: Изучить понятие «дыхательная гимнастика» и ее влияние на здоровье детей.
Задачи проекта:
1. Улучшить качество здоровья детей по средствам применения дыхательной гимнастики.
2. Помочь детям овладеть техникой выполнения упражнений и принципами дыхания.
3. Воспитать у детей сознательное и ответственное отношение к занятиям дыхательной гимнастикой.
Этапы осуществления проекта:
1. Организационно-подготовительный
2. Основной
3. Заключительный
Предполагаемый результат:
• снижение простудных заболеваний у воспитанников;
• формирование у участников проекта «правильных» дыхательных привычек;
• изменение отношения детей к сохранению своего здоровья;
• использование здоровьесберегающих технологий в семье;
• обобщение и распространение опыта работы по данной теме.
План работы
Один из разделов программы Лазарева «Здравствуй» называется «Чудо-нос».
Цели этого раздела:
• Улучшить основные дыхательные параметры
• Научить правильным приёмам речевого дыхания (не поднимать плечи во время вдоха, использовать живот и диафрагму во время дыхания);
• Освоить следующие навыки: дыхательную медитацию и дыхательную гимнастику.
Дыхательные серии, из которых строятся пятиминутки здоровья:
Певческое дыхание.
Упражнение «Гармошка»: вдох, на вдохе ребра расходятся в стороны, на выдохе гармошка не спешит вернуться на место.
Упражнение «Шарик»: вдох, надувание шарика (живот выпячивается вперед) и «гармошки». На выдохе шарик сдувается, а гармошка остается растянутой.
Эти упражнения способствуют выработке правильного диафрагмально-брюшного речевого дыхания.
«Звуковые эффекты»
- на одном выдохе усиливать звуки, а затем ослаблять их
- издавать резкие отрывистые звуки на вдохе и на выдохе
- изображать звуковые волны (плавный подъем высоты звука и понижение звука)
- горизонтальные движения я зыком при произнесении звука
«Звуковые фигуры»
Ребенок с закрытым ртом произносит звук и при этом выполняет различные фигуры «столб», «мостик», «колобок».
«Озвученные движения»
Упражнения выполняются вначале голосом в состоянии покоя, затем добавляются соответствующие движения, рот закрыт.
«Расслабления» - при произнесении звуков тело максимально расслаблено. Аналогично, т. е. соответственно названиям, выполняются упражнения «напряжения», «удары в воздух рукой и ногой», «маятник вперед- назад, в стороны», «волчок» (вращение туловища в разные стороны, «качели» (приседания и подъем вместе со звуком, «мельница» (круговые движения разведенными в стороны руками).
Психо-дыхательные упражнения «Озвученные эмоции»
«Нежный звук», «Грубый звук», «Недовольство», «Страх», методика извлечения звука зависит от названия упражнения.
Регуляция дыхания во время речи.
Ноги активно напряжены, слегка расставлены, активен низ живота (одна рука на нем, контролирует надувание живота, нижние ребра в стороны (другая рука на ребрах, живот чуть подается вперед, производится артикуляция гласных, согласных.
Большой раздел программы «Здравствуй» называется «Целебные звуки». Цели раздела: научить детей использовать звуки для своего развития и улучшения здоровья, улучшить показатели внешнего дыхания. Используются вокально - речевые нагрузки: пение, чтение стихов, аутоника (прослушивание записи пения самого ребенка).
Разработана серия звуковых упражнений под музыку, каждому звуку соответствует игра и песенка (ноты и слова приведены в программе). Во время исполнения песни дети двигаются не под музыку, а движениями показывают, о чем поют: кинезиотоника. В программе приводится таблица звуков русского языка с соответствующими им образами, песнями и психофизиологическим воздействием на человека. Например: Ф, С, Х, Ц, Л, Щ- расслабляющий эффект, В, З, Ж – тканевая вибрация; П, Б, Д, Т- диафрагмальные толчки. Эти песенки с музыкальным сопровождением можно использовать на занятиях в качестве физкультминуток.
Звуковое дыхание
Комплекс направлен на стимуляцию обменных процессов в клетках за счет звуковой вибрации.
Звуковая релаксация
Цель: расслабление дыхательных и других мышц.
И. П. лежа, глаза закрыты. Произносится тихий ровный звук, который тянется как можно дольше. Каждый звук- 2 раза. Звуки: Ф, С, Ц, Ч, Ш, Щ.
Звуковые игры
«Тихий голос», «Рифмы», «Звучащее облако», «Трактор», «Самолеты» и другие.
Валеологические песенки-распевки
Несложные, добрые тексты и мелодия, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
Цель распевания - подготовка голосовых связок к пению и упражнение в чистом интонировании определенных интервалов.
Валеологические песни-распевки дети быстро усваивают, быстро запоминают и больше проявляют интереса к короткой песенке. Доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок и приятная мелодия поднимают настроение, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голосовой аппарат к пению.
Таким образом, применение педагогами вышеперечисленных игр в непосредственно-образовательной деятельности позволит сделать занятия более разнообразными и интересными, а использование их в досуговой деятельности и в режимные моменты поможет улучшить психоэмоциональное и физическое состояние детей.
В процессе работы по курсу “Здравствуй!” в детском саду совместно с воспитателями и родителями изготовлены игровые пособия, куклы, которые используются в процессе общения. В группе оборудованы: спортивная зона, музыкальная зона, зона художественно-эстетического труда, открыт мини музей воздуха. Имеются атрибуты для подвижных игр, дидактическое оборудование для дыхательных упражнений, массажные коврики, нетрадиционное оборудование, дорожка здоровья. Имеются дидактические, настольные игры, альбомы, художественная литература.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Дальнейшая реализация программы “Здравствуй!” предполагает:
• Активное внедрение инноваций.
• Ориентация на ребенка, на его потребности, возможности и способности.
• Приобретение современных игрушек и оборудования.
• Распространение опыта оздоровительной работы, подготовка статей.
Литература:
1. Т. В. Климова, Здоровьесберегающий аспект воспитательно-образовательных программ для детей дошкольного возраста, НГПУ
2. Е. Л. Новикова, Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников, М. ; 1999
3. М. Н. Щетинин, Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей, М. ; 2007
4. Карасева Т. В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 75.
5. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание. -2004.-№1.-С. 114-117.
6. Оздоровительно-развивающая программа М. Л. Лазарева "Здравствуй!"
7. Лазарев М. Л. Здравствуй! Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2004г
8. Лазарев М. Л. Здравствуй! Книга песен. В 4 частях. Часть 3, 2006г
9. Лазарев М. Л. Книга сказок. Часть 2. "Воздушный волшебник". Развивающее учебное пособие, 2006г